Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»
проект по развитию речи (средняя группа)

Золотова Евгения Владимировна

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка.  К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Цель проекта «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»: формировать у детей интерес к сказкам (русской народной и авторской).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!»

Тип проекта: познавательно – творческий.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Основные направления проекта:

  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Художественно – эстетическое развитие;
  • Физическое развитие

Актуальность:

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для взрослых и для детей.

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

 К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому, мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта: формировать у детей интерес к сказкам (русской народной и авторской).

Задачи проекта:

  • знакомить детей с литературными художественными произведениям (сказками);
  • уточнить разницу между народной сказкой и авторской;
  • учить детей оценивать поступки героев;
  • учить детей отображать свои впечатления о прочитанном произведении в рисунке доступными графическими и живописными средствами;
  • формировать умение передавать характерные черты сказочного героя;
  • развивать у детей звуковую культуру речи, обогащать словарь;
  • развивать творческие способности детей в разных видах деятельности;
  • развивать познавательные способности детей: любознательность, память, фантазию;
  • воспитывать у детей любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову.

Этапы развития проекта:

Подготовительный этап:

  • проведён опрос среди детей «Что такое сказка?»;
  • подобрана литература для проведения цикла НОД и бесед о сказках;
  • изменена предметно - развивающая среда группы в соответствии с темой проекта;
  • подобраны иллюстрации, сюжетные картинки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, настольно – печатные игры по данной теме;
  • организована работа с родителями по закреплению у детей интереса к чтению сказок в домашних условиях.

Основной этап:

В ходе реализации проекта

«Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок» 

были проведены следующие мероприятия:

 

Чтение художественной литературы

Сказки Николая Сладкова из серии «Лесные сказки»:

«Бежал ёжик по дорожке», «Заяц в штанах»;

Сказки Корнея Чуковского:

«Котауси и Мауси», «Кот Антипка», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха Цокотуха»;

Сказки Владимира Сутеева:

«Яблоко», «Под грибом», «Кораблик»;

Сказка Л. Толстого «Три медведя»;

Сказка С. Михалкова «Три поросенка»;

Русские народные сказки:

«Царевна Лягушка», «Мороз и заяц», «Дурак и берёза», «Кораблик», «Заюшкина избушка», «Лиса, волк и медведь».

Рассказывание сказок детьми самостоятельно.

Сочинение детьми сказок с использованием героев сказки «Курочка Ряба», но с другим развитием сюжета.

Рассказывание детьми сказок самостоятельно с использованием сюжетных картинок (иллюстраций) по сказкам: «Теремок», «Репка», «Три медведя».

Цикл НОД по данной теме в направлении художественно – эстетического развития

Рисование «Синяя птица счастья»;

Рисование «Трусишка – зайчишка» по мотивам сказки Николая Сладкова «Заяц в штанах»;

Раскрашивание цветными карандашами раскрасок с изображением героев различных сказок;

Рисование на основе силуэта сказочных героев: Пятачок, Винни – Пух, Буратино, Царевна Лягушка, Избушка на курьих ножках.

Лепка «Ёж» с использованием природного материала (сосновой шишки) по мотивам сказки Николая Сладкова «Бежал ёжик по дорожке»;

Оригами «Лягушка» (конструирование из бумаги) по мотивам русской народной сказки «Царевна Лягушка»;

Вырезывание из листа бумаги, сложенного пополам «Платье Снежной Королевы»

Комплексы развивающих упражнений:

«Лягушата».

Воспитатель читает стихотворение:

Лягушечки – квакушечки

По берегу гуляют,

Комариков – судариков

И мошек собирают.

Журавлики – кораблики

Летят под небесами,

Все серые и белые,

С длиннющими носами.

Лягушечки – квакушечки,

Коль живы быть хотите,

То поскорей от журавлей

 В болото уходите.

      Дети выполняют движения за воспитателем, изображая лягушек:

  1. И. п.: о. с. 8 подскоков на носках на месте, на шаг левой – пальцы в кулаки, на шаг правой – пальцы разогнуть.
  2. Руки в стороны, 4 приседа с хлопком в ладоши на каждый присед.
  3. Руки вперёд, 8 шагов на месте с «волной» руками в стороны на каждый шаг.
  4. Руки на пояс, 8 шагов на месте с «волной» руками вперёд на каждый шаг.
  5. 4 подскока на носках с поворотом налево на 360 градусов; то же направо.
  6. 8 подскоков в полуприседе на носках, на каждый подскок – хлопок в ладоши над головой.
  7. И. п.: присед. Продвижение вперёд прыжками с опорой на ладони

(7-8 раз).

  1. И. п.: лёжа на спине. 1-2-3- выпятить живот как можно больше, вдох, задержать дыхание как можно дольше (3-4 раза).

 «Овощи на грядке».

- Давайте изобразим важный помидор (руки на поясе, повороты влево –вправо).

- Огурчики спрятались, надо нагнуться, чтоб их найти (сели на корточки, руки на поясе, идут по кругу вприсядку).

- Мохнатые хвостики морковки развеваются на ветру (вприсядку прыгают по кругу).

- Зелёный горошек тянется к солнцу (потягивания, руки через стороны вверх).

- Капуста головой во все стороны крутит (повороты головой). 

Комплексы упражнений:

 «Яблоко».

Вот так яблоко! Оно -                               Встали. Руки в стороны.

Соку сладкого полно.                               Руки на пояс.

Руку протяните,                                         Протянули руки вперёд.

Яблоко сорвите.                                        Руки вверх.

Ветер ветку стал качать,                           Качают вверху руками.

Трудно яблоко достать                             Подтянулись,

Подпрыгну, руку протяну                        Подпрыгнули.

И быстро яблоко сорву!                           Хлопок в ладоши над головой.

Вот так яблоко! Оно -                               Встали. Руки в стороны.

Соку сладкого полно.                               Руки на пояс.

Комплекс упражнений «Апельсин».

- Ты откуда, желтый, круглый?              Руки на поясе, наклоны туловища            

                                                                  Влево – вправо.

- Прямо с солнечного юга.                      Руки в стороны – на пояс.

Сам на солнышко похож.

Можешь съесть меня, но только              Прыжки на месте.

Раздели сперва на дольки.                       Хлопки в ладоши.

Как меня ты назовешь?

Пальчиковая гимнастика «Апельсин».

Дети выполняют движения кистями рук в соответствии со словами.

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка кожура!

Он сердит на нас – беда!

Разбегайтесь кто – куда!

Физкультминутка «Котауси и Мауси».

Жила – была мышка Мауси             Ходьба на месте.

И вдруг увидала Котауси.                Приседания.

У Котауси злые глазауси                  Закрыть ладонями глаза.

И злые – презлые зубауси                Закрыть ладонями рот.

«Ах, Мауси, Мауси. Мауси,             Встать, руки на поясе.

Подойди ко мне, милая Мауси!        Взмахи правой, левой рукой.

Я спою тебе песенку, Мауси,             Руки на поясе, наклоны туловища

                                                            Влево – вправо.

Чудесную песенку, Мауси!»              Руки на поясе, поворот туловища

                                                            Влево – вправо.

Но ответила умная Мауси:                Хлопки в ладоши.

«Ты меня не обманешь, Котауси!     Встать, руки на поясе.

Вижу злые твои глазауси                  Закрыть глаза ладонями.

И злые – презлые зубауси!»              Закрыть рот руками.

Так ответила умная Мауси                Встать руки на поясе.

И скорее бегом от Котауси.               Бег на месте.       

Двигательные упражнения:

«Кот Антипка»

Кот Антипка жил у нас.                      Встать, руки на поясе.

Он вставал с лежанки в час.                Потянуться, руки вверх, вдох.

В два на кухне крал сосиски.              Наклоны влево – вправо.

В три сметану ел из миски.                  Наклоны вперед, руки на поясе.

Он в четыре умывался.                      Наклоны головы к плечам влево – вправо.

В пять по коврику катался.                  Повороты влево – вправо.

В шесть тащил сельдей из кадки.         Рывки руками перед грудью.

В семь играл с мышами в прятки.        Хлопки спереди -  сзади.

В восемь хитро щурил глазки.             Приседания.

В девять ел и слушал сказки.                Хлопки в ладоши.

В десять шел к лежанке спать,              Прыжки на месте.

Потому, что в час вставать.                  Ходьба на месте.

«Буратино»

     Буратино потянулся,                             Руки вверх, вдох, потянулись.

     Раз – нагнулся,                                      Наклоны вперед.

     Два – нагнулся,                                    

Руки в стороны развел,                             Развести руки в стороны.

Ключик, видно не нашел.                          

Чтобы ключик нам достать,                       Встать на носочки.

Нужно на носочки встать.

«Король»

Выполняются движения в соответствии с текстом.

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел король принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

«Гномик»

Гномик по лесу гулял,                              Ходьба на месте.

Колпачок свой потерял.                           Наклоны вперед.

Колпачок был непростым -                      

Со звоночком золотым.                            Хлопки в ладоши.

Гному кто точней подскажет,                   Прыжки на месте.

Где искать ему пропажу?                          Ходьба на месте. 

Подвижные игры:

«Карабас Барабас»

Чертят или обозначают предметами круг диаметром 4-6 метров. Выбирают «Карабаса Барабаса». Он встает или приседает в середине круга. Остальные игроки встают вне круга. По сигналу воспитателя дети начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. «Карабас Барабас» старается поймать кого – нибудь. Пойманный садится в центр круга. После того, как пойманных наберется 3-4 человека, выбирают нового «Карабаса Барабаса». Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

«Волк и козлята»

Один игрок – волк, второй коза, остальные – козлята. Волк сидит на дороге, по которой движется коза с козлятами. Коза впереди, а за нею друг за другом гуськом идут козлята, они подходят к волку. Коза спрашивает: «Волк, что ты здесь делаешь?» - «Вас жду»,- говорит волк.- «А зачем нас ждешь?» - «А чтобы всех вас съесть!» С этими словами он бросается на козлят, а коза загораживает их. Козлята держатся друг за друга и за козу. Волк может ловить только последнего козленка. Козлята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями козы. Волку нельзя отталкивать козу.  

«Лягушки – зелёные ушки».

На старой кадушке

Плясали лягушки,

Зелёные ушки,

Глаза на макушке.

Я к ним подошёл –

Они в воду бултых!

И нечего больше

Сказать мне про них.  

 В. Степанов

На полу разложить обручи по количеству участников игры. Каждый играющий стоит рядом с обручем. Ведущий читает стихотворение, а дети – лягушки прыжками двигаются вокруг своего обруча. На слово «Бултых!» они прыгают внутрь обруча. По окончании стихотворения ведущий, проходя мимо играющих, говорит: «Эй, зелёные лягушки, вылезайте из кадушки». Играющие выходят из обруча и опять прыгают вокруг него. По сигналу ведущего «Бултых!» они вновь должны успеть занять свои места. Ведущий тоже старается попасть в обруч. Оставшийся без места считается проигравшим.

Малоподвижная игра «Поймай и назови».

Воспитатель бросает каждому ребёнку мяч, дети ловят его и произносят название сказки. Желательно, чтоб сказки не повторялись.

Инсценировка сказки «Репка» в движениях.

Воспитатель: Посадил дед репку (дети садятся). Стала репка расти (прыгают, поднимаются выше и выше). Выросла репка большая – пребольшая (встали на носочки, потянулись, руки через стороны вверх). Пришел дед, стал репку из земли тащить (наклоны вперед – назад). Ничего не получается, побежал он звать бабку (бег на месте). Стали вместе репку тянуть (наклоны вперед – назад). Побежали за внучкой (бег по кругу). Внучка на прыгалке прискакала к репке (прыжки на двух ногах с продвижением вперед). Тянут – потянут (руки перед грудью, рывками повороты руками в стороны), вытянуть не могут. Позвали на помощь Жучку. Жучка торопится, через камушки перепрыгивает (расположить кубики, через которые дети по очереди перепрыгивают на двух ногах). Стали вместе репку из земли тащить (наклоняются немного вперед, руки вперед; потом наклоняются назад, руки через голову тянут назад, 3 раза). Стали они кошку звать (прыжки влево – вправо на двух ногах с продвижением вперед). Опять вытянуть не могут (руки на поясе, наклоны влево – вправо). Бежит мышка (бег на месте с высоким подниманием коленей), ухватилась за кошку. Стали все вместе репку из земли тащить (наклоны влево, левая рука опускается вниз; наклоны вправо, правая рука тянется вниз). Тянут – потянут (наклоны вперед, руки вытягивают вперед; наклоны назад, руки отводят назад, 3 раза). И вытянули репку! (ноги на ширине плеч, руки на поясе).

Игра – драматизация «Волк и зайцы».

По считалке выбирается волк. Он надевает элемент костюма – шапочку волка, все остальные играющие – зайцы. Для «зайцев» обозначается место – лужайка. Пока «зайцы» на «лужайке», волк не может их поймать. По сигналу «Ну, заяц! Погоди!» «волк» догоняет «зайцев». Пойманный «заяц» становится «волком».

    Игра – викторина «Найди ошибку и исправь».

Дети рассматривают сюжетные картинки по сказке «Колобок», прикрепленные на доске в неправильном порядке. Задание заключается в том, чтобы дети вспомнили сказку «Колобок», как она начинается, какие события произошли с главным героем, чем сказка закончилась. Требуется расположить картинки правильном порядке. Выполнить задание предлагается 2-3 детям поочередно, остальные оценивают правильность его выполнения.

Цикл бесед:

«Волшебный мир сказок»,

«Сказка, ты откуда родом?»,

«Сказка народная и авторская»,

«Чему нас учит сказка?»,

«Сказочные» слова»,

«Любимый сказочный герой»,

«Сказка мне эта по душе!».

Мультсеансы:

Просмотр мультфильмов – русских сказок из цикла «Гора самоцветов», таких как, «Крошечка Хаврошечка», «Колобок», «Жихарка», «Кот и лиса».

Сюжетно – ролевые игры:

«Баба Яга – костяная нога», «Доктор Айболит», «Магазин сказочных товаров», «Ковёр – самолёт».

Дидактические настольно – печатные игры:

«Узнай сказку», «Герои сказок», «Сказочное лото», «Сказочные предметы».

Инсценировка сказок с использованием перчаточных кукол:

«Лиса, волк и медведь», «Курочка Ряба».

Организация и просмотр детских сказок - спектаклей с участием приглашённых артистов:

Кукольный спектакль «Ленивый зайчонок» в исполнении артистов Ивановского театра кукол;

Сказка «Весёлая компания» в исполнении артистов Ивановского драматического театра.

Заключительный этап

  • Игра – викторина «В гости к сказке» по итогам проекта;
  • Организация выставок творческих работ детей, созданных в ходе проекта;
  • Оформление проекта «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Игра – викторина «В гости к сказке»

  1. Назовите сказку, которая заканчивается такими словами :

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

  1. Назовите сказку, которая начинается такими словами:

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла…

  1. За кого держалась Жучка в сказке «Репка»?
  2. Из чего фея сделала карету для Золушки?
  3. Кто любит сочинять шумелки, ворчалки и сопелки?
  4. Кто одолел тараканище?
  5. Назовите имя злого и страшного бородача, который хотел заполучить золотой ключик.
  6. Сколько поросят было в известной сказке?
  7. Назовите имена трёх поросят.
  8. В какой сказке девочка взяла самую большую ложку и поела из самой большой плошки?
  9. Назови имена медведей из сказки «Три медведя».
  10. Какую песенку пел Колобок?
  11. Кого лечил доктор Айболит?
  12. Кто жил в теремке?
  13. Из чего были сделаны избушки зайца и лисы из сказки «Заюшкина избушка»?

Проект разработала и реализовала:

 Золотова Евгения Владимировна

с. Ново – Талицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...

Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Проект для подготовительной к школе группы:"Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"(По сказкам А.С.Пушкина)...

Проект "Сказка -ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!"

Проект для подготовительной к школе группы"Сказка -ложь, да в ней намёк!Добрым молодцам урок!"...

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок. По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок.По мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»Литературное  мероприятие   для детей 5-7 лет: Сказка  П.П. Ершова «Конек-Горбунок»....

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок»

Проект «Сказка ложь, да в ней намёк! Добру молодцу урок» Подготовила: Воспитатель Аблязова Лиля БуньяминовнаЧтобы сказки не обидетьНадо их почаще видеть.Их читать и рисоватьИх любить и в н...

Проект: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» для детей младшей группы

В данном проекте дети учатся в сотрудничестве с воспитателем и родителями творчески подходить к развитию своих речевых способностей. Этот проект рассчитан на детей младшей группы.В этом возрасте у реб...