Главные вкладки

    План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
    методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

    Комиссина Оксана Владимировна

    План самообразования воспитателя

    Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год

    Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»

    Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

    Задачи:

    1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

    2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

    4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_samoobrazovanie_podgot.gruppa.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования воспитателя

    Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год

    Тема: « Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»

    Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.

    Задачи:

    1.Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

    2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.

    4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.

                          Актуальность выбранной темы

    Прекрасен сказок мир воздушный-

    к нему с младенчества привык,

    мне мил и дорог простодушный,

    животворящий их язык.

    К. М. Фофанов.

    Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.

    Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство - это время развития умственного, физического, душевного, время приобретения знаний об окружающем мире, формирование личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он получает знания об окружающем мире.

    ^ А что же такое любознательность?

                                                                                                                            Любознательность - это склонность к приобретению новых знаний.

    В программе говорится, что ребёнок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.

    Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
    Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. 
    Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
    Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.

     методы и приёмы: 

    Словесные – Чтение, рассказывание ( знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы- Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.

    Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.

    Игровые: дидактические и подвижные игры на закрепление полученных знаний.

    С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми:

    1.занятия

    2.литературные викторины

    3.вечера загадок

    4.литературные игры

    5.организация выставок детского творчества

    6.создание проектов

    Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К.И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!

    К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.

    Таким  образом, ознакомление с художественной  литературой дошкольников  действительно  занимает  важное место во всей системе учебно - воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребёнка, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.

    Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

    Ожидаемый результат:

    1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.
    2. Участие воспитанников во всероссийских  викторинах, в конкурсах детского творчества.
    3. Вовлечение родителей в совместную  творческую  деятельность.
    4. Результаты  диагностики  по чтению художественной литературы.

    Литература:

    1. Гурович Л.М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М.: Просвещение, 1992. – 64 с.
    2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
    3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М.,Мозаика-Синтез,2007.

    1. А.Михайлова «Попробуй сочинить сказки»

    1. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982.

    Тема

    Задачи

    Пути реализации и формы работы

    Способы оформления материала для использования в практической работе

    Сроки выполнения

    «Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста»

    1.Отбор диагностики для определения уровня развития детей по ознакомлению с литературными сказками.

    2.Определение условий образовательной деятельности с детьми.

    3.Определение специальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    4.Соотнесение задач обучения и темы занятий по чтению художественной литературы подготовительной к школе группе.

    1.Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности.

    2.Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми.

    3.Определить роль методов и приёмов в ознакомлении с художественной литературой.

    4.Систематизировать дидактические игры

     5.Анкетирование родителей

    1.Составить перспективный план по ознакомлению с литературными сказками.

    2.Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС.

    3.Составить план работы с родителями.

    4.Взаимодействие с городской библиотекой.

    Сентябрь-октябрь 2014

    «Педагогические условия развития любознательности в процессе ознакомления с художественной литературой»

    1.Разработать систему работы по формированию всестороннего творческого развития детей с литературными сказками.

    1.Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с методами и приёмами

    2. Внедрение в работу конструктора сказок по В.Я. Проппа

    1.Сбор материала по данной теме

    2.Разместить консультации для родителей в информационном уголке.

    3.Изготовление дидактических игр

    4.Оформить альбом иллюстраций и репродукций по сказкам, рассказам…

    5.Создание книг из рисунков детей.

    Ноябрь-апрель 2014-2015

    «Внедрение полученных результатов»

    1.Проверить эффективность используемой системы работы

    2. Анализ, обобщение результатов

    3.Размещение материалов в сети Интернет, публикация.

    1. Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»

    2.Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам»

    3.Для родителей «Проекты по художественным произведениям»

    4.Игра-КВН «Путешествие по сказкам»

    1.Разработаны методические рекомендации по ознакомлению с литературными сказками старшего дошкольного возраста.

    2.Организация выставок творческих работ совместно с родителями (проекты).

    3.Организация выставок детского творчества -детских рисунков и детских работ.

    4.Организация тетрализованных игр

    Май 2015


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС»

    Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью ...

    Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

    «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

    План по самообразованию "Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков в художественно - продуктивной деятельности по средствам нетрадиционных техник рисования"

    месяц Формы работы    С детьми подготовительной группыС педагогамиС родителямисентябрьСоциально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, познавательное...

    Отчёт по самообразованию «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с художественной литературой» За период: сентябрь 2017 год – май 2018 год

    Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.Одним из средств формирования...