Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе Б «Удивительные камни».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Ирина Владимировна Ващенко

Интересное занятие в старшей группе, которое знакомит детей со свойствами камней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    МДОУ ЦРР Д/С № 46 «Жарок»

Конспект познавательного занятия с элементами      

                          экспериментирования

       в старшей группе Б «Удивительные камни».

Цели:

Образовательные:

  • Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
  • Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  • Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

Развивающие:

  • Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
  • Учить работать с таблицей, и по плану-схеме, закреплять навыки работы последовательно, в определенном порядке
  • Познакомить со свойствами камней (легкий- тяжелый, мягкий- твердый, тонет-плавает, имеет цвет и др.)

Воспитательные:

  • Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
  • Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Методы и приемы:

  • Словесные: вопросы, художественное слово.
  • Наглядные: иллюстрации, плакат-схема, шкатулка с камнями.
  • Практические: физминутка, исследование предметов.

Словарная работа: обогащать словарь новыми словами: ученый, лаборатория.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о камнях Н.А.Рыжова “О чем шептались камушки”, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка детского сада, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Оборудование:

Демонстрационный материал:

- кукла «Незнайка»

- воздушный шарик.

- конверт с письмом

- иллюстрации «Где используются камни»

- Таблица свойства камней

- вода с йодом

- кисть

- колокольчик

Раздаточный материал:

- камни по количеству детей,

- таблица свойства камней

- простые карандаши

- оборудование для проведения исследовательской деятельности

 (лупа,  стакан с водой, вата, камни-сувениры ) 

                                        Ход занятия

Воспитатель звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети вокруг.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.


В. -Закройте глазки. - 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!

В. -К нам пришёл Незнайка из Цветочного города, где живут маленькие человечки.
Незнайка.

« В нашей сказочной цветочной стране, где живут мои друзья- маленькие человечки,  был волшебный камень. Он охранял страну от бед и напастей, защищал нас. Мы все  были счастливы и не знали горя. Но вот однажды всё потемнело вокруг, поднялась буря. А когда рассеялся мрак, то мы увидели, что исчез волшебный камень. Помогите нам вернуть его! Вот вам подсказки, как его найти».  (Схемы для изучения свойства камней).

(Воспитатель помещает схему на мольберт)

В.–  Подумайте, ребята и скажите, кто может ответить даже на самые сложные вопросы? (учёные)

- Предлагаю одеть халаты  и превратиться в учёных.

(дети одевают  халаты).

В.- Приглашаю вас в научную лабораторию.

      -Для чего нужна лаборатория?

Д.- Чтобы проводить опыты.

 В.- Мы с вами в лаборатории. Займите места за столами. Сегодня мы будем изучать свойства камней. Посмотрите, на доске висит схема, которая подскажет,  какое свойство мы будем исследовать сначала?

(Ребенок выходит к доске и рассказывает по схеме).

– У вас на столах лежат таблицы. В ней вы будете отмечать результаты проведённого опыта, обозначая их знаками “плюс” или “ минус”.

1.–Цвет.  Итак, приступаем к выполнению первого опыта, выберите один камень и обследуйте его.

 (Беседа с детьми индивидуально:

В.- Какого цвета камень?

Д.- Они разноцветные.  (Занесите результаты в таблицу).

2.– Прозрачность. Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой. Он прозрачный? Можем ли мы через него увидеть свою ладонь?

(Дети рассматривают,  воспитатель  индивидуально спрашивает:

В.- Какой камень, прозрачный или нет?  (Занесите в таблицу).

 В.– Расскажите, что интересного вы обнаружили, рассматривая камни под лупой?(1-2 ответа ребенка).

3.– Форма. Скажите, какой камень по форме? (Ответы 2-х детей). Отметьте результаты в таблицу.

В. –Из таких  разных по форме камней можно построить гору. Встаньте у своих мест, сейчас мы с вами немножко поиграем и отдохнём.

 Проводится физкультминутка “Гора”

«Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (руки на поясе, наклоны туловища в сторону)

И каждый  день, и каждую ночь  (руки на плечах, круговые движения вперёд).
Катятся, катятся камешки прочь  (руки на плечах, круговые движения назад)

 Раскатились камешки, и с той самой поры (шаг на месте)

Ничего не осталось от нашей горы!» (поворот вокруг себя).

  В.– Пройдите за рабочие места, продолжим работу.

4. –Размер. Теперь сравним камень и вату. Какие они по размеру? (одинаковые)  Как вы думаете, если мы сожмем в одной руке вату, а в другой камень. Как изменится размер камня и ваты?

Д.- Вата стала меньше, а камень остался такого же размера.

 Отметим в таблице это свойство камня.

5. –Вес. Возьмите в одну руку кусочек ваты, а в другую  камень.

Что тяжелее? Как вы это определили? (взвесили на ладони) Какое свойство камня мы определили путём взвешивания (вес) Запишите в таблице.

6.- Твёрдость.  Сомните ещё раз камень и вату. Почему камень нельзя смять? (Он твёрдый.)  

 В.- Я предлагаю проверить ваши предположения. Возьмите в одну руку кусочек ваты, а в другую любой камешек. Сожмите обе руки сильно- сильно. Откройте ладони, посмотрите, что произошло?

Д.-Вата изменила форму, потому, что она мягкая, а камень нет, потому, что он твердый.

В.- Ребята, вы определили еще одно свойство  камней. Камни твердые. Занесите результаты в таблицу.

 7. Плавучесть.

В. -Ребята, что произойдет с камнем и кусочком дерева, если мы бросим их в воду? (Ответы детей) А почему вы так думаете? Предлагаю с помощью опыта проверить ваши предположения. Опустите в стакан с водой один любой камень и кусочек дерева.

В.- Что произошло с камнем?

Д.- Он утонул?

В.- Значит такого свойством, как плавучесть, у камня нет. Занесите результаты в таблицу.

-Подведём итог. Расскажите, какие свойства есть у камней? Ответ детей.

-Как вы думаете, где можно использовать камни, если у них есть такие разные свойства? Эти иллюстрации подскажут вам ответ на этот вопрос.

Д.- Камни используются в строительстве домов, дорог, памятников. (Просмотр иллюстраций с комментариями воспитателя).

 В.-Еще давным -давно люди заметили, что некоторые камни очень красивые, прочные и строили из них замки, крепости, церкви. В современном мире камень больше используется для отделки домов, мостов, фонтанов, балконов, лестниц. Посмотрите, как красиво смотрятся камни в украшениях (кольцах, браслетах)  Камни используют для оформления   дорожек.

  -Сейчас мы проверим, как вы запомнили свойства камней.

-Поиграем в игру.

Я буду рассказывать о свойствах камней, используя предложения, а вы попробуйте сказать это одним или двумя словами.

           -В сережках у мамы огнем он горит (используется как украшение)

-В пыли на дороге ненужным лежит.

-Меняет он форму, меняет он цвет, (форма, цвет)

-А в стройке годится на тысячи лет. (Используется в строительстве)

-Он может быть мелкий — в ладошке лежать. (Размер)

-Тяжелый, большой — одному не поднять. (Вес)

В: Молодцы, ребята, вы ответили на все вопросы, поэтому волшебный камень найден. Это - соленая лампа.

Дети рассматривают камень.

Волшебный камень мы отдадим Незнайке, пусть он его отдаст маленьким человечкам из Цветочного города.

Они прислали вам в знак благодарности медали с надписью «Ты молодец!».

                         

                Составила воспитатель Ващенко И.В.

                                       Январь  2021 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД в старшей группе «Эти удивительные камни»

Программное содержание:·        Расширять знания детей о профессии геолога.·        Формировать представление о камнях, ...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Эти удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием камней, выявлением свойств через опыты с камнями,  познакомить с информацией о пользе камня для человека....

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «В мире волшебных чисел»

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе «В мире волшебных чисел»...

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе №11 «Космическое путешествие»

Конспект познавательного занятия по ФЭМП в старшей группе №11 «Космическое путешествие»...

Методическая разработка на тему: Комплексное занятие в старшей группе «Мир удивительных камней».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи &ndash...

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни»

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями....