Литературная викторина «По дороге зимних сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Дорощенко Елена Серафимовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_zimnim_skazkam.docx29.16 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина «По дороге зимних сказок»

Цель:  закрепить  знание детей о зимних сказках и их героях, создать у детей

радостное, эмоциональное настроение.

Задачи

Образовательные

Вызвать желание узнавать сказку по заданию.

Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание зимних сказок, обогащать и активизировать словарь детей, расширять кругозор .  

Учить быть слаженной командой,   уметь договариваться  между собой,  действовать согласованно и  соблюдать правила викторины.

Развивающие

Развивать интерес и любовь к сказкам; развивать речь детей в процессе  выполнения задания, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать воображение, память, внимание;

Воспитательные

- Воспитывать у детей  любовь и  интерес    к сказкам и сказочным героям.

Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа: разучивание стихотворений  про зиму, чтение зимних сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица»,

 рассматривание иллюстраций; изготовление книжек малышек, раскрашивание раскрасок по сказкам, лепка сказочных героев, рисование по прочитанным сказкам, аппликация "Мой любимый герой сказки",   драматизация сказок, разучивание пословиц, поговорок, дидактическая игра «Угадай  из какой сказки предмет», просмотр мультфильмов.

Необходимый материал: иллюстрации к зимним сказкам, книги зимних  сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Морозко», «Два мороза», «Госпожа метелица», «Рукавичка»,  «Лиса и волк»,  «Заюшкина избушка,  два набора для аппликации снегурочки, два  ватмана, две доски, сказочные герои, пазлы по сказкам.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Сказочница: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по  зимним сказкам. А вы знаете зимние сказки? Вот это мы сейчас и проверим.

Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай названье сказки».  Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю,  выберите  и покажите  книгу  отгадку.

 -Дед и баба вместе жили,

  Дочку из снежка слепили,

  Но костра горячий жар

  Превратил девчурку в пар.

  Дед и бабушка в печали.

  Как же их дочурку звали?

(р.н.с. Снегурочка)

                                         

При честном при всем народе

 Едет печка по дороге.

 Кто на печке той сидит,

Что нам сказка говорит?

 И в какой же это сказке

Печка едет, как салазки?           (По щучьему велению)

Снег валил, клубились тучи,

 Гнулись сосны до земли.

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку завезли.

Замолчать заставили,

Замерзать оставили.        (Морозко)

Шла морозная зима.

  Шла морозная зима.

  В проруби у озера

 Серый хвост лиса-кума

 Волку отморозила.                   (Лиса и волк)

Я – королева из страны,

 Где нет ни лета, ни весны,

  Где круглый год метель метет,

 Где всюду только снег и лед.

 Безмолвие, покой люблю,

Шум и веселье не терплю.             (Снежная королева)

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил Зайка.

Теперь, читатель, вспоминай-ка,

В какой же это сказке  (Заюшкина избушка)

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи.

Ест большие калачи!

Чай сам наливается.

     По его хотенью.

     А сказка называется                  (По щучьему велению)

-На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

      Пришел старик седой.

      К двенадцатой ступеньке

 Пришел старик седой.

 На первую ступеньку

 Встал парень молодой.          (Двенадцать месяцев)

-Снег теперь уже не тот,

  Потемнел он в поле.

   На озерах треснул лед,

   Будто раскололи.

   Разбегайтесь, ручьи,

   Растекайтесь, лужи.

   Вылезайте, муравьи,

   После зимней стужи.             (С. Маршак «12 месяцев»)

  Уплетая калачи,

   Ехал парень на печи.

   Прокатился по деревне

   И женился на царевне.        (Емеля)

Молодцы ребята, справились с задание. Пора нам отправляться на вторую станцию. На этой станции  нам предстоит « исправить ошибки в названии сказок».

-Заюшкин- домик                                     (избушка)

-Снежная – принцесса                               (королева)

-15- месяцев                                                (12- месяцев)

-По щучьему – разговору                         (веленью)

-3 -  мороза                                                  (2 мороза)

-Девочка -  метелица                                  (госпожа)

-Заморозко                                                  (морозко)

-Белка - и волк                                           (лиса)

-«По заячьему велению»                        «По щучьему велению»

-Зимовье – зайцев                                  (Зимовье – зверей)

Молодцы.

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции  нам предстоит  « Угадать сказку по отрывку».

 Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке? Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на деревьях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листочки. («Двенадцать месяцев».)

 Это была высокая, статная, величавая женщина в ослепительно белой шубе и шапке из чистого снега. Мальчик сразу узнал ее. («Снежная королева».)

 Идут ведра по деревне, народ дивится, а он идет сзади, посмеивается… («По щучьему велению».)

 Вот они вылепили носик, сделали две ямочки для глаз, и только старик прочертил ротик, как из него вдруг повеяло теплым воздухом. («Снегурочка».)

 Проглотил волк рыбку и стал пуще прежнего Лису просить, чтобы она научила его, как ему самому такой рыбы наловить. («Лисичка-сестричка и волк».)

 Смотрит: перед ней сидит старик седой-седой на ледяной скамеечке да снежные комочки ест; тряхнет головой — от волос иней сыплется; духом дохнет — валит пар густой. («Мороз Иванович».)

 Однажды запачкала девушка кровью веретено, наклонилась к воде, собираясь его обмыть, а веретено у нее из рук выскользнуло и упало в колодец. («Госпожа Метелица».)

Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе  детей у них не было. (Снегурочка).

В лесу останусь, - говорит девочка. - Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.( 12 месяцев)

И стала она день ото дня все печальнее, все молчаливее. От солнца прячется. Все бы ей тень, да холодок, а еще лучше- дождичек.(Снегурочка).

  Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела еще до свету… ничем старухе не угодишь  все не так, все худо. (Морозко).

  А как свечерело, набрали они хворосту, разожгли костер  и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. (Снегурочка)

  Вези, вези ее, старик,- говорит мужу, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. (Морозко).

  Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. (12 месяцев).

 Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев. А у волшебного костра сидят братья-месяцы. (12 месяцев).

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции  нам предстоит  Физкультминутка  «Заюшкина избушка».

 В лубяной избушке

 Жил заяц на опушке.

 (прыжки)

 А в ледяной избушке-

 Лисица на горушке.

 (повертели «хвостиком»)

 Растаяла весною

 Избушка на горушке

 (показать руками крышу)

 Лисица побежала

 К зайцу на опушку.

 (бег с повиливанием «хвостом»)

 Выгнала зайчишку

 Из лубяной избушки

 (кулачок об кулачок)

 Да сама жить стала

 В избушке на опушке

 (хлопки в ладоши)

 И ни волк (руками показали «пасть»)

 И ни медведь (показать).

 Не смогли помочь.

 Петушок отважный

 Прогнал лису прочь

 (топать ногами)

 Так остался петушок

 У заюшки в избушке.

 (прыжки)

 В лубяной избушке,

 Избушке на опушке.

 (показать руками крышу)

Пора нам отправляться на следующую станцию. На этой станции  нам предстоит   «Кто много читает, тот точно отгадает».

 Что делала Рукодельница, когда у нее замерзали руки?

 а) Надевала варежки;

 б) терла их снегом;

 в) хлопала.

Что было под периной у Мороза Ивановича?

 а) Жемчуга да каменья самоцветные;

 б) травка зеленая;

 в) снег, который зимой на землю людям падает.

Чем играл Кай во дворце Снежной королевы?

 а) Кубиками;

 б) снежками;

 в) льдинками.

Куда девалась Снегурочка?

 а) Лютый зверь умчал ее в дремучий лес;

 б) хищная птица унесла к синему морю;

 в) прыгнула через огонь и растаяла.

Что делал мужик, которого не смог заморозить Мороз Синий Нос?

 а) Рубил дрова;

 б) разводил костер;

 в) бегал.

Какой из месяцев подарил девочке подснежники в сказке «Двенадцать месяцев»?

 а) Март;

 б) Апрель;

 в) Май.

Молодцы и с этим заданием справились

Отправляться на следующую станцию. На этой станции  нам предстоит   «Угадать, кто говорил…» и показать героя.

-Чего испугалась, красавица-девица? Оставайся у меня, и если всю работу в доме хорошо справлять станешь, то и тебе хорошо будет. Смотри только, постель мне хорошенько стели да перину мою взбивай постарательнее, так, чтобы перья во все стороны летели: когда от нее перья летят, тогда на белом свете снег идет. (госпожа Метелица).

 -“Битый небитого везёт” (Лисичка-сестричка и серый волк)

-  По щучьему велению, по моему хотению… Емеля. «По щучьему веленью»                                                                       

-  Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная…    Морозко

— Я очень стосковалась по дому. Как мне у вас ни хорошо, а все-таки не могу я здесь больше оставаться. Мне очень хочется родных увидеть.

 ( падчерица  из Госпожи Метелицы) .

-Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала . ( Заяц из Заюшкиной избушки).

- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.(Звери из Рукавички).

- Если бы Снежная Королева появилась у них, то он посадил бы ее на горячую печь. Она и растаяла бы. (Кай  из Снежной  королевы).

- Кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!  (Пиражок из

Мороза Ивановича).

- Они ругают друг друга, что не просили собольих (Мачеха с дочерью из Двенадцати месяцев).

- Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу! (Бык из Зимовья зверей).

Молодцы и с этим заданием вы справились. Отправляться на следующую станцию. На этой станции  нам предстоит  помочь старикам . Была, говорят, у них снежная девочка. Подул сильный ветер, и разлетелась она на отдельные части. Что же теперь делать? (Слепить, собрать из частей).

  Творческий конкурс  «Собери из частей Снегурочку»  

Сказочница: Ой, ребята, мы с вами даже не заметили, как  закончилась наша викторина по зимним сказкам. Мы с Вами хорошо поиграли и вспомнили много зимних сказок. Любите сказки и рассказывайте их друг другу.  А у меня для вас сюрприз  (вручение пазлов по сказкам ). Занимайте скорее места, мы отправляется с вами на, следующую станцию – «Детский сад».

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло.

(Ю. Энтин)