Главные вкладки

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Черепанова Людмила Викторовна

               занятие-развлечение для детей подготовительной группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_16.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

                             В тереме расписном я живу,

    к себе в избу всех гостей приглашу.

    (занятие-развлечение для детей подготовительной группы)

       Цели: дать детям знания, почему раньше Русь называли деревянной; почему дома раньше называли избами, срубами; закрепить названия строительных инструментов: топор, пила, рубанок; познакомить детей с особенностями строительства на Руси, с пословицами об избу; закрепить названия овощей; продолжать знакомить детей с русским фольклором: частушками, песнями; познакомить детей с новой народной игрой «Заря-заряница»; воспитывать интерес и уважительное отношение к русской культуре.

    Ход занятия

    Хозяюшка. Здравствуйте, гости дорогие! Рассаживайтесь поудобнее. Дай Бог тому, кто в нашем дому, - дорогим гостям, милым детушкам, чтобы хорошим было все: и житье, и бытье, и здоровьице!

    Дети.

    Русь деревянная – края дорогие.

    Здесь издавна русские люди живут.

    Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют.

    Хозяюшка. Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли как? Кто поможет мне назвать?

    Дети. Такие дома называли избами. А еще их называли срубами.

    Хозяюшка. Как вы думаете, почему? Не знаете? Тогда послушайте. Лесов на Руси было много, поэтому жилища строили, или, как в старину говорили, рубили, с помощью строительных инструментов. А каких инструментов, отгадайте.

    1.Кланяется, кланяется, придет домой – растянется.  (топор)

    2.Весь мир кормит, а сама не ест.  (пила)

    3.Туда-сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует.  (пила)

    4.Сам деревянный, а голова железная.  (молоток)

    Правильно, молодцы, отгадали мои загадки. Дома рубили при помощи топора из толстых бревен. В работе помогали еще такие инструменты, как рубанок и пила. В народе говорили: «Чем больше рук, тем легче труд».

    (Дети хором повторяют пословицу.)

    Хозяюшка. Правильно. Даже с помощью топора можно было не только строить дома, но и выстрогать вот такую маленькую деревянную ложечку. Это была ювелирная работа. А мастера- умельцы расписывали такие ложки.

                                               А вот ложка расписная

            Была у царя такая-

            Из нее ничего не прольется,

             Щи из нее вкусней,

            Да и каша добрей!

    Моя изба тоже срублена из бревен. И она красивая. Изба встречает гостей, и я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.

    Дети: Наша изба ¬ ровно тепла.

    Домом жить ¬ не лукошко шить.

    Домом жить ¬ не развеся уши ходить.

    Домом жить,¬ обо всем тужить.

             Дом вести ¬ не лапти плести.

            Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

            Она прибирает, она подает,

            Одним одна за всех отвечает.

    Хозяюшка. Да, работы у меня много не только по дому, но и в огороде. Славно мы  весну и лето потрудились. Вы мне хорошо помогали. Всем известно, что без труда не выловишь и рыбку из пруда.

            В огороде и в саду,

            На поляне и  в лесу

            Ждут мои подарки вас ,

            Собирайте про запас!

            Не ленитесь, а зимой

            Пригодится дар вам мой!

    А теперь ответьте на мои вопросы.

    Какие овощи усатые ? (Горох, фасоль, огурец.)

    У какого овоща есть глазки и для чего они нужны? (Картофель.)

    Какой овощ мешал принцессе спать? (Горох.)

    А какое время года приготовило нам такой урожай? ( Осень.)

     Дети.  

               Красотой щедра ты, осень золотая,

    А еще богата чудо  урожаем!

    Огурцы и помидоры,

    Есть морковка и салат!

    Лук на грядке, перец сладкий

    И капусты целый ряд!

    Хозяюшка. Да, славный урожай капусты мы собрали.

    А чтобы капуста сохранилась, мы с вами её и посолим.

    (проводится игра “Солим капусту”.)

    Хозяюшка. А теперь выходи, народ, заводи хоровод.                                                    Дети. Эх, возьму я в руки балалайку

    Да потешу я свою хозяйку !

    Встанем, братцы ,все рядком

    Да частушки пропоем.

    1-й ребенок.

              Начинаем петь частушки, просим не смеяться.

    Тут народу очень много, можем растеряться.

    2-й ребенок.

    Я пойду да разойдуся по зеленой по траве.

    Заиграла балалайка, всё волнуется во мне.

    3-й ребенок.

    У меня на сарафане косолапы петухи.

    Я сама не косолапа, косолапы женихи.

    4-й ребенок.

            У родителей ни часа нет, с ребенком пообщаться.

            Кто в саду общается, быстро развивается.

    5-й ребенок.

            Целый день я так старался, на девчонок не смотрел.

            Еле- еле удержался, дернуть за косу хотел.

    Все вместе.

    У частушки есть начало, у частушки есть конец.

    Кто частушки наши слушал, прямо скажем :” Молодец!”

    Хозяюшка. Молодцы! Вы не только работать, но и веселиться умеете.

    Дети. Не хочешь ли, хозяюшка, загадки про избу отгадать?

    1-й ребенок. Стоит копна, вся в дырах. На копне гора, из горы дым идет. (Изба.)

     Хозяюшка. Вот вам моя отгадка: ”Стоит бычище, проклеваны бочища”.

    2-й ребенок. Дарья  да Марья друг на друга глядят.( Пол, потолок.)

    Хозяюшка. Ой да это те два братца, которые друг на друга глядят, а вместе не сойдутся!

    3-й ребенок. Набита пухом, лежит под ухом.(Подушка.)

    Хозяюшка. Ах, вот она: два брюшка, четыре ушка.

    Молодцы! Хорошие загадки загадали. А не пора ли нам повеселиться?

    Приглашаю вас, ребятки ,поиграть в игру “Заря – зарница”. Посмотрите, какую красивую карусель я для вас приготовила, атласными лентами украсила. Выходите в круг. ( Дети идут хороводом и поют) 

    Игра «Заря-заряница»

    Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют. На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе следующего напарника.

    Дети.

    Заря - зарница, красная девица,

    По полю ходила, ключи обронила,

    Ключи золотые, ленты расписные,

    Один, два, три- не воронь, а беги как огонь!

    Хозяюшка. Играми да плясками сыт не будешь! Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

    Я иду, иду, иду, самовар в руке несу.

    Самовар в руке несу, прибауточку пою.

    ( Подходит к печке.)

    Ой ты, печка-сударыня,

    Помоги нам, боярыня.

    Обогрей, освети,

    Полечи и спаси,

    В дом богатство принеси.

    (Достает из печи пироги и блины, раздает детям.)

    Дети.

                    Тары, тары, тары, бары,

            Выпьем чай из самовара.

                    С пирогами, ватрушками

                    И с блинами вкусными.

    Хозяюшка. Дорогие гости, подходите к столам да угощайтесь на здоровье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

    Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

    Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

    « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    « В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

    "В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....