Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Шаповалова Евгения Леонидовна

    Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.28 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                           Конспект

    непосредственно образовательной деятельности

    в средней группе

    Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Интеграция образовательных областей:

    «Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка»,  «Труд», «Социализация»

    Виды детской деятельности:

    Игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, чтение художественной литературы

    Задачи:

    Образовательная: Дать детям знания о том, почему издавна Русь называют деревянной. Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Упражнять в загадывании и отгадывании загадок о предметах крестьянского труда и быта.

    Развивающая: Развивать познавательный интерес.

    Воспитательная: Воспитывать духовную культуру, чувство сопричастности к жизни русского народа.

    Планируемый результат: дети знают и называют предметы быта избы, их назначение; знают и отгадывают загадки о предметах старины; проявляют интерес к жизни и быту предков; эмоционально отзывчивы.

    Методы и приемы: проблемная ситуация, беседа, обращение к опыту детей, дидактическая игра, рассказ детей.

    Словарная работа: бревна, гребень, самовар, печь, ухват, изба, прялка, кочерга, коромысло.

    Материалы и оборудования: предметы старины в мини музее народной избы, бубен.

    Ход  непосредственно образовательной  деятельности

    1Создание проблемной ситуации:

    Представьте, как бы мы жили без электричества, без водопровода. Что нам может помочь найти ответ на наш вопрос? Куда мы можем обратиться для того, чтобы найти ответ на наш вопрос? Библиотеки  у нас в детском саду нет, телевидения  тоже нет. Есть мини – музей «Изба». Помогут ли старинные предметы представить нам  как  люди жили раньше? Предлагаю посетить  мини- музей.

    Организационный момент.

    Звучит  мелодия русской народной песни « Ах вы сени, мои сени».

    Детей встречает Хозяюшка.

    Русь деревянная – края дорогие

    Здесь издавна русские люди живут.

    Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют.

    Наша изба встречает нас.

    Вход  детей в избу.

    Хозяюшка. А знаете, почему Русь называют деревянной? (высказывания детей).

    Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

    Наша изба ровно тепла.

    Домом жить – не лукошко шить.

    Домом жить – не развеся уши ходить.

    Домом жить – обо всём тужить.

    Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы или вот такой сундук.

    Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянных станках.

    А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

    Для кудрей и хохолков целых 25 зубков

    И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Дети отвечают.)

    Хозяюшка. Правильно, расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают.)

    Хозяюшка. Много у меня в избе старинных предметов. Знакомы ли они вам? Может вы их видели у своих бабушек и дедушек? Расскажите мне о них, для чего они нужны. (Ребёнок берёт в руки предмет, рассказывает о нём, даёт рассмотреть детям.) Молодцы ребята. Вы много знаете старинных предметов. Давайте отдохнем и поиграем с бубном.

    Игра называется «Игра с бубном».

    Хозяюшка. Вы будете передавать по кругу из рук в руки бубен, а я буду произносить считалку. Ребёнок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, а стоящие рядом с ним отгадывают её.

    Солнце разгорается, игра начинается.

    Ты, катись, весёлый бубен,

    Быстро, быстро по рукам

    У кого весёлый бубен,

    Тот загадку скажет нам.

    Загадки:

    Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли)            

    Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса)

    Кто берёт сено тремя зубами? (Вилы)

    Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – Жучка. (Изба, печь, зола, жар)

    Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

    Без рук, без ног во все стороны кланяется. (Зыбка, люлька)

    Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

    Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

    Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)

    Мать толста, дочь красна, сын-сокол под небеса ушел. (Печь, огонь в печи, дым)

    Светленько, чистенько, посмотреть любенько. (Зеркало)

    Четыре братца одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (Стол)

    У неё в печурочке – золотые чурочки. (Дрова в печи)

    Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, сам в угол идет. (Ухват)

    Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

    Сверху дыра, снизу дыра, а посередине - огонь, да вода. (Самовар)

    Толстый, пузатый, стоит и пыхтит. (Самовар)

    Никогда не ленятся: и ночь работают, и день работают. (Часы)

    Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

    Хозяюшка. Молодцы, ребята!

             Исполнение детьми песни «Русская изба» муз. и сл. З.Я. Роот.

    Хозяюшка. Верно в народе говорят: «Делу время, потехе час». Прошу в избу, гости дорогие.

    Выбегает из-за печки домовенок Кузя.

    Кузя: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется). Я в избе давно живу и со всеми я дружу. Слышал я, как  вы о старинных предметах рассказывали, да сколько загадок о них знаете. Молодцы.

    Кузя: Раз прислал мне барин чаю

               И велел его сварить,

               А я отроду не знаю,

               Как проклятый чай варить.

               Взял ведро, налил водички,

               Всыпал я весь чай в горшок

               И приправил – перцу, луку

              И петрушки корешок.

              Ну и маслица горшок.

              Разлил варево по плошкам,

              Хорошенько размешал,

              Остудил его немножко

              На господский стол подал.

              Гости с барином плевались,

              Сам он – ажно озверел.

              Долго думал, удивлялся, -

              Чем я мог не угодить?

              А потом - то догадался,

              Что забыл я … посолить!

    Хозяйка: Ой, ты миленький дружок,

    Я намек твой поняла

    И исправлюсь быстро я

    Приготовлю чай из трав.

    Он бальзам от всех болезней

    Кто здоровым хочет быть,

    Должен чай из травок пить!

    Гости, будьте все, здоровы,

    Угощение готово!

    Накрывая на стол, приговаривает:

    Эх, ты, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай! Прибауткой привечай!

    Во время чаепития:

    Ах, в тереме расписном я живу,

    К себе в гости всех гостей приглашу!

    Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

                 Самовар в руках несу, прибауточку пою.

    Хозяюшка: Понравилось ли вам сегодня у меня в гостях? Приходите ко мне  в избу, а я вам всегда рада!   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

    Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

    Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

    « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

    « В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

             занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

    "В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

    В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу...

    Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве....

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

    Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...