Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм. Закрепить знания детей об изготовлении и назначении куклы - зернушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Конспект

Занятия по  ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа.

      в подготовительной группе

Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм. Закрепить знания детей об изготовлении и назначении куклы - зернушки.

У входа в избу детей встречает Хозяюшка.

Хоз.: Здравствуйте гости дорогие.

         В тереме расписном  я живу ,

        К себе в избу всех гостей приглашу.

Проходите, рада вас видеть у себя в русской избе. Давайте посмотрим из чего построена изба ( ответы детей )

Да, ребята на Руси люди строили себе жилища из брёвен, потому что в таком доме очень тепло и уютно , да и Россия славилась и продолжает славиться своими могучими лесами.

Дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров. И многое, что вы здесь видите тоже сделано из дерева и пол, и потолок, и мебель, и посуда. И были даже такие умельцы , что могли из обыкновенного полена вырезать вот такую деревянную шкатулку , в которой хранили разные мелкие предметы. Посмотрите , какая красивая шкатулка. Нравится? У меня в избе много предметов из дерева. Вам из них какие – то  знакомы?(подойти посмотреть, потрогать, спросить для чего применяли)

Вот видите ребята, сколько нужных в быту предметов можно сделать из дерева, недаром дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров.

А сейчас присаживайтесь на лавки, да скажите-ка мне, вот вы живёте все в больших, красивых, современных домах. А чтобы в вашем доме было тепло, красиво и уютно, что ваши мамы делают для этого? ( Ответы детей)

Вот видите, сколько всего ваши мамы делают, чтобы вам было приятно быть дома.

А я вам хочу рассказать, как раньше в старину люди украшали своё жилище. Чтобы в доме было тепло и уютно, хозяйки избу украшали разноцветными самоткаными половиками, разноцветными лоскутными коврами. Посмотрите, какой красивый ковёр, а покрывало на кровати? Ничего не пропадает у хорошей хозяйки, даже самые мелкие кусочки ткани идут в дело и результат – эти необыкновенной красоты изделия.

А в ноябре месяце ребята, когда собран весь урожай, вечерами дети и молодые девки собирались на посиделки, где развлекали себя- загадывали друг другу загадки, водили хоровод, устраивали весёлые игры.

Вот и я вас хочу потешить, в игру с вами поиграть, да загадки загадать.

( Игра с бубном)

Давайте вставайте, помогите убрать лавки, да в круг становитесь. У меня есть волшебный бубен, и я знаю волшебные слова,  а слова такие:

        Ты катись весёлый бубен

        Быстро, быстро по рукам

        У кого весёлый бубен,

        Тот словечко скажет нам.

Сейчас я вам дам бубен, пока я буду говорить волшебные слова, вы его передаёте друг другу, но как только слова закончатся,  и у кого бубен будет в руках, тому я загадываю загадку и он скажет нам отгадку. А мы с вами ребята найдём эту отгадку в избе.

  1. Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. ( пол и потолок)
  2. Что  в избе за коровьи рога? (ухват)
  3. Ни свет ни заря пошёл согнувшись со двора? (коромысло)
  4. Что за урод, нога и рот. Ничего не вижу, ртом таскаю жижу. Сама не глотаю, а выливаю. ( ложка)
  5. Два брюшка, четыре ушка ( подушка)
  6. Светленько, чистенько, посмотреть любенько ( зеркало)
  7. Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

Вот мы и поиграли, но на этих посиделках не только веселили друг друга, но и игрушки делали. Вот, посмотрите- это кукла-зернушка.

Ведь и вы ребята, делали такие игрушки дома с родителями. Вот их сколько у меня. Вспомните, как вы их делали? ( объяснения детей)

- А почему у куклы нет лица? ( ответы детей)

-Да, ребята , лицо никогда не рисовалось, потому что раньше люди были безграмотные, боялись всяких суеверий и они думали, что в неё может вселиться злой дух и навредит человеку.

Молодцы ребята, вот мы и вспомнили, как делали кукол, хорошие они у вас получились. А, давайте,  сделаем их более нарядными. Была я на ярмарке, привезла оттуда много разного товару, может и для наших кукол, что подойдёт.

Подходите, берите куклу и наряд для неё. Выбирайте на любой вкус. Здесь и юбочки, и платочки для них. Ну, что, выбрали? А теперь рассаживайтесь, будем работать.

Ох, и куклы у нас получились.

-Давайте их соберём вместе, да полюбуемся на них. Посмотрите, какие красавицы. А вам какие нравятся?

- А для  чего этих кукол дети мастерили? (ответы  детей)

Давайте ребята, мы своих кукол подарим нашим гостям. Чтобы у них в доме было счастье, чтобы был достаток, чтобы у них было хорошо.

Ну, а гостям не только кукол дарили, но и пирогами угощали.

В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу.

Я иду , иду самовар в руках несу

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Ой, ты печка сударыня, помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Полечи и спаси, в дом богатство принеси.

(достаю пироги из печки и угощаю детей)

Хозяйку потешьте- пирогов поешьте.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Ну, что ребята, понравилось вам вам у меня в гостях?

Ну, а теперь красны девицы и добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь. До свидания, приходите ещё.

( гостям)- А для вас мои друзья, наварила напекла

                 Девяносто два блина, два корыта киселя,

                 Пятьдесят пирогов- не найти едоков.

Пятьдесят пирогов – не найти едоков.

Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте, чайку попейте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....


 

Комментарии

Застольская Наталья Вячеславовна

Татьяна Николаевна, спасибо, замечательный конспект, в наше время обязательно надо знакомить детей с историей и культурой русского народа, чтобы дети помнили и чтили традиции наших предков.