Поэзия С.А.Есенина в работе с дошкольниками
статья по художественной литературе (старшая группа) на тему

Данная контрольная работа пригодится учащимся педагогических колледжей и ВУЗов. Цель работы - выявить роль поэзии в работе с дошкольниками. В работе подробно рассматривается творчество С.А. Есенина, изучаются особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста, проводиться обзор педагогической литературы по проблеме, также описывается методика использования поэзии С.А.Есенина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

1. Поэзия С.А. Есенина как предмет изучения в литературоведение        

2. Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста        

3. Обзор педагогической литературы по проблеме ознакомления детей с поэзией        

4. Методика использования произведений С.А. Есенина        

Заключение        

Список литературы        


Введение

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Значительно место в процессе ознакомления дошкольников с поэзией занимает творчество Сергея Есенина.

Сергей Есенин был и остается одним из величайших поэтов Серебряного века. Родившись в Рязанской губернии, а потом, переехав в Москву, он не забывал о своей малой родине. Для Есенина родина - это основной стержень его поэзии от первых строк до последних. Лучшие стихи Есенина запечатлели духовную красоту русского человека. Его емкие ошеломляющие образы - почти всегда настоящее художественное открытие.

Актуальность темы состоит в необходимости привития подрастающему поколению любви к русской литературе, великим русским поэтам, а также необходимостью разработки новых подходов к ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с произведениями С.А. Есенина.

Цель работы – выявить роль поэзии С.А. Есенина в работе с дошкольниками.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть творчество С.А. Есенина;

- изучить особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста;

- провести обзор педагогической литературы по проблеме;

- описать методику использования поэзии С.А. Есенина.

 

1. Поэзия С.А. Есенина как предмет изучения в литературоведение

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (2 октября) 1985 года. С двух лет он был отдан на воспитание деду по материнской линии, большому знатоку церковных книг. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Они доводились Сергею дядьями. У Сергея Есенина было замечательное, настоящее, золотое детство. И юность была яркая - с множеством стихов, с влюбленностями, с мечтами. Геннадий Иванов говорит, что никто в русской поэзии не писал так пронзительно об ушедшей молодости, как Есенин. Об этом вообще мало писали великие поэты. У Есенина это одна из основных тем. Но, может быть, острота боли и нежности поэта происходит еще от наложившегося интуитивного ощущения, что не только отзвучавшие в сумрак года молодости уходят, но сама Россия уходит. Такая Россия, которой никогда уже больше не будет. Как и молодости.

Удивительной, не подвластной обычным человеческим меркам, была судьба Есенина. За тридцать лет он успел так много, словно прожил огромную жизнь. Изменчивость созданного им поэтического мира тоже выглядит беспримерной. Оставаясь самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько поэтов. Исключительная широта внутреннего диапазона, столкновение несходящихся крайностей присущи ему, как мало кому еще в истории русской литературы.

Когда весной 1915 года совсем еще юный Есенин приехал в Петроград, это явление поразило многих, но только самые проницательные наблюдатели увидели тут начало поистине дивной будущей судьбы. Успех молодого поэта был стремительным и громким. Он начинал, что было вполне естественно, как певец дорогого ему крестьянского мира.

Александр Дмитриевич Андреев в своей книге «Есенин» показал юность поэта, его первые, но уже размашистые шаги в советскую поэзию, его первые уроки жизни, встречи с представителями рабочего класса Москвы и мальчишеское увлечение революционной романтикой. Легенда основана на документах о Есенине, на записках современников, разговорах с людьми, знавшими его лично. Эпиграфом к книге служат слова А.С. Пушкина: «Перед ним молва бежала, Быль и небыль разглашала». Именно эти слова раскрывают всю творческую суть Есенина.

Изучением жизни Сергея Есенина занимается Сергей Петрович Кошечкин. Он является составителем книги «Жизнь Есенина», которая представляет собой хронологический рассказ родных, друзей, знакомых Сергея Есенина о жизни поэта, истоках его патриотической лирики, о связях поэта с видными писателями-современниками. Среди авторов воспоминаний: Е. и А. Есенины, М. Горький, Н. Тихонов, С. Городецкий, Вс. Рождественский, П. Чагин, В. Качалов, А. Миклашевская и другие.

С.П. Кошечкин является автором вступительной статьи книги, в которой он дает краткую биографию поэта и рассказ о его творчестве. Главная мысль статьи заключается в словах Кошечкина: «Читая Есенина, читаешь автобиографию души художника, видишь движение характера во времени, само время. Тихая радость первых встреч с окружающим миром; робкие мысли о неустроенности жизни; милосердие к слабым, бедным, униженным; томление по «нездешним перелескам»; предчувствие небывалой грозы; восторг в дни революционной бури; ожидание скорого «мужицкого» рая и крушение этих надежд; растерянность и тяжкое похмелье в «Москве кабацкой»; минуты счастья с любимой женщиной; обретение веры в новые «путеводительные светы» и горькое сознание: «остался в прошлом я одной ногою…»; трагические раздумья о несовершенстве действительности и собственной души - ни о чем не умолчал поэт. Ничего не скрыл - ни хорошее, ни плохое, все выкладывал, как на духу: «Себя вынимал на испод». Распахнутость до конца: «Вот такой, какой есть…». Раздумывая о себе, он рассказывал о мире, в котором жил, и его раздумья были раздумьями о нем самом»[1].

В книге Станислава Юрьевича и Сергея Станиславовича Куняевых «Сергей Есенин» прослеживаются сюжетные линии, до сих пор не разработанные в литературе: Есенин и Троцкий, Есенин и Сталин, Есенин и семья Романовых. По-новому освещены взаимоотношения поэта с Зинаидой Райх, Айседорой Дункан и другими спутницами жизни, роль Есенина в становлении русского национализма 1920-х годов. Л.В. Занковская в своей статье «Характерные черты стиля Сергея Есенина» раскрывает характерные черты стиля поэта до революции и после.

По ее мнению поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Примером тому могут быть и более ранние произведения на исторические темы: «Песнь о Евпатии Коловрате», «Марфа Посадница», «Ус» и др. Целый ряд фольклорных жанров: былины, частушки, загадки, обрядовые, лирические, исторические песни, сказки и т.д. - получали свою собственную жизнь в его стихотворениях. Многие герои его исторических поэм гораздо ближе к фольклорным прототипам, нежели реально существующим личностям. Его персонажи жизненны. Добро и красота - суть их натуры и их жизни. Крестьянский мир не просто описан Есениным, поэт заглянул ему в душу и увидел нежность грустной русской души, увидел героическое в нем, запечатленное исторической песней и былиной. Патриотизм Есенина глубоко органичен, он тоже - от истоков отцов. В нем отражается все, что составляет его сущность: это мать, родственники, родная земля, Русь.

В дореволюционной поэзии Есенина прослеживается прямое воздействие на поэта народной поэтической культуры. Для этого периода стиля Есенина характерно образование устойчивых эпитетов с помощью существительных (что присуще для народного эпоса) типа: «Схимник-ветер шагом осторожным / Мнет листву по выступам дорожным». Сердце-вещун, мать-голубица, сокол-ветер, березка-невеста, девица-вьюга, лес-хороводник, туча-борода, месяц-ягненок и др. - вот далеко не полный перечень излюбленных тропов поэта, попавших к нему из лаборатории народного творчества, секреты которого он знал досконально. Уже в ранних стихах Есенина природа воспринимается как живое существо, способное во всем уподобляться человеку. В мировой и русской литературе метафора - явление едва ли обязательное, но в творчестве Есенина - это особенность его стиля, унаследованная от народнопоэтических традиций.

Л.В. Занковская обращает внимание на то, что в поэтической образности Есенина важное место занимает цветопись; владение этим искусством досталось как драгоценное наследство от устной речевой стихии, от иконописи, «умозрения в красках» - источника познаний изобразительных средств, из интереса и внимания ко всем сторонам человеческого бытия, свойственного его художественной натуре. Но главным учителем и кладезем цветовой гармонии для поэта была русская природа: «Я учусь, я учусь моим сердцем / Цвет черемух в глазах беречь».

Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов. Богатство есенинского радужного спектра возможно сравнить лишь с красками природы.  Природа у Есенина, по словам Л.В. Занковской, следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными опенками звучания («В роще по березкам белый перезвон»; «А у низеньких околиц / Звонко чахнут тополя»; «Хвойной позолотой / Взвенивает лес»). Эпитет его многомерен и, интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонический оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», «звенящая рожь» и т.д.).

2.Особенности восприятия литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста

Художественный образ восприятия произведений литературы имеет субъективно-объективную природу. Он объективен в том смысле, что все необходимое для понимания уже сделано автором, вмонтировано в художественную ткань вещи. Существует «объективность» текста литературного произведения, музыкальной культуры, пластических форм, живописного создания. Объективность художественного образа не исключает, а предполагает активность воспринимающего, трактующего по-своему созданное художником. Восприятие литературного произведения – это сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом слушателя, оно имеет ряд особенностей, свойственных восприятию человеком окружающего мира во всей его сложности и, в частности, восприятию произведений любого вида искусства. Это, прежде всего, его целостность, активность и творческий характер.

Восприятие это активная деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес. Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений искусства. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

С точки зрения отечественных психологов, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально-насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали[2].

Как всякий процесс, художественное восприятие проходит определенные этапы своего развития. Основы его закладываются в период дошкольного детства и напрямую связаны с возрастными особенностями развития психики ребенка. При этом нисколько не принижается роль обучения и воспитания, напротив, содержание и формы образовательного процесса дошкольного учреждения должны разрабатываться и строиться на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и иметь целью способствовать развитию и становлению личности ребенка.

В своих исследованиях Р.М. Чумичева доказывает возможность формирования полноценного художественного восприятия у старших дошкольников. Основой для этого служит, по ее мнению, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес. М.Р. Львовым были подробно описаны психологические особенности восприятия художественного произведения детьми 6-7 лет. Так, противопоставляя квалифицированного и неквалифицированного читателя, он пишет, что раскодирование графических знаков не вызывает затруднений у квалифицированного читателя, все усилия он тратит на осознание образной системы произведения, на уяснение его идеи и своего собственного отношения к ней.

Однако ребенок в данном возрасте еще не владеет навыком чтения в достаточной степени, поэтому для него преобразование графических знаков в слова – довольно трудоемкая операция, которая часто затмевает все остальные действия, и чтение, таким образом, превращается в простое озвучивание, а не становится общением с автором произведения. Воспринимая произведение на слух, ребенок сталкивается с уже озвученным содержанием и озвученной формой. Через форму, предъявленную исполнителем, ориентируясь на интонацию, жесты, мимику, ребенок проникает в содержание произведения.

Психологи считают, что дети в возрасте 6-7 лет, проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип отношения – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения. Второй – интеллектуально-оценочный – зависит от житейского и читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа. Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего к нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на основе анализа результатов читательской деятельности. Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается, как и своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, так и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления.

Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н.Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной авторам, читатель видит обобщенный смысл, проблему, поставленную в произведении.

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений. Согласно исследованиям дети в возрасте 6-7 лет не могут самостоятельно, без помощи взрослого осознать идейное содержание произведения; дети этого возраста не могут по описанию воссоздать в воображении образ ранее неизвестного предмета, а воспринимают его только на эмоциональном уровне; читатель шести – семи лет не осознает, что в художественном произведении воссоздается не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения. Читатель этого уровня подготовки не может оценить соответствие содержания и формы.

Стремление к поэзии возникает у детей очень рано. Не случайно первые детские книжки – это сборники потешек, стихов, песенок. Свобода детских ассоциаций и отношения к миру как к чуду, открытому впервые, тянет детей к поэзии подсознательно. Потребность в ней приходит позже, а может и вообще не прийти, если педагог и семья не предприняли в этом направлении грамотных профессиональных усилий. В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств искусства, что ведет к более глубокому его восприятию.

Пусть это и незаметно на первый взгляд, роль поэзии в жизни ребенка очень важна, ведь именно с созвучных строк начинается наше общение с ним. Рифмы создают ощущение упорядоченности, стройности речи, умиротворенности. Музыкальность детских стихов – их несомненное достоинство. Поэзия для малышей помогает «настроить душу» на восприятие высоких чувств. В духовном развитии человека, только вступающего в мир, художественное слово имеет гораздо больший вес, нежели в жизни человека уже сформировавшегося, ибо оно для него не просто один из важнейших, возможных путей познания мира, но способ этого познания, точка зрения на мир. И от того, каким образом слово войдет в сознание ребенка, во многом будет зависеть его целостное миропонимание и мировидение.

 

3.Обзор педагогической литературы по проблеме ознакомления детей с поэзией

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с поэтическими произведениями. Стихи для ребенка - это могучее средство всестороннего воспитания: они способствует развитию у детей любви к Родине, к родной  природе, воспитывают любовь к родному языку, будят детское воображение, вызывают детскую игру. В.Г. Белинский считал, что «стихи, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев и др.)

О.С. Ушакова отмечает, что поэзия открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Поэзия сопровождает человека с первых лет жизни. Восприятие поэтического произведения будет полноценным только при условии, если ребенок к нему подготовлен[3].

Основной принцип детской поэзии - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко запоминаются и легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются. Это свойство отличает почти все детские стихи. В то же время каждое из них имеет свое лицо. Все они новы и по сюжету, по ритму, образному строю. В том-то и секрет долговечности лучших стихотворений. В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи.

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объем запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует. Р.И. Жуковская указывает, что для запоминания дошкольниками стихотворений, потешек и т. д. существенное значение имеют звучность, ритмичность и смежные рифмы. Интерес к самому содержанию способствует запоминанию стихотворений только в тех случаях, когда они совершенны по форме.

Не менее важное значение для развития памяти имеет активное отношение ребенка к слушанию литературных произведений, деятельность по их восприятию. Это выражается во внутреннем сопереживании литературному герою. Л.С. Славина установила, что уже у преддошкольника при соответствующей педагогической работе можно вызвать интерес к судьбе героя, заставить ребенка следить за ходом событий. А.В. Запорожец, исследовавший вопрос о восприятии детьми-дошкольниками литературных произведений, указывает, что оно носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует вместе с ним. Деятельность, которая при этом осуществляется, особенно в начале дошкольного возраста, по своей психологической природе очень близка к игре.

Значение мысленного действия для процесса запоминания отмечалось Р.И. Жуковской. У малышей лучше запоминались такие стихотворения, в которых они могли прямо поставить себя на место действующего лица; у средних же и старших дошкольников лучше запоминались стихи, в которых близкие детям образы позволяли осуществить мысленное действие. Р.И. Жуковкая приводит пример, когда мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению — 23 строчки; после повторной игры и показа картинок — 38 строчек. Таким образом, активное действие значительно повышает запоминание. Особенности процесса запоминания при этом всецело определяются характером деятельности, которую производит ребенок и в которую включено запоминание.

Очень важно с самого раннего детства приучать кроху не только к коротеньким детским стишкам, но и к настоящей, большой поэзии. Стихи воспитывают в малыше особое, вдумчивое, непрагматическое отношение к литературе. Ведь очень часто бывает, что человек ждет от прочитанной книги какой-то конкретной пользы: поучительного примера, познавательной истории, полезного совета, возможности расслабиться и повеселиться или, наоборот, пережить острые ощущения[4]. А лирическая поэзия всего этого лишена. Зато она дает возможность насладиться красотой слова и ритма, окунуться в стихию чистого чувства. Дети, которым читают много стихов, обладают великолепной памятью и чувством ритма, безо всякого труда запоминают длинные тексты.

Чудодейственные свойства детской поэзии были замечены давно. Если ребенку грустно, если он плачет от боли или обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, дерется – рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. А еще будут способствовать развитию речи, обогатят словарный запас ребенка, научат его использовать образные определения и метафоры, помогут освоить грамматику родного языка, овладеть связной речью. Секрет воздействия поэтических произведений – в представлениях, которые они вызывают у юных слушателей, заставляя их мыслить, сопоставлять, делать выводы, познавать мудрость и силу вымысла, в эмоциях, ими порождаемых.

4. Методика использования произведений С.А. Есенина

Для начала следует рассмотреть методические требования к заучиванию стихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Читая хором, дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность.

Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах. В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

У занятий по заучиванию стихотворения есть определенная специфика построения. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути, она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».)

После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. Воспитатель не должен умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения: Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Пауза после чтения педагога дает детям возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии.

С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их послушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного запоминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логическую связь между частями. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.

Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку. В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

Рассмотрим методику использования творчества С. Есенина на примере знакомства дошкольников с произведением «Пороша».

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Сегодня вам предстоит встреча с замечательным стихотворением Сергея Есенина «Пороша». Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Посмотрите вот на эти рисунки и картины.

Демонстрация иллюстрации с зимними пейзажами.

Ведущий: Композиторы пишут музыку и посвящают ее природе. Послушайте одно из таких произведений.

Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Зима».

Ведущий: А теперь послушайте стихотворение С.Есенина «Пороша».

Чтение стихотворения С.Есенина «Пороша».

Ведущий: Стихотворение называется «Пороша». А вы знаете, что такое пороша? Что нарушает тишину лесного зимнего царства? Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения? Сейчас мы перечитаем стихотворение, а вы постараетесь представить, какими красками вы бы передали настроение слов в каждом четверостишии? У вас есть лист, разделенный на четыре квадратика, каждый из которых соответствует четверостишию. Вы можете раскрасить квадратики теми цветами, которые каждый из вас представляет при чтении.

Повторное чтение стихотворения: Еду. Тихо. Слышны звоны / Под копытом на снегу, / Только серые вороны / Расшумелись на лугу.

Ведущий: Расскажите о ваших представлениях. Каким цветом вы бы могли раскрасить первый квадратик? Возьмите кисточку и нанесите на первый квадрат тот цвет, который соответствует вашему восприятию.

Заколдован невидимкой, / Дремлет лес под сказку сна. / Словно белою косынкой / Подвязалася сосна.

Ведущий: Каково настроение поэта, очарованного лесом? Как изображен лес? Почему поэт говорит о нем, что он «дремлет», а не «спит»? Что вы представляли, читая это четверостишие? А теперь возьмите кисточку и краски. Какой цвет, по-вашему, соответствует второму четверостишию? Закрасьте второй квадрат выбранным цветом.

Понагнулась, как старушка, / Оперлася на клюку, / А над самою макушкой / Долбит дятел на суку.

Ведущий: С кем сравнивает поэт сосну? Что такое клюка? Чем является клюка в стихотворении? Как вы думаете, почему сосна наклонилась? Что вы представляли, читая эту часть стихотворения?

Скачет конь, простору много, / Валит снег и стелет шаль. / Бесконечная дорога / Убегает лентой вдаль.

Ведущий: Какие представления возникли у вас при чтении? Почему поэт пишет «валит снег»? Какой цвет, по-вашему, соответствует данному фрагменту? Возьмите краски и закончите рисование таблицы цветонастроения[5].

Заучивание стихотворения. Ведущий: Теперь прочитаем стихотворение, соблюдая ритм, передавая настроение. Постарайтесь нарисовать голосом картинки. Как вы думаете, что Сергей Есенин хотел выразить в своем стихотворении? Какой отзвук находит стихотворение в вашей душе: о чем напоминает, какие будит мысли? В качестве домашнего задания можно попросить детей нарисовать иллюстрацию к стихотворению, используя для изображения цвета из таблицы цветонастроения.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи. Большое значение в этом возрасте имеет подготовительная работа, обеспечивающая полноценное восприятие произведения. Занятие усложняется за счет более глубокого анализа стихов. Вместе с тем не стоит увлекаться работой по осмыслению поэтического текста. Это снижает художественный образ, его влияние на детские эмоции. К поэзии нельзя подходить только с познавательной стороны, забывая о силе обаяния, которая кроется в художественной форме.


Заключение

Поэзия Сергея Есенина занимает большое место в литературе благодаря своей многогранности, доступности, красочности, актуальности, которая не теряется со временем. Выбор поэзии Есенина не случаен, так как для качественного ознакомления детей с поэзией важную роль играет легкость восприятия произведения. Отличительная особенность есенинской цветописи - мажорность, четкость, импрессионистическая точность, осязаемость. Краски у него всегда живые, как все в природе; динамичные, соответствующие даже мгновению, времени суток и месяца; мелодичные, броские, звучащие, что кажется удивительным при почти элегической тональности его стихов.В традиционной методике ознакомления детей дошкольного возраста с поэзией выделяются такие приемы, как чтение, прослушивание, заучивание стихотворений на память. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции. Можно сделать вывод, что для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Основной критерий, позволяющий определить уровень восприятия произведения, - степень образной конкретизации и образного обобщения. Этот критерий учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного. Под образной конкретизацией понимается способность читателя на основе деталей воссоздать в воображении целостный образ. Образное обобщение предполагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, поставленную проблему.

Список литературы

  1. Александрова О.И. Художественный мир поэзии С.А. Есенина. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2007 – 357с.
  2. Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду. Учебное пособие. – М.: Академия. 2005 – 214с.
  3. Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2010 – 510с.
  4. Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия. 2009 – 582с.
  5. Занковская Л.В. Характерные черты стиля Сергея Есенина. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2003 – 180с.
  6. Мешков Ю.А. Литературное развитие дошкольников. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2008 – 372с.
  7. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Владос. 2010 – 448с.


[1] Александрова О.И. Художественный мир поэзии С.А. Есенина. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2007 – С.51.

[2] Ежкова Н.С. Дошкольная педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия. 2009 – С.83.

[3] Мешков Ю.А. Литературное развитие дошкольников. Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2008 – С.109.

[4] Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. Учебник для ВУЗов. – М.: Юрайт. 2010 – С.175.

[5] Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду. Учебное пособие. – М.: Академия. 2005 – С.64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья для открытого педагогического конкурса "Есенинские уроки". "Приобщение детей дошкольного возраста к фольклорным традициям при знакомстве с поэзией С.А.Есенина.

В данной работе содержится конспект занятия "Сказочный образ лебедя в фольклоре и творчестве великих русских поэтов и композиторов, который можно провести в подготовительной - старшей группах дет...

«Использование поэзии С.А.Есенина для формирования выразительного чтения стихотворений детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье можно узнать, как развивать выразительносмть через поэзию. Использованние иннотационных компонентов, приемов работы....

« Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей

laquo; Использование современных технологий в работе с дошкольниками по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни и основах безопасности жизнедеятельности в Использование современных...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...

Конспект литературного вечера на тему: «Природа в поэзии С. А. Есенина» с детьми подготовительной к школе группе.

Знакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта – Есенина С. А.Побуждать к чтению поэтических произведений, учить чувствовать и слышать красоту русского слова.Формировать интерес ...