Главные вкладки

    "В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Машкина Нина Матвеевна

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе

    по ознакомлению детей с устным народным творчеством

    Тема занятия:  «В тереме расписном я живу.

    К себе в избу всех гостей приглашу».

    Цели занятия:

    -познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве;

    -развивать смекалку, сообразительность;

    -воспитывать интерес к устному народному творчеству.

    Оборудование:  кукла-хозяюшка (из кукольного театра в русском народном костюме), гребень, самотканые половики, грабли, коса, вилы, деревянные ложки, кукольная чайная посуда, самовар (из папье-маше), бусы, юбки, платки, балалайка.

    Ход  занятия

    -Ребята, посмотрите, нет ли нам письма в почтовом ящике?

    Дети открывают почтовый ящик, а в нём приглашение:

    «В тереме расписном я живу.

    Приглашаю всех гостей к себе в избу».

    Хозяюшка: Дети, а вы хотите в гости пойти? Тогда собирайтесь.

    Дети причёсываются в уголке ряжения и идут в музыкальный зал. Зал оформлен в виде русской избы. У входа в «избу» встречает Хозяюшка (кукла из кукольного театра).

    Русь деревянная – края дорогие,

    Здесь издавна русские люди живут.

    Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют.

    -Ребята, давайте и мы исполним Хозяюшке русскую народную песню.

    Дети поют песню «Блины».

    Хозяюшка приглашает гостей в «избу».

    Наша изба ровно тепла.

    Домом жить – не лукошко шить.

    Домом жить – не развеся уши ходить.

    Домом жить – обо всём тужить.

    -Ребята, а знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие трещинки, вот такие ложки. А какая русская изба без самотканых половиков?

    Хозяюшка предлагает гостям сесть на скамейки и отгадать загадки.

    Для кудрей и хохолков

    Целых двадцать пять зубков.

    И под каждым зубком

    Лягут волосы рядком.

                                     (Расчёска)

    -Правильно, расчёска. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож?

    -А вот здесь в уголку собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки.

    Двадцать деревянных коней

    Одним поводом веду.

                                               (Грабли)

    Блестит, сверкает,

    По полю гуляет,

    Всю траву срезает.

                                  (Коса)

    Кто берёт сено тремя зубами?

                                                      (Вилы)

    -Молодцы, ребята, все мои загадки отгадали!

    В тереме расписном я живу,

    К себе в избу всех гостей приглашу!

    Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.

    Самовар в руках несу, прибауточки пою.

    Воспитатель: Дети, давайте и мы споём прибауточку.

    Кукареку, петушок,

    Золотой гребешок.

    Вскочил Маше на шесток,

    Уклюнул блинок.

    Ребёнок:  Наша хозяюшка в дому,

    Что оладушек в меду.

    Она прибирает, она подавает,

    Одним – одна за всех отвечает.

    Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:

    Ой ты, печка-сударыня,

    Помоги нам, боярыня:

    Ты свари, испеки,

    Обогрей, освети,

    Полечи и спаси,

    В дом богатство принеси.

    Хозяюшка достаёт из печи пироги и блины. Накрывая на стол, напевает:

    Эй, чай, чай, чай…

    Уж ты, кумушка, встречай,

    Прибауткой привечай.

    Хозяюшка приглашает всех к столу.

    Как для вас, мои друзья,

    Наварила, напекла

    Девяносто два блина,

    Два корыта киселя,

    Пятьдесят пирогов – не найти едаков!

    Не красна изба углами, а красна пирогами!

    Воспитатель: Ребята, пока Хозяюшка разливает чай, давайте порадует её русской народной песней «Блины».

    Дети поют песню.

    Хозяюшка:  «Чай пить – не дрова рубить!»

    Угощайтесь, гости дорогие!

    Дети понарошку пьют чай с пирогами, блинами. После угощения благодарят Хозяюшку, выходят из-за стола и кланяются.

    Ребёнок:  Эх, возьму я в руки балалайку,

    Да потешу я свою хозяйку!

    Сядем, братцы, все рядком

    Да частушки пропоём!

    Дети исполняют частушки.

    Хозяюшка: Развеселили вас мои пирожки, согрел мой чаёк. А помогли мне в этом мои помощники: печка-барыня, самоварище-дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода; да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (показывает на стол). А это мои голубки, которым место – у прорубки (показывает ложки). Вот какие у меня живут друзья – помощники!

    Хозяюшка: Понравилось ли у меня вам, дорогие гости?

    Воспитатель: Красны девицы да добры молодцы, собирайтесь, да домой отправляйтесь!

    Спасибо Вам, Хозяюшка!

    Наделил бы Вас Господь

    И житьём, и бытьём,

    И здоровьицем!

    Все благодарят Хозяюшку за гостеприимство, прощаются с ней и уходят.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

    Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

    Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

    « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    « В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

             занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда....