Конспект непосредственно образовательной деятельности "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Лапина Наталья Владимировна

Сказки дети, конечно, знаеюе и расскажут, хоть ночью разбуди. Но все ли слова, что в волшебных книжках встречаются, малыи смогут объяснить? В увлекательной форме педагог объясняет ребятам происхождение некоторых слов, которые встречаются в сказках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_-_lozh_da_v_ney_namek.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

 СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!

(конспект непосредственно образовательной деятельности)

Группа: подготовительная к школе.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель. Формировать интерес у детей к многообразному миру слов.

Задачи: 

- познакомить детей с историей происхождения слов (черепки, колобок, Баба Яга), выражений через русские народные сказки;

- закреплять умение рассуждать, делать умозаключения;

- развивать любознательность;

- развивать связную речь, грамматический строй речи;

- расширять словарный запас;

- развивать внимание, мышление, наблюдательность, умение отгадывать загадки.

- воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Практические: определить по карте путь передвижения, выполнение основных движений, физминутка, д/и «Сложи поговорку».

Наглядные: рассматривание карты, просмотр слайдов,

Словесные: беседа по теме, загадки, стихи о сказках.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, книга «Русские народные сказки», карта-схема, гимнастическая скамейка, мягкие круглые модули 7шт., карточки со словами поговорки.

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель: Добрый день, ребята! Я рада вас видеть! Я предлагаю вам улыбнуться друг другу и сказать: «Как я рад(а) тебя видеть!»

Дети улыбаются друг другу и произносят: «Как я рад(а) тебя видеть!»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за книга лежит на столе? Как она называется? Прочитайте, пожалуйста, кто умеет читать.  (Дети читают название книги «Русские народные сказки»).

Воспитатель: Какие сказки в этой замечательной книге?

Дети рассматривают «Русские народные сказки» и  называют знакомые сказки по иллюстрациям.

Воспитатель: Сказки вы, конечно, знаете и расскажете, хоть ночью разбуди. Но все ли слова, что в волшебных книжках встречаются, вы сможете объяснить? Что за слова? Например, что такое сусек?  (Дети высказывают свои предположения.)

Мы сказки знаем назубок,

Ведь с детства их читаем,

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем.

Воспитатель: А давайте-ка сегодня в Страну сказок отправимся, там во всем и разберемся!

Ребята принимают предложение.

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. А как попасть в Страну сказок нам поможет карта.

Дети рассматривают карту и выясняют, что сначала надо пройти по узкой тропинке, затем по «кочкам» перебраться через болото, потом пройти по высокой траве.

Под музыку "Там, на неведомых дорожках" (музыка В. Дашкевича, слова песни Ю. Кима) ребята выполняют задания: проходят по гимнастической скамейке, перепрыгивают с «кочки» на «кочку», идут с высоким подниманием ног.

Воспитатель:  Вот мы  в Стране сказок. Чем нас встречает волшебная страна?

Стоял домик расписной,

Ох, красивый он какой!

В нем зверюшки жили –

Жили не тужили.

Но пришел медведь и давай реветь.

Мишка домик завалил,

Чуть друзей не раздавил.

- Какая это сказка?  

Дети: «Теремок».

Слайд № 2

Воспитатель: Кто только  в сказочном  теремке не жил? В одной книжке одни звери, в другой – другие, все, от блохи до медведя. Да и сам теремок чем только не был. Ребята, а чем был теремок в разных книжках?

Слады № 3,4

Дети: Рукавичка, глиняный горшок, домик, череп.

Воспитатель: Ребята, а вы слышали, что в старину горшок тоже черепом называли. В незапамятные времена люди черепа убитых животных нередко вместо посуды использовали. Не одно столетие пронеслось, прежде чем человек научился глиняную посуду делать. И поначалу глиняный горшок называли черепом. Это потом горшок стал горшком. Так мы  этот глиняный сосуд и сегодня зовём, но куски разбитого горшка всё равно черепками называем.

Бежит вперёд дорожка. Вот уже вдалеке деревенька показалась. А что за сказка, отгадайте загадку.

В огороде шум и гам!

Что же приключилось там?

Дед-ворчун и бабка с внучкой,

мышь-норушка, кошка с Жучкой

уцепившись в хвостик крепко,

дружно тащат с грядки…

Дети: Репку.

Слайд № 5

Воспитатель: Да, мы попали в сказку «Репка». А вы знаете, почему именно репка героиня сказки стала? Оказывается, сказку про репку сложили потому, что в те стародавние времена   о других овощах и слыхом не слыхивали. Огурцы на Руси появились в царствование Ивана Грозного, а помидоры и картофель привёз с Запада в Россию Пётр Первый. Так что в сказочной деревне дед и баба сеяли только репу да горох. Вот и сказки о царе Горохе складывали, да о репе огромной, которую всем семейством из грядки тянуть пришлось. Из тех же времён дошла до нас и поговорка: проще пареной репы. Как вы думаете, почему так говорят?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Предлагаю вам немного отдохнуть.

Слайд № 6 Физминутка.

Воспитатель: А знаете, откуда у Колобка такое чудное имя?

Дети рассуждают.

Воспитатель: А вон Колобок как раз по лесу катится.

Слайд № 7

Воспитатель: Оказывается в старину шар, скатанный из снега, из глины или из теста, колобком называли. А круглый сыр – сырным колобом. Получается, Колобок – это маленький шарик.

Слайд № 8

Воспитатель: Ой! В самую чащу забрели. Посмотрите, избушка на курьих ножках стоит. Не иначе сама Баба Яга тут проживает. Почему эту лесную старуху Ягой прозвали?

Ответы детей.

Слайд № 9

Воспитатель:  Надо и это выяснить, раз уж мы сюда попали. Когда-то давным-давно сосновый бор называли «яг», а мох северный и по сей день ягелем зовётся. Может, жила злая сказочная бабка в глубине северных лесов сосновых, среди полян, поросших ягелем, и от них своё имя получила? Нет!

Слайд №10

 Прозвище Яга пошло от древнего корня «яг», что означал «злой, мерзкий». Получается, что Баба Яга – это злая бабка. Да во всех сказках она такая и есть. Вот она и сама. Надо уходить отсюда скорее. Не ровён час с Кощеем или Змеем Горынычем столкнёмся. Нет уж, про них лучше дома с родителями в книжках или в Интернете прочитайте. Давайте в детский сад торопиться. Вставайте, ребята, скорее в круг, сейчас мы произнесём «волшебные» слова, чтобы попасть нам домой.

Дети встают в круг, кружатся на месте и произносят «волшебные» слова: «Один, два покружись, в детском саду очутись!».

Воспитатель: Вот мы и дома. Ребята, какое впечатление на вас произвело путешествие? Скажите, пожалуйста, почему куски разбитого горшка мы называем черепками? Почему  русский народ складывал сказки о репке? Что означает Колобок? Откуда имя Баба Яга?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам из отдельных слов выложить поговорку про сказку.

Детям даны карточки. На каждой карточке написано слово. Ребята выкладывают из слов поговорку:  «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

Воспитатель: Как вы понимаете данную поговорку?

Ответы детей.

Воспитатель: Известны сказки с давних пор,

Не верь тому, кто скажет,

Что это выдумки и вздор,

Его не слушай даже.

Скорее сказки почитай,

Запомни их получше

И мудрость древнюю узнай –

Они всему научат.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

- Почему мы так говорим // Весёлые уроки. – 2006.- № 5.- С. 12-13.

- http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/641-o-skazke-repka.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"

Как читать детям сказки?  Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....

Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...

Кружок "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Тексты сказок  для драматизаций, способствующие воспитанию положительных черт характера....

Викторина для детей 6-7 лет «Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»

Цели: 1. Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.2. Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, соверш...

Конспект занятия "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"

Данное занятие направлено на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок. Расширять и обогащать личный опыт детей о явлениях окружающего ...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....