"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Машкина Нина Матвеевна

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

по ознакомлению детей с устным народным творчеством

Тема занятия:  «В тереме расписном я живу.

К себе в избу всех гостей приглашу».

Цели занятия:

-познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве;

-развивать смекалку, сообразительность;

-воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование:  кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме), гребень, самотканые половики, грабли, коса, вилы, деревянные ложки, кукольная чайная посуда, самовар (из папье-маше), бусы, юбки, платки, балалайка.

Ход  занятия

-Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?

Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:

«В тереме расписном я живу.

Приглашаю всех гостей к себе в избу».

Хозяюшка: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.

Дети причёсываются в уголке ряжения и идут в музыкальный зал. Зал оформлен в виде русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).

Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

-Ребята, давайте и мы исполним Хозяюшке русскую народную песню.

Дети поют песню «Блины».

Хозяюшка приглашает гостей в «избу».

Наша изба ровно тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всём тужить.

-Ребята, а знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие трещинки, вот такие ложки. А какая русская изба без самотканых половиков?

Хозяюшка предлагает гостям сесть на скамейки и отгадать загадки.

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым зубком

Лягут волосы рядком.

                                 (Расчёска)

-Правильно, расчёска. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож?

-А вот здесь в уголку собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки.

Двадцать деревянных коней

Одним поводом веду.

                                           (Грабли)

Блестит, сверкает,

По полю гуляет,

Всю траву срезает.

                              (Коса)

Кто берёт сено тремя зубами?

                                                  (Вилы)

-Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали!

В тереме расписном я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

Самовар в руках несу, прибауточки пою.

Воспитатель: Дети, давайте и мы споём прибауточку.

Кукареку, петушок,

Золотой гребешок.

Вскочил Маше на шесток,

Уклюнул блинок.

Ребёнок:  Наша хозяюшка в дому,

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним – одна за всех отвечает.

Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Полечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Хозяюшка достаёт из печи пироги и блины. Накрывая на стол, напевает:

Эй, чай, чай, чай…

Уж ты, кумушка, встречай,

Прибауткой привечай.

Хозяюшка приглашает всех к столу.

Как для вас, мои друзья,

Наварила, напекла

Девяносто два блина,

Два корыта киселя,

Пятьдесят пирогов – не найти едаков!

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Воспитатель: Ребята, пока Хозяюшка разливает чай, давайте порадует её русской народной песней «Блины».

Дети поют песню.

Хозяюшка:  «Чай пить – не дрова рубить!»

Угощайтесь, гости дорогие!

Дети понарошку пьют чай с пирогами, блинами. После угощения благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.

Ребёнок:  Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку!

Сядем, братцы, все рядком

Да частушки пропоём!

Дети исполняют частушки.

Хозяюшка: Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаёк. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показывает на стол). А это мои голубки, которым место – у прорубки (показывает ложки). Вот какие у меня живут друзья – помощники!

Хозяюшка: Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!

Спасибо Вам, Хозяюшка!

Наделил бы Вас Господь

И житьём, и бытьём,

И здоровьицем!

Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....