Конспект занятия "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) по теме

Симкина Валентина Николаевна

Данное занятие направлено на формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок. Расширять и обогащать личный опыт детей о явлениях окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_skazka_lozh_da_v_ney_namyok.docx28.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                                                                         «Детский сад № 10 комбинированного вида»                                                                                              

Конспект

познавательно-исследовательской

деятельности

с детьми старшего

дошкольного возраста

по теме

 «Сказка – ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок»

Составила:

Симкина В. Н.

воспитатель

1 кв. категории

г. Ухта

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.

Интеграция видов деятельности.

Познавательно-речевое развитие:

Содействовать овладению детьми системными знаниями основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, способам наглядного моделирования в специально созданных условиях.

Расширять и обогащать личный опыт детей о явлениях окружающего мира.

Активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи,  строить связные высказывания, предположения, делать умозаключения и выводы, обогащать словарный запас.

Художественно-личностное развитие:

Закреплять умения  композиционно правильно располагать изображения на листе.

Развивать творческие способности,  воображение, чувство композиции и цвета.

Физическое развитие:

Способствовать умению сочетать движение со словами, согласовывать свои движения с движениями товарищей. Развивать внимание,  двигательную память, повышать двигательную активность.

Коммуникативно-личностное развитие:

Формировать осознанное отношение к собственной безопасности; организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.

Воспитывать личную гражданскую ответственность, чувство самосохранения; умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.

Предварительная работа:

Чтение сказок, показы разных видов театра по сказкам, беседы по содержанию произведений.

Рассматривание иллюстраций к сказкам, рисование, аппликация, лепка по мотивам прочитанных произведений.

Просмотр сказок с помощью видеоаппаратуры и слушание музыкальных произведений из мультфильмов.

Дидактические игры: «Правила безопасного поведения», «Первая помощь», «Основы безопасности», «Мои любимые сказки» и другие.

Оборудование:

Презентация «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»; разрезные картинки;; карточки-схемы; листы для создания коллажа, клей, карандаши, клеёнки, салфетки; мультимедийная установка, ноутбук, макет избы; свеча.

Ход.

  1. Мотивация.

В импровизированной русской избе на маленьком столике горит свеча. Дети входят в музыкальный зал под песню «В гостях у сказки». Во время движения на экране появляются слайды с фрагментами из сказок, воспитатель говорит слова:

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.

И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,

Обожаемые сказки слаще ягоды любой.

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,

Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу со свечой.

Воспитатель.

Как у наших, у ворот сказка нынче в гости ждет,

Русская народная, но доселе модная!

Ребята, это волшебная свеча. Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Протяните руку к огню и возьмите частичку его тепла. Возьмитесь за руки и сохраните это тепло в своей душе.

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится, присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка…

Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие туда, где сказки по земле ходят, где Емеля на печке к царю ездит в гости, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, а в садах яблоки молодильные растут.

  1. Сюрпризный момент.

Раздаётся звон колокольчика.

Воспитатель.  Ребята, сказка нас зовёт. Отправляемся в путь в Тридевятое царство, в Тридесятое государство.

Под песню «Паровоз» дети двигаются по залу (слайд – весёлый паровоз) и прибывают в импровизированный сказочный лес (слайд – сказочный лес).

Воспитатель.  Хозяин сказочного леса Лесовичок для нас приготовил волшебные задания, чтобы проверить, знаем ли мы сказки. Но не всё так просто! Если вы выполните все задания верно, то сможете разгадать зашифрованную фразу.  Готовы ли вы показать свои знания? Тогда начнём!

Дети ищут первое задание.

  1. Игра «Составь картинку».

Дети собирают картинку и говорят, фрагмент из какой сказки изображён на ней.  

Слайд - сказка «Гуси-лебеди».

Воспитатель.

А что же случилось в сказке? (Дочка забыла, что приказывали отец с матерью, посадила братца на травке, сама побежала к подружкам и заигралась. Гуси-лебеди налетели и унесли братца.)

Какому важному правилу учит эта сказка? (Не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить.)

А если вы остались дома одни, что приказывают вам ваши родители? (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать.)

Дети получают первое слово из зашифрованной фразы: ТВОЯ.

Дети ищут следующее задание.

  1. Игра «Вопрос – ответ».

1. Какой сказочный персонаж нарушил сразу 2 заповеди ОБЖ, о которых ему, кстати, напоминала мама: идти по знакомой тропинке, никуда не сворачивать; не вступать в разговоры с посторонними  («Красная шапочка»).

2. Kтo из сказочных героев совершил сразу несколько ошибок, невозможных для разведчиков и знатоков ОБЖ: зашел в чужой дом, сидел там, ел из чужой посуды, спал на чужой постели? («Машенька» из сказки «Три медведя»).

3. Какой сказочный герой свернул с прямой дороги в школу и остался необразованным? («Буратино»).

Слайды появляются по ходу игры.

Дети получают часть второго слова: БЕЗО.

Поиск следующего задания.

  1. Игра «Отгадай сказку».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какие разноцветные, красивые, яркие цветы выросли. Они приглашают нас в сказку. А в какую сказку, вы узнаете, если рассадите цветы по порядку от самого длинного до самого короткого. А сейчас рассмотрите картинки, нарисованные на цветах, и скажите, в какую русскую народную сказку приглашают нас цветы (слайд - «Колобок»).

Вспомните, чем закончилась эта сказка? (Лиса съела Колобка.)

Где всё произошло? (В лесу.)

А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он сам убежал в лес.)

Зачем Колобок покатился в лес? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять.)

Ах, вот оно что! Колобок просто погулять пошёл.

Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему? (Ответы детей.)

Не только чужие улицы таят в себе опасности, но и собственный родной двор. Опасность может таиться и в стоящей во дворе машине, и в подвале, и на чердаке. Играя в прятки, твои друзья, да и ты, наверное, стараетесь спрятаться так, чтобы вас не обнаружили, выбирая для этих игр такие места, как стоящая машина во дворе. А она ведь может отъехать, вас, сидящего около машины, не заметить, и … (Ответы детей.)

Дети получают вторую часть слова: ПАСНОСТЬ.

Дети ищут следующее задание.

  1. Игра «На лесной полянке».

Воспитатель.

Сказку ты, дружок послушай.

Мышка серая, Норушка,

Вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

И оказалась она, ребятки, на лесной полянке. Увидела она большой дуб.

(Дети самостоятельно по указанию воспитателя располагают картинки относительно дуба).

На дубе сидит воробей. Справа от дуба растёт берёза. Под берёзой расположился трухлявый пень. На пенёк заполз жук. Под дубом справа вырос колокольчик, а слева вырос мак. Под берёзой слева вырос гриб. Над маком летает бабочка. Около пня притаился ёж.

А какие правила поведения в лесу вы знаете? (ответы детей сопровождаются показом слайдов).

Дети получают слова: В ТВОИХ.

Дети ищут следующее задание.

  1. Музыкальная викторина.

Воспитатель.

Ребята, сейчас вы будете слушать отрывки из популярных детских мультфильмов. Вы должны отгадать, из какого мультфильма отрывок и объяснить, какое правило безопасности нарушено в данной сказке. По ходу игры появляются слайды.

Дети получают часть слова:РУ.

Поиск последнего задания.

  1. Игра «Зашифруй сказку».

Воспитатель.

Домик в поле появился, 
Он в жилище превратился 
Для мышонка и синицы, 
Зайца, волка и лисицы.

Про какую сказку загадка?  («Теремок» - слайд).

А сейчас давайте зашифруем  сказку с помощью геометрических фигур. Теремок – большой коричневый квадрат, а звери будут круги, только нужно вспомнить размер и цвет животного. Вы можете работать самостоятельно или объединиться в группы.

После выполнения дети должны объяснить свой выбор: «Мышка-Норушка серая и самая маленькая. Я возьму серый маленький круг. Лягушка-Квакушка – побольше – зелёный круг, Зайчик-Побегайчик ещё больше – белый круг. Для Лисички-Сестрички – средний, оранжевый круг. Волчок – тёмно-серый круг – побольше. А для медведя возьму самый большой коричневый круг».

Дети получают последнюю часть фразы: КАХ.

  1. Итог образовательной деятельности.

Воспитатель.

Все части мы получили, давайте сложим фразу:

Твоя безопасность в твоих руках.

Как вы понимаете смысл этой фразы? (ответы детей).

Понравилось вам путешествие?  Что вам запомнилось?  Какой вывод вы для себя сделали?

Пришла пора возвращаться домой. Ой, смотрите, что-то ещё под ёлочкой спрятано (дети достают сундучок с подарочками от  Лесовичка).

Под песню «Паровоз» дети возвращаются домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей "Как и что читать детям", "Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок"

Как читать детям сказки?  Казалось бы это совсем просто - бери книжку и читай! Но все же в каждом деле есть свои секреты мастерства. Поэтому воспринимать рассказ надо учить - и тогда способн...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок....

Проект по формированию морально - нравственных качеств у детей младшего возраста: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок!"

Тематический план мероприятий проводимых в рамках проекта "Сказка - ложь. да в ней намёк - добрым моладцам урок!"...

Кружок "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

Тексты сказок  для драматизаций, способствующие воспитанию положительных черт характера....

Викторина для детей 6-7 лет «Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»

Цели: 1. Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.2. Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, соверш...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"

Сказки дети, конечно, знаеюе и расскажут, хоть ночью разбуди. Но все ли слова, что в волшебных книжках встречаются, малыи смогут объяснить? В увлекательной форме педагог объясняет ребятам происхождени...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....