Главные вкладки

    Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм. Закрепить знания детей об изготовлении и назначении куклы - зернушки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

                                       Конспект

    Занятия по  ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа.

          в подготовительной группе

    Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм. Закрепить знания детей об изготовлении и назначении куклы - зернушки.

    У входа в избу детей встречает Хозяюшка.

    Хоз.: Здравствуйте гости дорогие.

             В тереме расписном  я живу ,

            К себе в избу всех гостей приглашу.

    Проходите, рада вас видеть у себя в русской избе. Давайте посмотрим из чего построена изба ( ответы детей )

    Да, ребята на Руси люди строили себе жилища из брёвен, потому что в таком доме очень тепло и уютно , да и Россия славилась и продолжает славиться своими могучими лесами.

    Дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров. И многое, что вы здесь видите тоже сделано из дерева и пол, и потолок, и мебель, и посуда. И были даже такие умельцы , что могли из обыкновенного полена вырезать вот такую деревянную шкатулку , в которой хранили разные мелкие предметы. Посмотрите , какая красивая шкатулка. Нравится? У меня в избе много предметов из дерева. Вам из них какие – то  знакомы?(подойти посмотреть, потрогать, спросить для чего применяли)

    Вот видите ребята, сколько нужных в быту предметов можно сделать из дерева, недаром дерево одно из самых любимых материалов народных мастеров.

    А сейчас присаживайтесь на лавки, да скажите-ка мне, вот вы живёте все в больших, красивых, современных домах. А чтобы в вашем доме было тепло, красиво и уютно, что ваши мамы делают для этого? ( Ответы детей)

    Вот видите, сколько всего ваши мамы делают, чтобы вам было приятно быть дома.

    А я вам хочу рассказать, как раньше в старину люди украшали своё жилище. Чтобы в доме было тепло и уютно, хозяйки избу украшали разноцветными самоткаными половиками, разноцветными лоскутными коврами. Посмотрите, какой красивый ковёр, а покрывало на кровати? Ничего не пропадает у хорошей хозяйки, даже самые мелкие кусочки ткани идут в дело и результат – эти необыкновенной красоты изделия.

    А в ноябре месяце ребята, когда собран весь урожай, вечерами дети и молодые девки собирались на посиделки, где развлекали себя- загадывали друг другу загадки, водили хоровод, устраивали весёлые игры.

    Вот и я вас хочу потешить, в игру с вами поиграть, да загадки загадать.

    ( Игра с бубном)

    Давайте вставайте, помогите убрать лавки, да в круг становитесь. У меня есть волшебный бубен, и я знаю волшебные слова,  а слова такие:

            Ты катись весёлый бубен

            Быстро, быстро по рукам

            У кого весёлый бубен,

            Тот словечко скажет нам.

    Сейчас я вам дам бубен, пока я буду говорить волшебные слова, вы его передаёте друг другу, но как только слова закончатся,  и у кого бубен будет в руках, тому я загадываю загадку и он скажет нам отгадку. А мы с вами ребята найдём эту отгадку в избе.

    1. Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. ( пол и потолок)
    2. Что  в избе за коровьи рога? (ухват)
    3. Ни свет ни заря пошёл согнувшись со двора? (коромысло)
    4. Что за урод, нога и рот. Ничего не вижу, ртом таскаю жижу. Сама не глотаю, а выливаю. ( ложка)
    5. Два брюшка, четыре ушка ( подушка)
    6. Светленько, чистенько, посмотреть любенько ( зеркало)
    7. Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).

    Вот мы и поиграли, но на этих посиделках не только веселили друг друга, но и игрушки делали. Вот, посмотрите- это кукла-зернушка.

    Ведь и вы ребята, делали такие игрушки дома с родителями. Вот их сколько у меня. Вспомните, как вы их делали? ( объяснения детей)

    - А почему у куклы нет лица? ( ответы детей)

    -Да, ребята , лицо никогда не рисовалось, потому что раньше люди были безграмотные, боялись всяких суеверий и они думали, что в неё может вселиться злой дух и навредит человеку.

    Молодцы ребята, вот мы и вспомнили, как делали кукол, хорошие они у вас получились. А, давайте,  сделаем их более нарядными. Была я на ярмарке, привезла оттуда много разного товару, может и для наших кукол, что подойдёт.

    Подходите, берите куклу и наряд для неё. Выбирайте на любой вкус. Здесь и юбочки, и платочки для них. Ну, что, выбрали? А теперь рассаживайтесь, будем работать.

    Ох, и куклы у нас получились.

    -Давайте их соберём вместе, да полюбуемся на них. Посмотрите, какие красавицы. А вам какие нравятся?

    - А для  чего этих кукол дети мастерили? (ответы  детей)

    Давайте ребята, мы своих кукол подарим нашим гостям. Чтобы у них в доме было счастье, чтобы был достаток, чтобы у них было хорошо.

    Ну, а гостям не только кукол дарили, но и пирогами угощали.

    В тереме расписном я живу, к себе всех гостей приглашу.

    Я иду , иду самовар в руках несу

    Самовар в руках несу, прибауточки пою.

    Ой, ты печка сударыня, помоги нам барыня.

    Ты свари, испеки, обогрей, освети,

    Полечи и спаси, в дом богатство принеси.

    (достаю пироги из печки и угощаю детей)

    Хозяйку потешьте- пирогов поешьте.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Ну, что ребята, понравилось вам вам у меня в гостях?

    Ну, а теперь красны девицы и добры молодцы, собирайтесь, наряжайтесь, на гулянье отправляйтесь. До свидания, приходите ещё.

    ( гостям)- А для вас мои друзья, наварила напекла

                     Девяносто два блина, два корыта киселя,

                     Пятьдесят пирогов- не найти едоков.

    Пятьдесят пирогов – не найти едоков.

    Хозяйку потешьте, пирогов моих поешьте, чайку попейте.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

    Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

    « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    « В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

             занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

    "В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...


     

    Комментарии

    Застольская Наталья Вячеславовна

    Татьяна Николаевна, спасибо, замечательный конспект, в наше время обязательно надо знакомить детей с историей и культурой русского народа, чтобы дети помнили и чтили традиции наших предков.