Главные вкладки

    « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
    материал (средняя группа) по теме

    Мурашкина  Марина Михайловна

    « В тереме расписном я живу.

    К себе в избу всех  гостей приглашу»

    Программное содержание

    1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.

    2. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской деревянной

         Архитектуры.

    3. Закрепить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.

    4. Познакомить детей с элементами украшения избы: причелины, полотенце, наличники.

    5. Дать понятие детям о старинных орудиях труда: долото, скобель, стамеска.

    6. Вызвать у детей желание дополнить заготовку избы элементами украшения, вырезанными из полосок бумаги.

    7. Развивать координацию рук.

    8. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством(пословицы, загадки, сказки).

    9. Воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей, любовь и интерес к старине.

     

    Предварительная работа:

     Рассматривание иллюстраций « Памятники древнерусского зодчества»;

    Экскурсия к деревянным постройкам;

    Знакомство с резьбой по дереву;

    Чтение русских народных сказок: « Каша из топора», «Золотой топор»;

    Лепка изб из глины с применением знаний о традиционном способе постройки.

     

    Материал:

    Заготовки изб: прямоугольники, квадраты из бумаги под «дерево» разных размеров;

    Кисти, клейстер, салфетки, ножницы;

    Заготовки: «солнышко», «петушок», « голова коня»;

    Русская музыка в грамзаписи;

    Иллюстрации «Памятники древнерусского зодчества»;

    Картинки: топор, пила, скобень, долото, стамеска;

    Рисунок русской избы;

    Шапочки на голову: лягушка, мышка, заяц;

    Русские народные костюмы;

    Рисунок – подмалевок для анализа детских работ;

    Мольберты.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon murashkina.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема занятия:

    « В тереме расписном я живу.

    К себе в избу всех  гостей приглашу»

    Программное содержание

    1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.

    2. Углубить представление детей о русской избе как памятнике русской деревянной

         Архитектуры.

    3. Закрепить знания детей о дереве как традиционном материале русских построек.

    4. Познакомить детей с элементами украшения избы: причелины, полотенце, наличники.

    5. Дать понятие детям о старинных орудиях труда: долото, скобель, стамеска.

    6. Вызвать у детей желание дополнить заготовку избы элементами украшения, вырезанными из полосок бумаги.

    7. Развивать координацию рук.

    8. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством(пословицы, загадки, сказки).

    9. Воспитывать чувство уважения к мастерству, к результатам труда других людей, любовь и интерес к старине.

    Предварительная работа:

     Рассматривание иллюстраций « Памятники древнерусского зодчества»;

    Экскурсия к деревянным постройкам;

    Знакомство с резьбой по дереву;

    Чтение русских народных сказок: « Каша из топора», «Золотой топор»;

    Лепка изб из глины с применением знаний о традиционном способе постройки.

    Материал:

    Заготовки изб: прямоугольники, квадраты из бумаги под «дерево» разных размеров;

    Кисти, клейстер, салфетки, ножницы;

    Заготовки: «солнышко», «петушок», « голова коня»;

    Русская музыка в грамзаписи;

    Иллюстрации «Памятники древнерусского зодчества»;

    Картинки: топор, пила, скобень, долото, стамеска;

    Рисунок русской избы;

    Шапочки на голову: лягушка, мышка, заяц;

    Русские народные костюмы;

    Рисунок – подмалевок для анализа детских работ;

    Мольберты.

         (У входа в  «избу» встречает хозяюшка)

    ХОЗЯЙКА – Здравствуйте гости дорогие!

    Дети – Здравствуй ХОЗЯЙКА!

    ХОЗЯЙКА – Проходите пожалуйста! ( дети встают полукругом у мольберта, на котором рисунок «изба»)

    ХОЗЯЙКА –  Русь деревянная – края дорогие

            Здесь издавна русские люди живут

            Они прославляют жилища родные

            Раздольные русские песни поют

            (звучит русская народная песня)

    ХОЗЯЙКА – Дети, а вы знаете почему Русь называют деревянной?

    Дети – Да!

           (раздается голос Домовенка Кузи, он в избе).

    ДОМОВЁНОК КУЗЯ – А я не знаю.

    ХОЗЯЙКА – Это кто там не знает?

            (ДОМОВЁНОК КУЗЯ выходит из избы)

    ДОМОВЁНОК КУЗЯ – Здравствуйте!

    Дети – Здравствуй Кузя!

    ХОЗЯЙКА – Кузя, ты не огорчайся, что не знаешь, дети тебе сейчас расскажут.

    ДОМОВЁНОК КУЗЯ – хорошо, я внимательно буду слушать.

    ХОЗЯЙКА – Давным – давно люди строили себе жилища из дерева. Как вы думаете почему?

    Дети – Люди жили среди полей в окружении лесов.

    ХОЗЯЙКА – Правильно, лес давал человеку жилище, кормил его, обувал, одевал. Для строительства выбирали лес крепкий ровный, строили жилище, в основном, из сосен и елей. Как называется дом построенный из бревен?

    Дети – Изба (дом сделанный из бревен)

    ХОЗЯЙКА – Умница, русский человек рождался в рубленной бревенчатой избе и всю жил в ней .

           Как называется та часть избы, которая выходит на улицу?

    Дети – «Лицо» избы.

    ХОЗЯЙКА – Изба смотрит на мир окнами – глазами. Через окна проходит солнечный свет. А как ласково называют окна?

    Дети – Окна называют оконцами.

    ХОЗЯЙКА – Что у окошек справа и слева?

    Дети – Справа и слева ставенки. Открыты ставни – значит, хозяева уже встали, закрыты _ значит еще спят или куда-нибудь ушли.

    ХОЗЯЙКА – Что украшают окна?

    Дети – Окна украшают наличники.

    ХОЗЯЙКА – Молодец! А почему их так называют?

    Дети – Они находятся на «лице» дома.

    ХОЗЯЙКА – Детки, как вы думаете, почему крышу строили со скатом, т.е. не прямо, а под углом.

    Дети – Чтобы вода стекала, когда идет дождь, и снег скатывается.

    ХОЗЯЙКА – хорошо! А что напоминают скаты крыши?

    Дети – Скаты крыши напоминают крылья.

    ХОЗЯЙКА – как называется верхняя часть крыши?

    Дети – Конек.

    ХОЗЯЙКА – Почему?

    Дети – На самом верху крыши красовалась голова  деревянного коня, люди говорил: «Конь на крыше – в избе тише».

    ХОЗЯЙКА – А еще кто мог восседать на верху избы?

    Дети – Петух.

    ХОЗЯЙКА – Птица, встающая с солнцем. И он, петушок, как – будто говорил людям мимо проходящим, что хозяин не ленив, встает рано, везде успевает. А что было самым главным украшением избы?

    Дети – Солнышко.

    ХОЗЯЙКА – Да, круг, солнышко, от него зависело благополучие в семье. Как говорили в народе о солнце?

    Дети – Не земля хлеб родит, а солнце.

    ХОЗЯЙКА – Как называются две доски под скатами крыши?

    Дети – Причелины.

           ( могут повторить хором)

    ХОЗЯЙКА – А вертикальная доска под коньком?

    Дети – Полотенце.

    ХОЗЯЙКА – Избу  люди украшали резьбой.

           ( Обращаю внимание детей на фотографии «Резные узоры».  Посмотрите, как красиво вырезаны узоры мастерами – резчиками по дереву. Скажите, пожалуйста, какие элементы избы украшали резьбой?).

    Дети – Причелины, полотенце, наличники.

    ХОЗЯЙКА – Какие геометрические формы вырезали?

    Дети – Треугольники, квадраты, ромбы, круги.

    ХОЗЯЙКА – Строили избу рабочие – плотники. Они сначала складывали стены из брёвен, топом                 накрывали их крышей, а затем прорубали окна и двери.

             В своей работе они применяли инструменты. А какие вы сами назовёте. Вот вам               задания. ( дети берут конверты, а в каждом из них  разрезная картинка).

             Игра «Собери картинку»

            (топор, пила, долото, скобель, стамеска) (в игре принимает участие Домовёнок Кузя).

    ХОЗЯЙКА – Для чего была нужна пила?

    Дети – Люди распиливали больше бревна.

    ХОЗЯЙКА – А как называется этот инструмент? И для чего он был нужен?

    Дети – Это долото. Им выдалбливали в дереве отверстия, углубления.

    ХОЗЯЙКА А это что?

    Дети – Скобель. Им сдирали кору с дерева.

    ХОЗЯЙКА – Расскажите, как называется этот инструмент?

    Дети  – Стамеска. С её помощью подравнивали углубления в дереве.

    ХОЗЯЙКА – Для чего нужен был топор?

    Дети – Им прорубали окна и двери, срубали деревья и ветки со стволов.

    ХОЗЯЙКА – Да, без топора никак нельзя было обойтись, Русский народ уважил топор и сложил про   него загадки. Какие?

    Дети – 1. Кланяется, кланяется

           Придёт домой растянется

           2.В лес идёт – домой глядит

            Домой идёт – в лес глядит.

    ХОЗЯЙКА  – А в каких  сказках  упоминается топор?

    Дети – «Каша из топора», «Золотой топор».

    ХОЗЯЙКА – А как вы думаете, молоток нужен был для работы?

    Дети – Да, им стучали по долоту и стамеске, а гвозди не забивали, т.к. избу строили без единого гвоздя.

    ХОЗЯЙКА – Тяжело было людям, пока они могли заставить инструменты слушаться.

           Поэтому они любили повторять во время работы «Терпенье и труд - все перетрут».

           А какие ещё пословицы о труде вы знаете?

    Дети – Делу время – потехе час.

            Кончил дело – гуляй смело.

            Без труда не – выловишь и рыбку из пруда.

            хочешь,  есть калачи – не лежи на печи.

           Любишь кататься – люби и саночки возить.

           Маленькое дело – лучше большего безделья.

    ХОЗЯЙКА – А сейчас мы отдохнем немножко ( дети встают в круг).

    Динамическая пауза.

    Инсценирование отрывка из сказки « Теремок»

    с использованием народной игры « Заинька».

    (Дети идут по кругу)

    Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, не высок.

    Вот по полю, полю зайка бежит

    У дверей остановился и стучит.

    Заяц – Кто, кто в теремочке живет?

    Кто, кто в невысоком живет?

    Мышка – Я – мышка норушка!

    Лягушка – Я – лягушка квакушка!

    А ты кто?

    Заяц – Я заяц длинные ушки, коротенький хвостик.

    Все дети. Заинька, заинька, где твой дом?

    Заяц – Мой дом под кустом, под березовым листом.

    Дети – Заинька, заинька, приходи к нам на лужок

                 На головку вить венок!

    Заинька входит в круг. Дети идут по кругу выставляют ножку. И идут в круг, зайчик присел.

    Поднимают зайчика.

    Идут обратно, хлопают в ладоши.

    Заинька, заинька

    Коротенькие сапожки

    Мы тебя поили, мы тебя кормили

    На ноги поставили

    Танцуй, танцуй, сколько хочешь

    Выбирай, кого захочешь.

    ( Зайчик выбирает Домовенка Кузю или ребенка и танцует с ним, танцуют все дети под грамзапись « коробейники» или «светит месяц»).

    ХОЗЯЙКА – Дети, а вы хотите быть мастерами и украсить избу резными узорами?

    Дети – Да!

    ХОЗЯЙКА – Тогда проходите в мастерскую, поудобнее рассаживайтесь и приступайте к работе.

    (Коллективная аппликация «Укрась избу»).

    ХОЗЯЙКА  (работы выставляют на заранее нарисованный зимний пейзаж).

    Дети! Сначала, когда вы приступили к работе все избы были одинаковые. Но вот вы украсили и резными узорами.

    И теперь, как - будто добрые лица, смотрят на нас, все они такие красивые, разные. А в какую избу, хотелось бы вам пойти в гости? Почему? А где вы остались бы жить? Почему? Кузя, а какая тебе изба больше нравится? Если столько изб собрались бы вместе, как это можно назвать одним словом?

    Дети – Деревня.

    ХОЗЯЙКА – Молодцы! Настоящая русская деревня выросла прямо на глазах. Ну, теперь тебе Кузя понятно почему Русь называли деревянной?

    ДОМОВЁНОК КУЗЯ – Да! Спасибо вам большое!

    ХОЗЯЙКА – А сейчас я всех приглашаю к себе в избу и угощу крепким чаем и вкусным пирогом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

    Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

    Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

             занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

    "В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....