Занятие по ознакомлению с художественной литературы
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Манджиева Александра Васильевна

Занятие по ознакомлению с художественной литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ОХЛ и развитию речи в старшей группе

Цель:

- Знакомство детей с калмыцкой народной сказкой «Гусь и журавль»;

- Обучение детей пересказыванию сказки, опираясь на вопросы воспитателя;

- Развитие действий моделирования игрового пространства при проведении                     игры-драматизации;

- Развитие выразительной речи и выразительных движений детей;

- Воспитание интереса и желания по-доброму относиться к живой природе родного края.

Оборудование: ПК, экран, видео проектор, пиктограммы, атрибуты к сказке.

Ход занятия

В: Ребята, только что через это окошко к нам залетело это (держит что-то в ладошках). Как вы думаете, что это?

Д: Птичка, звездочка и др.

В: Я сейчас вам покажу, только вы сильно не дуйте, иначе оно улетит. (воспитатель раскрывает – там перышко) Посмотрите, какое оно? (ответы детей). Мне кажется, оно прилетело сюда, не зря. Оно просит нас идти за ней прямо в весеннюю степь. Перышко, как же мы попадем туда так быстро, мы ведь не летаем. Ребята, как мы можем попасть в степь? (ответы детей). А может повторить волшебные слова? Ну, что, ребята, в степи не боитесь оказаться.

Д: Нет.

В: Повторяйте волшебные слова

Птицей в небе закружусь,

и в степи я окажусь.

(музыка П.О. Чонкушова «Рапсодия степи»)

В: Посмотрите, как хорошо в степи. Расцвели вокруг тюльпаны. Какие они? Вон там, за бугорком кто-то посвистывает. Кто же там? Видите, как колышется на ветру ковыль, потрогайте его мягкие тонкие стебли.

(экран включается)

В: Ребята, посмотрите, там невдалеке от нас степные птицы. Кто скажет, как зовут этих птиц?

Д: Это журавли.

В: Давайте потихоньку сядем здесь так, чтобы было всем удобно и понаблюдаем за ними. Только будьте внимательны и не спугните их. (воспитатель смотрит с детьми видео фильм и в нужный момент тихо комментирует) Это журавль - красавки. Посмотрите на их беленькие косички, растущие от глаз. Обратите внимание на их хвост, при ходьбе он большой, красивый, так как к хвосту присобраны его крылья. А ноги у них какие длинные.

(фильм заканчивается, воспитатель начинает беседу с детьми)

В: Вот и улетели они.

Ребята-

- Как называются эти птицы? Это птица журавль-красавка.

- Что особенного в этой птице? Почему ее называют красавкой? (Она отличается изящным сложением, удлиненные маховые перья образуют подобие длинного «хвоста», от глаз назад направлены «косички»-пучки тонких белых перьев, ноги черные).

- Говорят, что журавли танцуют, правда ли это? (да, это их изящные легкие подскоки, взмахи широких крыльев, приседания, подлеты)

- Как вы думаете, эти два журавля друг другу кто? (Да, действительно, это журавлиная семья. Журавли образуют пары на всю жизнь, они никогда уже не расстаются, и каждую весну у них появляются по 2 птенца).

- Как мы можем ласково называть журавля?

В настоящее время они занесены в красную книгу нашей страны, так как их осталось очень мало. Этой удивительной птице многие народы посвящали стихи, песни, загадки, сказки. Может быть, вы знаете их?

Д: Да, русская сказка «Лиса и журавль», народная сказка «Журавль и цапля», русская народная сказка «Хитрый журавль» и др.

В: Издавна калмыки очень любили эту птицу и посвящали ей также стихи, песни, танцы и конечно сказки. Вот одну из них я могу вам рассказать. Хотите? Ну, тогда, нам надо вернуться к себе в детский сад. Повторяйте за мной:

Птицей в небе закружусь,

В детском саду я окажусь.

В: Вот мы и группе, присаживайтесь поудобнее. Эта сказка называется «Гусь и журавль»

(воспитатель рассказывает сказку)

«Гусь и журавль» калмыцкая народная сказка

Однажды гусь, плавая в воде, вдруг стал хвастаться перед другими птицами: «Я и по земле хожу, я и в воде плаваю, я и в небе летаю!» А журавль, услышав эти хвалебные слова, говорит гусю: «Как ты глуп! А ты можешь, как сайгак, быстро бегать по степи? Уга-га-га! Не-ет! Как рыба, плавать в реке? Уга-га-га! Не-ет! Как орел, летать в вышине? Уга-га-га! Не-ет!»-отвечал глупый гусь и обиженно замолчал. «Ведь истина заключается в том, сказал журавль, - что, чем много дел делать плохо, лучше делать одно, но хорошо».

В:

- Как вы понимаете слово «истина»? (это правда, это говорит точно, верно).

- Что значит выражение «хвалебные слова»?

- Как вы понимаете - «Чем много дел делать плохо, лучше делать одно, но хорошо»? Объясните.

- Кто их персонажей вам больше понравился и почему?

- Чему учит сказка? Чему хотел научить журавль гуся?

Игра «Наоборот»

Высокий - низкий

Хороший – плохой

Один – много

Хвастливый – скромный

Д: Не надо хвастаться, лучше делать что-то одно.

В: (работа с пиктограммой, воспитатель выкладывает в наборное полотно схемы и спрашивает)

- Какие два главных персонажа в сказке? (два главных героя журавль и гусь)

- Как хвастался гусь? (Я и по земле хожу, я и в воде плаваю, я и в небе летаю!)

- Что у него спросил журавль? (А ты можешь, как сайгак, быстро бегать по степи? Как рыба, плавать в реке? Как орел, летать в вышине?)

- В чем заключается истина? (Чему хотел научить журавль гуся?)

В: Теперь мы с вами покажем два образа: гуся и журавля.

                              (музыка П.О. Чонкушова «Рапсодия степи)

- Плывет гусь, плывет он важно, высоко подняв клюв, втянув шею, размахивая крыльями, медленно вращая голову по сторонам.

- Идет журавль, на тонких длинных ногах грациозно их переставляя, мягко подпрыгивая, взмахивая широкими крыльями, кружится в танце.

В: (предлагает детям занять места) Вам понравилась сказка? (Да, понравилась) Давайте ее всем расскажем: родителям, воспитателям, детямв детском саду, но как же мы это сделаем? (???) У меня есть интересная идея, мы с вами можем заснять рассказ этой сказки на видеокамеру. Но чтобы это хорошо получилось, надо чтобы один рассказывал, а остальные внимательно слушали, так как она записывает любой шум.

(Воспитатель направляет на себя камеру и говорит: Уважаемые зрители для вас дети старшей группы расскажут калмыцкую народную сказку «Гусь и журавль)

- Для родителей сказку расскажет …..

- А для воспитателей кто расскажет …..

- Для детей детского сада в котором работаю я, кто расскажет …..

Предлагаю для малышей показать маленький театр. Идите ко мне, давайте посоветуемся (шепчется).

(Двое одевают атрибуты шапочек, двое детей открывают занавес, один держит камеру, остальные зрители, воспитатель автор)

                                        Театрализация сказки.

(после воспитатель предлагает всем вместе посмотреть один маленький отрывок)

В: Сегодня вы были прекрасными рассказчиками, актерами. А где же наше перышко? Вот оно. (воспитатель берется за перышко и вместе с ним стягивает ткань, из-под которой взлетают шары) Ой, это взлетели журавлики! Журавль – это почитаемая птица на всем земном шаре. Бумажный журавлик – талисман, приносящий счастье. Его изображают на открытках с пожеланием здоровья. Он стал символом мира и добра. Я дарю его вам (говоря слова, воспитатель дарит детям шары).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень»

Произведения искусства - литературно-поэтические, художественно-изобразительные, музыкальные будут больше понятны и доступны детям, если знакомить с ними в комплексе, что мы и попытались сделать, объе...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

занятие по ознакомлению с художественной литературой

Это занятие для старшего дошкольного возраста.Можно провести его,как открытое занятие...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Королевство стихов и сказок" (итоговое занятие)

Конспект итогового занятия по ознакомлению дошкольников  с художественной литературой в старшей группе. На этом занятии дети в игровой форме вспоминают сказки, рассказы и стихи, с которыми познак...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой и ознакомлению с окружающим «Кто в теремочке живет».

развивать восприятие, умения отгадывать загадки; рассматривать игрушки животных...

Занятие «Патриотическое воспитание на занятиях по ознакомлению с художественной литературой»

В данном занятии по патриотическому воспитанию сформулированны основные задачи и раскрыты методы и приемы организации работы по нравственно-патриотичскому воспитанию детей с помощью художественной лит...