Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Соломатина Наталья Николаевна

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tip_proekta_2.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по развитию морально - нравственных  качеств у детей второй младшей группы.

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»    

Тип проекта: Педагогический.

Участники проекта:

Соломатина Наталья Николаевна – воспитатель второй младшей группы.

Целевая группа: дети второй младшей группы – 20 детей.

Масштаб:

Одна неделя.

Тема  проекта:  «Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!».

Цель:

Использовать малые формы народного фольклора в качестве средства «народной педагогики». С помощью устного народного творчества пробуждать познавательную активность, самостоятельность, индивидуальность.  Способствовать формированию первоначальных представлений у детей о плохих и хороших поступках на примере сказочных персонажей. Помочь адаптироваться в коллективе новых знакомых. Наладить  дружеские отношения между детьми.

 

Задачи:

1. На примере чтения сказок,  использования малых форм русского фольклора в различных образовательных областях, рассматривания иллюстраций по теме,  через театрализованную деятельность, развивать представления детей о взаимоотношениях между  друг - другом.

2. Раскрыть понятие «дружба», «обида», «обман», «жадность», «взаимовыручка», «трудолюбие». Помочь адаптироваться в коллективе новых товарищей.

3. Учить видеть причинно следственную связь между поступками и следующими за ними последствиями.

4.Воспитывать у детей дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания.

 

Актуальность проблемы.

Фольклор, для детей созданный взрослыми включает  в себя потешки, пестушки, прибаутки, сказки, песни. Эта область народного творчества представляет собой одно из средств « народной педагогики». Г.В. Виноградов писал: « У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать « народной педагогикой».

Устное народное творчество содержит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитание детей.

   Содержание, как небольших произведений народного творчества, так и сказок многоплановое. Обогащая и расширяя представление ребёнка о явлениях общественной жизни, являясь показательной моделью взаимоотношений персонажей, они служат воспитанием нравственного развития ребёнка. Чем правильнее и ярче будут впечатления, чем больше дети будут знать, тем интереснее и содержательнее будет их жизнь.

   Произведения фольклора отражают все стороны жизни человек, а главное на простых и доступных примерах показывают, как развиваются  взаимоотношение « героев»  с окружающей действительностью. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребёнка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке, когда он ещё только учиться общаться со взрослыми и с другими детьми. Поэтому необходимо донести знания, до ребёнка, используя понятные доступные ему образы. И начать эту работу следует с того, что наиболее близко ребенку. Использовать сказки и другие формы фольклора вызывающие у него положительные эмоции помогающие установить доверительные отношения между ним, взрослыми и своими сверстниками

   При выборе произведений и тем народного фольклора необходимо правильно оценивать уровень своих воспитанников и преподносить произведение адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. Больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьируя методическими приёмами.

    При использовании народного произведения стараться обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря, эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно – образное мышление.

Работа над данной темой поможет решить следующие задачи:

- Развитие взаимоотношений с окружающей действительностью;

- развитие умения правильного построения модели общения со взрослыми и своими сверстниками;

- умение устанавливать простейшие взаимосвязи;

- расширение активного и пассивного словаря: активизация фразовой монологической речи;

- пробуждение познавательной активности (любознательности);

- разовьются коммуникативные навыки;

- улучшиться внимание, память;

Работа над проектом включает в себя следующие этапы:

  1. Создание окружающей среды соответствующей теме каждого дня.

  1. Предварительно – подготовительную работу:

В ней задействованы различные виды деятельности: дидактические игры, театрализованная деятельность, психогимнастика, физкультминутки, просмотр диафильмов, презентаций, чтение художественной литературы и т.д. Она  позволяет шире раскрыть тему каждого дня, делает её интереснее и легче для восприятия ребёнка.

      3.Непосредственно образовательная  деятельность, адаптированная к теме дня.

4. Подведение итогов дня:  чтения художественной литературы подобранной по теме во второй      половине дня  (обсуждение, сравнение, проведение аналогий).

                                           

                     

Недельный   план мероприятий по реализации проекта.

                «Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!»

Понедельник.

Тема дня – «Безопасность».

Окружающая среда:

Художественная литература.

Литературный уголок: Русские народные сказки  («Колобок», «Три медведя», «Козлята и волк»).

                                        Набор настольного театра по сказке «Козлята и волк»

Художественное творчество.

«ИЗО» уголок:                    Раскраски по мотивам данных сказок.

Предварительная работа:

Коммуникация. Познание. Безопасность.

Дидактическая игра: «Какие сказки мы знаем?» Цель: Вспомнить сюжеты знакомых сказок, где      герои попадали в неприятные ситуации.

                                            ( «Колобок», «Три медведя», «Козлята и волк»).

Социализация. Коммуникация. Здоровье.

Разучивание потешек используемых при соблюдении культурно – гигиенических навыков.

                                   «Водичка-водичка», «Ай, лады, лады, лады».

Образовательная деятельность:

Коммуникация. Безопасность.

    Развитие речи:          

Пересказ сказки «Козлята и волк». Цель: Учить пересказывать с воспитателем сказку. Приучать, отчётливо произносить звук «с». Привести сюжет сказки как пример правильного безопасного поведения.

Художественное творчество.

    Рисование:

                « Платочек для мамы козы». Цель: Учить детей украшать предмет треугольной формы полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, любовь к маме.

Вторая половина дня:

Художественная литература. Безопасность.

Чтение сказки «Гуси лебеди» Цель: На примере сказки обсудить неправильное поведение героев

                                                                 из-за которого, они оказались в беде.

Вторник.

Тема дня – «Так, поступать -плохо».

                                                                   

Окружающая среда:

Художественная литература.

Литературный уголок: пополнение уголка сказками «Два жадных медвежонка», «Лиса со   скалочкой», «Петушок и меленка».

Художественное творчество.

«ИЗО» уголок: большие иллюстрации по данным сказкам, трафареты с изображением животных-героев этих сказок.

Коммуникация.

          Уголок развития речи: куклы «би - ба -  бо» – герои представленных сказок.

Предварительная работа:

Художественная литература.

Рассказывание сказки «Два жадных медвежонка». Цель: на примере поступка героев

                                         дать детям понять, к чему приводит жадность.

Социализация. Здоровье. Коммуникация.

Повторение  разученных  потешек  для умывания. Чтение потешек  за завтраком и обедом: «Варись, варись кашка», «Глубоко – не мелко».

Образовательная деятельность:

Познание.

Развитие элементарных математических представлений: По мотивам сказки «Два жадных медвежонка».

«Сравнение двух групп предметов». Цель: Учить сравнивать группы предметов по количеству (больше – меньше). Сравнивать предметы по величине. Отсчитывать количество предметов до четырёх. Ориентироваться в пространстве.

Вторая половина дня:

                                                               Художественная литература.

Просмотр диафильма по сказке «Петушок и меленка» Цель: Обсуждение поступков героев - к чему приводит жадность.

Среда.

Тема дня – «У страха глаза велики».

Окружающая среда:

Художественное творчество.

«ИЗО» уголок: Свободное творчество (рисование по мотивам знакомых сказок).

Художественная литература.

Литературный уголок: Иллюстрированные папки по сказкам «У страха глаза велики»,

«Теремок», «Трусливый заяц».

Коммуникация.

Уголок развития речи: Сюжетные карточки по сказке «Трусливый заяц».

Предварительная работа:

Художественная литература.

Просмотр диафильма по сказке «У страха глаза велики». Цель: Учить слушать и понимать сказку с большим количеством действующих персонажей. Понимать смысл сказки.

Социализация.

Психогимнастика  «Заяц смелый» из сборника Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия» стр. 61.

Образовательная деятельность:

Художественное творчество.

   Лепка:

 «Морковка для зайца». Цель: Знакомить с образом зайца в народном фольклоре.

Закреплять умение раскатывать пластилин в валик. Учить придавать заготовке форму морковки.  

                                                               

 Вторая половина дня:

Художественная литература.

Пересказ сказки «Трусливый заяц». Цель: Учить понимать сюжет сказки, понимать поучительную мораль произведения.

Социализация. Здоровье.

Разучивание потешек для привлечения детей с удовольствием соблюдать культурно-гигиенические навыки. Расчёсывание: «Расти коса до пояса».

                                                                                  Четверг

Тема дня – «Дружба».

Окружающая среда:

Художественная литература.

Литературный уголок: Подбор иллюстрированных  книг с малыми формами русского народного фольклора ( потешки, колыбельные, пестушки, прибаутки, потешные сказочки).

Художественное творчество.

ИЗО уголок: Раскраски по темам русских народных сказок. Трафареты с изображением животных –героев сказок.

Познание. Художественная литература.

Дидактическая настольная игра: «Перепутанные сказки». Цель: Закреплять знание сюжетов сказок,

умения определять какой герой из какой сказки.

Предварительная работа:

                                                                   Художественная литература.

Чтение потешки «Кошкин дом». Цель: продолжать знакомить детей с малыми формами русского народного фольклора. Учить понимать произведение.

Коммуникация. Познание.

        Дидактическая игра: «Сказочные домики». Цель: Закреплять знания детей сюжетов сказок.

Помочь вспомнить сказки, где сюжет разворачивается вокруг сказочного домика.

(«Рукавичка», «Теремок»,  «Заюшкина избушка»).

Образовательная деятельность:

Познание.

Конструирование:

«Кошкин дом». Цель: Учить стоить модель дома по образцу, предложенному воспитателем. Создавать свои постройки, воспроизводя  главные элементы дома: стены, крышу. Обыгрывание потешки «Кошкин дом» с постройкой.

 Вторая половина дня:

                                                                     Художественная литература.

Чтение сказки «Теремок». Драматизация сказки по ролям. Цель: Учить детей передавать отличительные черты каждого героя сказки ( голосом, манерами).

                                                                     Здоровье. Коммуникация.

Пальчиковая гимнастика:

Пальчик, пальчик, где ты был». Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Заучивать весёлую потешку.  На примере этой потешки,  показать,как важна дружба.

Гимнастика пробуждения:

«Ручки – ручки - потягушки.»

Пятница

Тема дня – « Трудолюбие».

Окружающая среда:

Художественная литература

Литературный уголок: Книги с произведениями, используемыми на этой неделе.

Куклы «би- ба- бо» – герои сказок.

Коммуникация.

Уголок развития речи: Сюжетные картинки одной из сказок.

Наборы настольного театра по сказке «Козлята и волк», «Гуси лебеди».

Предварительная работа:

                                                     Художественная литература. Коммуникация.

Просмотр мультипликационного фильма «Пузырь, соломинка и лапоть».

Цель: учить воспринимать художественное произведение в различных формах. Понимать его смысл.

Формулировать при помощи воспитателя главную тему произведения.

Образовательная деятельность:

                                                                   Познание. Социализация.

Предметный мир:

 «Предметы сказочного быта» по мотивам сказки «Пузырь, лапоть, соломинка» и других сказок. Цель: Расширять  кругозор и словарный запас. Дать представления о тех вещах, которые встречаются в сказках, но незнакомы ребёнку. На их примере, рассмотреть из какого материала они сделаны.

Вторая половина дня:

                                                   Социализация. Здоровье. Коммуникация.

  Разучивание потешки для одевания «Как по улочке из переулочка бежит серенький  коток».

                                                           Художественная литература.

                             Чтение любой полюбившейся сказки за прошедшую неделю.

                                                                                                                               

 

                                         

                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"

Как читать детям сказки?  Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...

Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Проект для подготовительной к школе группы:"Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"(По сказкам А.С.Пушкина)...

Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Проект для подготовительной к школе группы"Сказка -ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок!"...

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка.  К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет врем...

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок»

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок» Подготовила: Воспитатель Аблязова Лиля БуньяминовнаЧтобы сказки не обидетьНадо их почаще видеть.Их читать и рисоватьИх любить и в н...