Образовательные возможности говорящей среды
методическая разработка

Матвеева Юлия Юрьевна

Материал будет полезен педагогам, работающим по современным образовательным технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_vozmozhnosti_govoryashchey_sredy.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 384 г. Челябинска» __________________________________________________________________________

Российская Федерация, 454136, г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев. 68-Б, Телефон: (8-351)741-24-21;  Email:  mdouds384@mail.ru

СЕМИНАР № 1

Новые подходы педагогов к созданию развивающего

пространства в условиях ДОУ. Технология «Говорящая среда»

«Образовательные возможности «говорящей» среды»

Выполнила:

Матвеева Юлия Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

г. Челябинск, 2022

Добрый день, уважаемые коллеги!

Своё выступление на семинаре я хотела бы начать словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Не обижайте детей готовыми формулами, формула – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мёртвым грузом фактов; обучите их приёмам и способам, которые помогут их постигать».

На мой взгляд, именно эти слова, как нельзя более полно отражают тему моего выступления: «Образовательные возможности «говорящей» среды».

Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребёнка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания родителей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в дошкольных образовательных учреждениях. Внутренние резервы современного ребёнка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, игровой, музыкальной, литературной. В отличие от сверстников прошлых лет, он уверенно комбинирует, объединяет их между собой, потому что ему так комфортнее и всё можно успеть.

Современные дети в детском саду проводят большую часть времени. И наша задача, как педагогов, организовать среду в дошкольном учреждении (в группе) так, чтобы она предоставляла каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

До сих пор мы только говорили о «поддержке детской инициативы», «о поддержке индивидуальности каждого ребёнка», «о самостоятельности воспитанников», а на самом деле всё равно преобладала позиция доминирующего взрослого, подход «солирующей педагогики», когда взрослый всё время куда-то «ведёт» детей за собой, задавая тон, содержание того, что будут делать дети, лишая их возможности проявлять свою собственную инициативу и самостоятельность.

Проявить инициативу и самостоятельность – это значит, что ребёнок внутренне замотивирован на какое-либо действие, сам ставит перед собой цель, сам подбирает всё необходимое для работы, сам это действие осуществляет и сам даёт оценку сделанному.

Одним из элементов развивающей среды в детском саду является технология «говорящая» среда.

Цель «говорящей» среды: создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС ДО, в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

«Говорящая» среда рассказывает детям о теме дня, недели, проекта; родителям «рассказывает», чем наполнена жизнь детей в детском саду; педагогам «рассказывает» об интересах и приоритетах воспитанников в выборе вида и содержании деятельности.

«Говорящая» среда – это мотивирующая ребёнка образовательная среда. 

Если говорить об образовательных возможностях «Говорящей среды», то можно выделить следующее:
1.       Интерактивность.
2.       Информационная доступность.
3.       Возможность интеграции образовательных областей.
4.       Облегченная трансформация учебного материала.
5.       Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль (основная проблема нехватка пространства, воспитатели хотят разместить в группе зоны для разных видов деятельности, но не имеют для этого нужного пространства).
6.       Возможность использования ИКТ, как составляющей части «Говорящей среды».
7.       Способ организации самостоятельной деятельности детей.
8.       Способ сенсорного развития.
9.       Использование в режимных моментах в течение всего дня.
10.   Более эффективное усвоение вариативных программ.
11.   Подготовка к обучению грамоте.
12.   Успешное усвоение нового материала и закрепление пройденного.

Организация образовательной деятельности с учётом технологии «говорящая» среда опирается на ряд требований и правил:

  1. При оформлении экспозиций «говорящей» среды обязательным условием является сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей.
  2. Должна присутствовать систематическая обновляемость экспозиций «говорящей» среды. «Говорящая» среда – мобильна!
  3. К размещённым в «говорящей» среде оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования ФГОС ДО. А именно:
  • Изображения должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
  • Используемые материалы должны быть качественными, прочными и поддаваться чистке;
  • При выборе цветов надо избегать резких контрастных оттенков; большого количества красного, темно-зелёного, синего, белого и черного цветов;
  • Не перегрузить пространство;
  • Чётко понимать, что каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать;
  • Целенаправленное, адресное использование компонентов технологии.

Таким образом, «говорящая» среда – это инструмент обучения, развития и воспитания, использование которого позволяет ребёнку приобрести разнообразный учебный опыт, отличиться индивидуальностью, ощутить свой вклад в общее дело.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Говорящая» среда как технология организации образовательного пространства ДОУ»

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребенку разные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всесторонн...

Моя авторская технология "Универсальный макет "Островок историй", как элемент технологии "Говорящая среда в образовательной деятельности"

Уже второй учебный год я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.Выявленные проблемы:Для наших детей характерны недостатки зрительно-двигательной координации, узость объема восп...

Технология организации образовательного пространства в детском саду "Говорящая среда"

quot;Говорящая среда" — это технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребенка». Дети  с большим удовольствием принимают активн...

СТАТЬЯ. «Говорящая» среда – это мотивирующая образовательная среда, инструмент обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста.

В статье рассказывается , что "Говорящая среда" даёт ребёнку возможность ощутить и увидеть себя в «своём» пространстве, проявить активность и инициативность, понять собственную з...

Говорящая среда - говорящий дом.

quot;Говорящая среда" - это третий педагог, инструмент развития, обучения и воспитания детей. Это процесс и результат наполнения группового пространства и пространства детского сада материалами ...

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения Созданию мотивирующей, развивающей, предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется ...

Консультация для воспитателей «Вовлечение родителей в образовательный процесс: приёмы «говорящей» среды»

Семья и детский сад – два ключевых института социализации ребенка и только дополняя друг друга, они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие с ...