«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС»
статья на тему

Боровская Светлана Николаевна

Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы элементарного планирования, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС»

Выполнила: воспитатель высшей категории Боровская С.Н.                                МБДОУ «Детский сад № 6 комбинированного вида» г. Мценска

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей логика – наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род

К.Д. Ушинский

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании дошкольников.

В.А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Современный образовательный процесс дошкольных учреждений ориентирован на федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГОС), в которых указано на необходимость «построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми».

Реализация такой важной образовательной области как «Познание» в части развития познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается за счет таких форм работы, как:

– исследование;

– проектирование;

– коллекционирование;

– экспериментирование.

Эти формы работы позволяют обеспечить достижение интегративного качества выпускника дошкольного учреждения, которое определено в ФГОС как «Любознательный, активный». Данное качество характеризуется тем, что ребенок «…интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».

Способствуют развитию любознательности дошкольника следующие факторы:

1.   Общение с ребёнком.

2.   Большое значение для развития любознательности  ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом.

Задаче развития любознательности и активности в большей степени соответствует экспериментирование как форма детской познавательной деятельности и как метод ее организации (С.Н. Николаева, Н.Н. Поддъяков, Ф.А. Сохин и др.

Детское экспериментирование – это сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе экспериментирования дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности – от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы элементарного планирования, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Мы, придерживались определения, предложенного Н.Н. Подьяковым «Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой».

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создавать модель явления и обобщать полученные действенным путем результаты, сопоставлять их, классифицировать и делать выводы о данных явлениях.

Работая с детьми, в условиях детского сада, мы сделали вывод, что для них характерно неустойчивое отношение к живой и неживой природе, отсутствует выраженная положительная направленность к этим объектам. Отношение к окружающему миру ситуативное. Дети, наряду с отдельными позитивными действиями, могут проявлять по отношению к объектам небрежность, даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, механически, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. В связи с тем, что личный опыт детей беден, представления о природных объектах и их свойствах поверхностны, часто неадекватны. Живыми считают неживые объекты, имеют незначительные представления о нормах отношения к животным и растениям. Мотивируют необходимость бережного отношения к ним, утверждая, что «так и надо».

Проведенная нами работа показала, что для детей старшего дошкольного возраста, экспериментирование является деятельностью, развивающей их любознательность, познавательную сферу, формирующей познавательные интересы, активность, самостоятельность, что в конечном итоге способствует успешной социализации  детей в обществе.

Список литературы:

1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

2. Иванова, А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология» [Текст] / А. И. Иванова. – Новокузнецк, 1999.

3. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в дет-ском саду [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

4. Куликовская, И. Э., Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С. Н. Николаева. – М.: Издат. центр Академия, 2002. – 336 с.

6. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова,  М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432 с.

7. Савенков, А. И. Методика проведения учебных исследований в детском саду [Текст] /А. И. Савенков. – Самара, Учебная литература, 2005. – 32 с.

8. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст] / Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

Статья о развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования....

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников....

Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...

«Развитие исследовательской активности и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Доклад из опыта работы по организации с детьми дошкольно возраста исследовательской деятельноти...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...