«В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Фольклорное развлечение в русской избе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект: «В тереме расписном я живу. К себе в гости в избу всех гостей приглашу».

(Звучит русская народная песня).

Хозяюшка: (Обращение к гостям) Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Пожалуйте пляски да игры смотреть, песни да сказки слушать

Хозяюшка:

Прилетели птицы из-за моря,

Уселись на моем заборе

Песни пели, сказки сказывали.

Одну сказочку я переняла

Да вам, принесла, слушайте!

С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся -  радуются, что прошла зима и наступает весна. Итак, начинается Масленица в понедельник. Понедельник называется «встреча». Вторник – «заигрыш». Среда – «лакомка». Четверг – «широкая масленица» или «разгуляй четверг».

Пятница и суббота – были «гостевыми днями». Воскресенье – седьмой и последний день масленицы – был днем «проводов зимы»: чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с масленицей.

Хозяюшка:

Россия  – края дорогие,

Здесь издавна  русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Так на Руси с песнями, да с плясками и с веселыми играми встречали праздник – «Масленица».

(Русская народная песня «Мы давно блинов не ели…»).

     (Слышится  крик петуха).

Хозяюшка:

У меня есть дружок

Голосистый петушок.

Маслина головушка

Шелково бородушка.

Поиграть нас зовет

Да скучать нам не дает.

(Русская народная игра  «Петушок»).

Трух-трух, трух-трух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Сапоги с узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит: кто услышит, тот сидит. Дети останавливаются. «Петушок» кричит: «Кукареку», машет крыльями. Дети приседают

Ку-ка-ре-ку! Всех детей я догоню.

(Петушок догоняет детей).

Петушок: Никого я не догнал, а лишь только я устал. Сяду, посижу на ребяток посмотрю.

  Хозяюшка:

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

В гости к нам придет матрешка!

Ложки в руки все мы взяли

Вместе дружно заиграли.

(Звучит русская народная песня «На горе-то калина», дети играют на ложках).

Выходит Матрешка:

Здравствуйте, ребятишки!

Я матрёшечка, я круглёшечка!

 Я в деревне родилась и на славу удалась.

 Щёчки пухленькие, сама кругленькая

Ноги ходят, ходуном не стоят на месте

Эх, давайте-ка друзья

Мы попляшем вместе.

 (Исполняется русская народная пляска).

Матрешка:

В круг скорее все вставайте

Игру со мною начинайте.

(Игра с матрешкой)

Гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

Кто первый дойдет, колокольчик мой возьмет.

Матрешка:

Есть еще одна игра «Прятки» называется

Глазки закрываются

Игра начинается.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем тебя искать.

Хозяюшка

Кукла Матрешка нарядна, красива.

Кукла Матрешка - улыбка России.

Чтоб матрешка красовалась.

И на деток любовалась

Нужно всем нам постараться

И портрет ее собрать.

(Дети собирают портрет матрешки).

 (Колокольный звон (1.21) на фоне видеоряда учитель читает стих).

                      Чистые, чудные звуки любо душою ловит          (слайд1)

                                Ими тревожные муки в сердце больном хоронить.     (слайд2)

                                 Колокол русский, народный. Колокол церкви святой     (слайд3)

                   Чуден твой голос свободный, люб отголосок мне твой.

1. Оргмомент. Мотивация.

   - Ребята, вы знаете, каждый колокол обладает своим голосом.   Густой и сильный, его называю колокольным звоном.

    - Как вы думаете, где находятся колокола?

(На колокольне, в звоннице).

    - Правильно.(слайд 4)  Колокольня -  это башня с колоколами на здании церкви или у церкви.                                                                                                                                                                                                                                                                             Она является одной из необходимых принадлежностей храма.

    - А кто звонит в колокола?

(Звонарь)

    - Звонарь – (слайд 5)                                                                                                                                                                                                это очень сильный человек, ведь колокола подчас весят от 320 кг-мов. до 32 тонн,  и только сильный человек способен справиться с такими  инструментами.

    Интересный факт: От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие их них кладут в уши круглые ягоды, например рябины, калины или затыкают уши ватой.

      И конечно,  звонари должны обладать внутреннем чутьём, хорошим чувством ритма, прекрасным знанием звукоряда и владеть техникой исполнения.

    Русский народ соединил со звоном свои торжественные и печальные события, потому звон служит выражением и радости, и грусти, и торжества. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, и каждый из них имеет своё название и значение.

11. Сообщение темы. Цели урока.

   - Сегодня на уроке мы послушаем только некоторые из звонов и откроем для себя удивительный, таинственный мир загадочных созвучий. Наша задача -                               понять о чём они рассказывают и определить, что главное в колоколах -  это ритм и характер.

1.    - В конце апреля все православные люди будут отмечать великий праздник – Пасхи.  ( слайд 6)                     

      Пасха - это главный праздник в году для всех верующих христианского мира.

      Пасха – это церковный праздник, поэтому в ночь с субботы на воскресенье во всех православных церквях проходит служба, где звонарь исполняет пасхальный звон. Этот праздник (слайд 7) есть залог мира, источник примирения, истребления врагов.

    В этот святой день в церкви на колокольню разрешено подниматься  детям и звонить в колокола. (слайд 8)

    Послушайте,  как описывает Александр Куприн эти впечатления.

(читает Павлова Н.)

        «Колокольня. Какая весёлая, пьянящая, головокружительная пестрота внизу, под моими ногами. Небо страшно близко: вот – вот дотянешься рукой до белого пухлого ленивого облачка. О, верх детского счастья – наконец – то в моих руках верёвка от самого главного, самого большого колокола.

         Грушевидный язык его тяжёл и долго скрипит своим ухом, пока его раскачиваешь. Ба – ам! Теперь уж больше ничего не видишь, не слышишь и не понимаешь. В ушах больно от мощных медных колебаний, Ещё!...ещё».

(Слушаем пасхальный звон 1.30).

    - Что вы представляли, когда слушали пасхальный звон?

    - Я думаю, вы услышали, что звонили в разные колокола.

    - Как вы думаете, какой колокол был ведущий: большой, средний или маленький?

    - А какой ритм был у большого колокола? (длительности нот большого колокола были целыми и половинные.)

2.    - Но не только по праздникам звучал колокольный звон, каждая церковь имеет свои перезвоны.

    -Я предлагаю вам послушать выразительные звоны Софийского собора

(слайд 9) и определить, что лежит в основе этого звона?

(Слушаем Софийский звон 3.11).

       - Какой характер передал нам этот колокольный звон? Обратитесь, пожалуйста к своим словарям для выражения эстетических эмоций. (торжественный, гордый, уверенный, жизнеутверждающий).

       - Какие колокола исполняли мелодию и какой из колоколов был за основу? (большой колокол – основа, а средние и малые колокола исполняли мелодию.)

3.    -Не только музыканты, писатели, но и художники обращались к теме колокольного звона.

    - Перед вами три картины известного художника Исаака Левитана. (слайд10) Что объединяет эти картины?  (церковь, природа, вода, широта русской природы). (слайды с 11-14)                                                                          

    - Скажите, «тихо » или «громко» звучат они? («тихо»).

    - Если бы вы были композиторами и вам предложили написать музыку к этим картинам, какой характер вы бы выбрали для своего произведения: песенный, танцевальный или маршевый? (песенный).

    - Я предлагаю вам послушать песню, и подумать: какой картине она созвучна?

 (Слушают «Вечерний звон» 2.18).

    - Как вы думаете, как называется песня? («Вечерний звон».)

    - Да, это русская народная песня «Вечерний звон».

    - А какую картину можно назвать также 1, 2 или3?  (После утверждения детей слайд15)

    - Что добавил колокольный звон в эту песню? Как по -  новому зазвучала эта песня с колоколами? (Колокола обогатили песню, украсили её).

1V. Рефлексия.

    - Ребята, сегодня на уроке мы слушали различные колокольные звоны. Учились определять их характер, настроение.

    - Какой звон вам понравился больше? Почему?

 V. Итог.

      Наш долг (слайд 16) после многих десятилетий забвения национальных русских святынь позаботиться о возрождении колокольных традиций, вернуть былую славу колокольным звонам. Пусть наши города и сёла заполнятся торжественным перезвонам, с которым рождались, жили и умирали наши отцы и прадеды. Кто знает, может быть, православная музыка поможет очистить наши души от злобы, зависти и нетерпения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....