Методическая разработка на тему: Комплексное занятие в старшей группе «Мир удивительных камней».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Наталья Владимировна

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich.razrabotkamir_udivitelnyh_kamney.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  на тему: Комплексное занятие в старшей группе  «Мир удивительных камней».

Цель: формирование умения видеть красоту природы в обыденном, в самом невзрачном.

Задачи:

образовательная: закрепить знания детей о неживой природе, расширять представления о взаимосвязях с ней, познакомить с нетрадиционной техникой рисования - на камнях;

развивающая: развивать у детеймыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас;

воспитательная:воспитыватьуважительное,осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: шкатулка с камнями, оборудование для проведения исследовательской деятельности (лупа, гвоздик, монета, стакан с водой, мел, гуашь, кисти.

Используемые технологии: ТРИЗ (мнемотаблицы, ИКТ (ММ презентация, технология исследовательской деятельности (опыты, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (разновозрастная группа, здоровьесберегающая технология (физкультминутка, упражнение с перышком, технология игрового обучения (шкатулка от Хозяйки Медной горы, технология развивающего обучения (выводы детей о результатах опытов)

Методы и приёмы:

словесные: беседы, вопросы к детям, рассказ воспитателя, уточнение;

наглядные: рассматривание, демонстрация;

практические: опытно-экспериментальная деятельность, рисование.

Предварительная работа:

чтение художественных произведений о камнях Н. А. Рыжова «О чем шептались камешки», чтение сказки П. П. Бажова «Каменный цветок», просмотр одноименного мультфильма, рассматривание различных иллюстраций гор, камней. Сбор камней с участка д/с, пополнение уголка экспериментирования различными камнями (привезенными детьми и родителями из разных мест)

Ход:

Дети играют в группе. Воспитатель подходит к небольшой группе детей и начинает играть с ними в д/игру «Поезд» (или «Цепочка слов»(книга – ручка – машина – черепаха – глобус – шкатулка). Далее все дети включаются в игру.

Воспитатель: Посмотрите, что я вам принесла (шкатулка). Мне передала её Хозяйка Медной горы, помните, мы читали о ней сказку и смотрели фильм? Одному ребенку предлагается поднять шкатулку и определить, какая она по весу.

-Как вы думаете, что в ней может находиться? (ответы детей)

-Посмотрим? (воспитатель с детьми рассматривает содержимое шкатулки)

-Что это? (камни) Как вы думаете, нужны ли кому-нибудь камни(ответы детей) -Где можно обнаружить камни(на улице, в горах, на море). Хозяйка Медной горы передала нам обычные камни и попросила украсить их рисунком. Украсим?

-Но прежде мы поговорим о камнях и узнаем их свойства. А для этого я приглашаю вас в лабораторию.

-Как вы думаете, для чего нужна лаборатория? (чтобы проводить опыты). Кто проводит опыты в лаборатории? (Ответы детей)

- Посмотрите, нас встречает заведующий лабораторией (ребенок в белом халате). Он предлагает нам провести опыты. Хотите вы превратиться в учёных, исследователей? (Ответы детей)

Дети младшего возраста с помощью воспитателя проводят опыты, а старшие – помогают, объясняют, делают выводы.

Опыт 1. Какой камень на ощупь? (гладкий, шероховатый)

Опыт 2. Что можно сказать о цвете камней(они разноцветные)Положите перед собой камень и рассмотрите его под лупой, что вы видите? (дети рассказывают, что увидели)

Воспитатель: Уважаемые исследователи, приглашаю вас подойти ко мне. Давайте построим гору из камней.

Физкультминутка «Гора».

Стоит гора – старушка (подняли руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Ее дождик поливает (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам, качают головой)

И каждый день, и каждую ночь катятся, катятся камешки прочь (дети расходятся по сторонам)

Раскатились камешки, и с той поры ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место)

Воспитатель:Заведующий лабораторией предлагает нам продолжить опыты.

Опыт 3. Проверим камень на твердость.

–Поцарапайте камень ногтем, попробуйте поцарапать гвоздем или монеткой. Что можно сказать о камне, какой он? (твердый)

- Сейчас я загадаю вам загадку,попробуйте ее отгадать:«Белый камушек растаял, на доске следы оставил». О каком камне говорится в загадке? Мел – тоже камень. Найдите среди камней мел и покажите его мне. Как вы думаете, чем он отличается от других камней(белый, оставляет следы, им можно рисовать) -Скажите, какой он по твердости? Попробуйте провести по нему гвоздем или сломать (он мягкий и хрупкий, ломкий).

Опыт 4. Плавучесть камней. Ребёнок берет камень, опускает в стакан с водой, наблюдает, что происходит, объясняет результат наблюдения. (утонул, потому что тяжелый).

Опыт 5. Легкий, тяжёлый. Предлагает подуть на перышко и на камень (не сдувается, значит, тяжёлый). Однако, находясь в воде, перемещается, как в море, так и в реке.

Воспитатель, используя мнемотехническую схему (символическую аналогию) предлагает детям рассказать о свойствах камней.

Воспитатель демонстрирует ММ презентацию (из 9 слайдов) «Изделия из камня».

Воспитатель:Из камней делают украшения и разные предметы. Не правда ли, очень красиво?А еще на камнях с гладкой поверхностью можно рисовать. Мы попросим гостей помочь украсить камни для Хозяйки Медной горы. Уже наступила весна и на нашем участке жучки проснулись от зимней спячки. Чтобы им не было скучно, предлагаю вам нарисовать им друзей.

Воспитатель предлагает каждому взять по камню и гуашью нарисовать жуков, украсив их дополнительными деталями на выбор. Ассортимент деталей подобран для мальчиков и для девочек.

Воспитатель:–Какие красивые жуки у вас получились, придумайте каждый имя своему жучку и подумайте, где на участке вы бы его разместили? А теперь расскажите мне, что вам сегодня больше всего понравилось и запомнилось? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»

Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В бору»

Приобщать детей к деятельности в области искусства, первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку вносить посильно элементы прекрасного в окружаю...

Методическая разработка Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Радуга-Дуга»

Развитие чувства цвета, хоть и узкая область в сенсорном воспитании детей, но занимает одно из значимых мест в развитии ребенка. Формируя и развивая у ребенка восприятие бесконечного множества цветов ...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме «Игрушки»

Представленный в методической разработке материал позволит обобщить занятия детей по теме "Игрушки", обогатить их словарный запас, развить связанную речь, память, внимание, зрительное и слух...

Методическая разработка конспекта комплексного занятия для старшего возраста по нравственному воспитанию,с элементами театрализованной деятельности

Конспект занятия с детьми старшего возраста по нравственному воспитанию, с элементами театрализованной деятельности...