Применение познавательных сказок в умственном воспитании детей дошкольного возраста.
статья по художественной литературе на тему

Умственное воспитание - процесс сложный и трудный. Представления должны осваиваться последовательно, равномерно и систематически.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение познавательных сказок в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Умственное воспитание - процесс сложный и трудный. Представления должны осваиваться последовательно , равномерно и систематически. Известно, что обучение осуществляется наиболее продуктивно, если идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные ранее, становятся необходимыми детям, а потому усваиваются легче и быстрее. Любые, даже самые сложные, знания можно преподнести ребенку в форме игры, путешествия, сказки и пр. Самостоятельные открытия детей, разрешающие проблемные ситуации, выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения в перед.                       Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяет ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого ряда сложных задач, учится рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия.                                                                                      Что же такое сказка? Сказка - это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычными специальными композиционно-стилистическим построением. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме обозначить для себя теоретические вопросы об устройстве мира ( о добре и зле, жадности и щедрости, глупости и уме и т.п.) и решить проблему неопределенности, т.е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира. Обучение дошкольников можно осуществлять в форме сюжетно-ролевой игры средствами сказки, детского экспериментирования, в стратегии детского диалога между детьми и воспитателем и детьми между собой.  В качестве активного средства умственного воспитания может выступать познавательная сказка. Это увлекательная история с веселыми и умными героями, позволяющая формировать знания, представления и познавательный интерес к изучаемому предмету или явлению, содержание которой выступает в качестве особого рода  занимательных проблемных ситуаций, заданий, требующих размышления, действенного обследования, выдвижения и проверки гипотезы. Можно выделить несколько принципов использования сказки с познавательным содержанием в обучении детей 4-5 лет: во-первых, содержательной основой сказки является познавательная, а не развлекательная информация. (например, посредством сказок у дошкольников формируются экономические, временные и др. представления); во-вторых, в сказках действуют вымышленные персонажи либо реальные вещи, предметы, объекты, которые наделяются несвойственными или человеческими способностями; в- третьих, главное для воспитателя вызвать у детей интерес, положительное отношение к героям сказки. Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. Например на занятиях по математике можно использовать авторские познавательные сказки Л.А. Левиной, Г.В. Сапгира "Кубарик и Томатик, или веселая математика".  В издании  говорится о запоминающихся приключениях Томатика и Кубарика. Авторы познакомят малышей с элементарными понятиями в математике, используя проверенные временем приемы, обучат их счету, установлению неравенства и равенства групп предметов, различению их формы. Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой "Необыкновенные приключения в городе Математических загадок", "Как Топ учился математике". В раздел «Занимательная математика» вошли сказки, задачи-шутки, головоломки, загадки, считалки, сценарии проведения математических досугов. Они помогут детям проявить свою сообразительность, смекалку, научат вести самостоятельный поиск при решении задачи.                                                                                                         Таким образом организация занятий с познавательными сказочными историями способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно сказывается на умственном воспитании детей дошкольного возраста.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно–методическое пособие «Умственное воспитание детей дошкольного возраста».

Мышление — высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Основные виды мышления: наглядно-действенное мышлени...

"Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста"

Загадки – один из самых давних и самых распространённых видов народного творчества. В древние времена загадка имела определённое значение, служила средством проверки мудрости, имела познавательну...

Консультация для воспитателей. Познавательные экологические сказки как активное средство в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Познавательные  экологические сказки формируют у детей осознанно-правильное отношение к различным природным объектам, и прежде всего к тем, которые рядом с ними. Сказки  не уводят дошкольник...

Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

АннотацияВ данной статье рассматривается проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста. Определены задачи и содержание умственного воспитания дошкольника.Ключевые словаУмственное воспитан...

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

План. 1. Роль умственного воспитания в системе целостного развития дошкольников. 2. Задачи умственного воспитания дошкольников. 3. Содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста. 4. Усло...