В гостях у А. Н. Корольковой
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Масленникова Лариса Владимировна

Организация образовательной деятельности на тему:

"В гостях у А. Н. Корольковой"

 

Цель:

 расширить и углубить знания о творчестве воронежской сказительницы Корольковой А.Н..

Задачи:

-  развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки;

- обогащать речь детей пословицами, фразеологизмами, понимать их переносное значение;

- воспитывать интерес и любовь к творчеству земляков.

Развивающая среда:

 комната сказок, портрет А.Н.Корольковой, иллюстрации к сказкам: «Финист – Ясный сокол»,  «Илья Муромец и Святогор  богатырь», «Белая лебёдушка», «Птица – горлица», «Птичий язык», «Горошинка», «Вова-Королевич», свеча.

Ребята, дети всех народов любят сказки. Народов на Земле много и сказок много. У каждого народа своя история и свои обычаи. И каждый народ сочиняет свои сказки для детей своей страны. У русского народа тоже богатая история и культура. Их создавали умелые мастера, защищали храбрые и сильные богатыри, украшали добрыми делами простые люди. А чтобы история не забывалась, сочиняли сказки и рассказывали эти сказки детям, а те, когда становились взрослыми, рассказывали сказки уже своим детям. Так дошли сказки и до нас.

    Сегодня мы с вами поговорим о Воронежской сказительнице Корольковой  Анне Николаевне (показываю портрет Корольковой).

 Королькова А.Н. родилась 110 лет назад в селе Старая Тойда Воронежской области. Когда Анна Николаевна Королькова была маленькой девочкой, то очень любила слушать сказки. Когда Королькова выросла, она стала записывать эти сказки и сама сочинять сказочные истории. Сказки Корольковой Анны Николаевны любят и взрослые и дети. В них всегда добро побеждает зло. Они интересны и поучительны. В них прославляются добрые, смелые люди и высмеиваются жадные, трусливые, злые.

    Звучит русская народная музыка, зажигаю свечи.

Ребята, сегодня я вам расскажу сказку А.Н.Корольковой «Птичий язык».

(Рассказываю сказку).

Беседа по сказке:

- Какое настроение вызывает эта сказка?

- Смешной или печальной она вам показалась?

- Назовите главных героев сказки?

- Какие « сказочные слова» вы заметили в этой сказке?

- Какой эпизод в сказке запомнился больше других?

- Почему так называется эта сказка?

- Придумайте другое название сказки?

   Ребята, вы уже знаете, что короткие мудрые мысли, меткое слово называют в народе пословицами. Пословицы учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Например:

   1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

   2. Лениться да гулять – добра не видать.

   3. Сам себя губит, кто других не любит.

- Подумайте и скажите, какая пословица подходит к этой сказке?

- О ком в сказке можно так сказать? Объясните, почему вы так думаете?

- Чему учит эта сказка? Как об этом можно сказать иначе?

Молодцы. А сейчас мы с вами немного отдохнём.

Проводятся игры:

Пантомимическая игра «Узнай героев сказки».

Игра-загадка  «Узнай, кто это?» (с помощью пальцев рук).

Ребята, у героя нашей сказки были волшебные помощники, друзья.

Назовите их?

- А каких ещё волшебных помощников вы знаете?

Проводиться игра «Подскажи словечко».

У Емели - щука

У Малыша – Карлсон

У Незнайки – его друзья

У Ивана Царевича – лягушка и другие

Ребята, в сказках Корольковой А.Н. часто встречаются разные выражения. Например: «Не по дням, а по часам».

- Что оно обозначает? Как сказать по- другому?

 Упражнение «Скажи по- другому»:

«Повесить голову»,

«Надуть губы»,

«Как снег на голову»,

«Ахнуть не успел»,

«Не покладая рук».

Молодцы, ребята. А сейчас ваша любимая игра «Что было бы …»

«Если бы все сказки на земле исчезли…»,

«Если бы я был волшебником…».

Замечательно, друзья! А теперь закройте глаза. Давайте представим какого цвета может быть смех, боль, радость, ложь, счастье, доброта, печаль, зло.

Проводиться игра «Живая радуга»

Ребята, нам пора возвращаться домой, в группу.

- Какое настроение возьмём с собой?

-Какие сказки Корольковой А.Н. вам нравятся?

- Чтобы вы хотели послушать в следующий раз?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.

Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...

А. Н. Королькова - сказительница земли воронежской.

Краткая биография А. Н. Корольковой....

ПРОЕКТ ПО СКАЗКАМ А.Н. КОРОЛЬКОВОЙ.

Знакомство детей с творчеством А.Н. Корольковой .Развитие интереса к творчеству земляков, к народному творчеству....

Презентация проекта по сказкам А. Н. Корольковой

Верьте, взрослые и дети,Верьте в сказки волшебство.И тогда на всей планетеСчастье будет и добро....

Презентация для детей "Великие земляки. Анна Николаевна Королькова"

126 лет назад родилась Королькова Анна Николаевна, писательница-сказочница.В 1933 г. Королькова переехала вместе с семьёй в Воронеж.С 1937 г. начала сочинять сказки.В 1941 г. в Воронеже вышел первый с...

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста с элементами театрализации по сказке воронежской сказительницы Корольковой Анны Николаевны

Разработка предназначена для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений. Конспект поможет преподнести знания о театре в доступной для детей форме. Дети познакомятся со сказкой воронежской сказител...