Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Шаповалова Евгения Леонидовна

Ознакомление детей, почему Русь называют деревянной. В игровой форме ознакомление дошкольников с русским народным бытом и предметами крестьянского труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Интеграция образовательных областей:

«Познание» (формирование целостной картины мира), «Музыка»,  «Труд», «Социализация»

Виды детской деятельности:

Игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, чтение художественной литературы

Задачи:

Образовательная: Дать детям знания о том, почему издавна Русь называют деревянной. Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве. Упражнять в загадывании и отгадывании загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Развивающая: Развивать познавательный интерес.

Воспитательная: Воспитывать духовную культуру, чувство сопричастности к жизни русского народа.

Планируемый результат: дети знают и называют предметы быта избы, их назначение; знают и отгадывают загадки о предметах старины; проявляют интерес к жизни и быту предков; эмоционально отзывчивы.

Методы и приемы: проблемная ситуация, беседа, обращение к опыту детей, дидактическая игра, рассказ детей.

Словарная работа: бревна, гребень, самовар, печь, ухват, изба, прялка, кочерга, коромысло.

Материалы и оборудования: предметы старины в мини музее народной избы, бубен.

Ход  непосредственно образовательной  деятельности

1Создание проблемной ситуации:

Представьте, как бы мы жили без электричества, без водопровода. Что нам может помочь найти ответ на наш вопрос? Куда мы можем обратиться для того, чтобы найти ответ на наш вопрос? Библиотеки  у нас в детском саду нет, телевидения  тоже нет. Есть мини – музей «Изба». Помогут ли старинные предметы представить нам  как  люди жили раньше? Предлагаю посетить  мини- музей.

Организационный момент.

Звучит  мелодия русской народной песни « Ах вы сени, мои сени».

Детей встречает Хозяюшка.

Русь деревянная – края дорогие

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Наша изба встречает нас.

Вход  детей в избу.

Хозяюшка. А знаете, почему Русь называют деревянной? (высказывания детей).

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называются избами. И всё-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Наша изба ровно тепла.

Домом жить – не лукошко шить.

Домом жить – не развеся уши ходить.

Домом жить – обо всём тужить.

Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы или вот такой сундук.

Какая русская изба и без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянных станках.

А о каком предмете я сейчас вам загадаю загадку?

Для кудрей и хохолков целых 25 зубков

И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (Дети отвечают.)

Хозяюшка. Правильно, расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают.)

Хозяюшка. Много у меня в избе старинных предметов. Знакомы ли они вам? Может вы их видели у своих бабушек и дедушек? Расскажите мне о них, для чего они нужны. (Ребёнок берёт в руки предмет, рассказывает о нём, даёт рассмотреть детям.) Молодцы ребята. Вы много знаете старинных предметов. Давайте отдохнем и поиграем с бубном.

Игра называется «Игра с бубном».

Хозяюшка. Вы будете передавать по кругу из рук в руки бубен, а я буду произносить считалку. Ребёнок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, а стоящие рядом с ним отгадывают её.

Солнце разгорается, игра начинается.

Ты, катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам

У кого весёлый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Загадки:

Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (Грабли)            

Блестит, сверкает, по полю гуляет, всю траву срезает. (Коса)

Кто берёт сено тремя зубами? (Вилы)

Стоит терем, в тереме – ящик, в ящике – мучка, в мучке – Жучка. (Изба, печь, зола, жар)

Два братца друг на друга глядят, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

Без рук, без ног во все стороны кланяется. (Зыбка, люлька)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора. (Коромысло)

Мать толста, дочь красна, сын-сокол под небеса ушел. (Печь, огонь в печи, дым)

Светленько, чистенько, посмотреть любенько. (Зеркало)

Четыре братца одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят. (Стол)

У неё в печурочке – золотые чурочки. (Дрова в печи)

Не бык, а бодает. Не ест, а еду хватает. Что схватит – отдает, сам в угол идет. (Ухват)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

Сверху дыра, снизу дыра, а посередине - огонь, да вода. (Самовар)

Толстый, пузатый, стоит и пыхтит. (Самовар)

Никогда не ленятся: и ночь работают, и день работают. (Часы)

Набита пухом, лежит под ухом. (Подушка)

Хозяюшка. Молодцы, ребята!

         Исполнение детьми песни «Русская изба» муз. и сл. З.Я. Роот.

Хозяюшка. Верно в народе говорят: «Делу время, потехе час». Прошу в избу, гости дорогие.

Выбегает из-за печки домовенок Кузя.

Кузя: Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется). Я в избе давно живу и со всеми я дружу. Слышал я, как  вы о старинных предметах рассказывали, да сколько загадок о них знаете. Молодцы.

Кузя: Раз прислал мне барин чаю

           И велел его сварить,

           А я отроду не знаю,

           Как проклятый чай варить.

           Взял ведро, налил водички,

           Всыпал я весь чай в горшок

           И приправил – перцу, луку

          И петрушки корешок.

          Ну и маслица горшок.

          Разлил варево по плошкам,

          Хорошенько размешал,

          Остудил его немножко

          На господский стол подал.

          Гости с барином плевались,

          Сам он – ажно озверел.

          Долго думал, удивлялся, -

          Чем я мог не угодить?

          А потом - то догадался,

          Что забыл я … посолить!

Хозяйка: Ой, ты миленький дружок,

Я намек твой поняла

И исправлюсь быстро я

Приготовлю чай из трав.

Он бальзам от всех болезней

Кто здоровым хочет быть,

Должен чай из травок пить!

Гости, будьте все, здоровы,

Угощение готово!

Накрывая на стол, приговаривает:

Эх, ты, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай! Прибауткой привечай!

Во время чаепития:

Ах, в тереме расписном я живу,

К себе в гости всех гостей приглашу!

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!

             Самовар в руках несу, прибауточку пою.

Хозяюшка: Понравилось ли вам сегодня у меня в гостях? Приходите ко мне  в избу, а я вам всегда рада!   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи детей "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу."

Воспитание любви и уважения к истории народной культуры, обогащение словарного запаса детей....

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

« В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

« В тереме расписном я живу.К себе в избу всех  гостей приглашу»Программное содержание1. Продолжать формировать представления об облике русской деревни.2. Углубить представление детей о русской и...

В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу.

         занятие-развлечение для детей подготовительной группы....

"В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу"

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с устным народным творчеством...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи детей в старшей группе: "В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…".(Знакомство с пословицами, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу» в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет.

Расширить представления детей о русской народной культуре. Сформировать первичные представления детей о русском быте, утвари русской семьи, тряпичной кукле....