Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Лобарева Надежда Ивановна

Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по лекической теме "Весна. Перелетные птицы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_formy.docx20.36 КБ

Предварительный просмотр:

Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).

Образовательные задачи.

- Закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорок.

- Уточнить знания детей о признаках ранней весны.

 - Учить осмысливать переносное значение образных выражений, подбирать слова противоположные по смыслу; составлять рассказ по пословицам. 

- Развивать координацию движения и речи, обогащать словарь.

- Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: книжки-потешки, картинки по теме «Ранняя весна», репродукция картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели».

Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Модель образовательной деятельности.

I. Вводная беседа.

- Вы много знаете рассказов, сказок, стихотворений. Знаете, чем отличаются эти жанры?

- Сегодня мы поговорим о других произведениях устного народного творчества: потешках, чистоговорках и пословицах.

II. Рассматривание книжкек-потешек и чтение потешек о весне, перелётных птицах.

- В русских народных потешках (от слов «потешать», «веселить», «развлекать») используются нежные, ласковые слова, красивые выражения.

Весна, весна красивая!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью.

Полно, беленький снежочек,

На талой земле лежать!

Время, беленький снежочек,

Время таять-пропадать,

Во долинушку стекать

И сыру землю питать!

Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето!

Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам Весну-красну,

Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

- Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

III. Отгадывание загадок с объяснением.

- А, чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадки нужно отгадывать, в них только рассказывается о чем-то, а о чем именно — нужно догадаться самим.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной).

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Весит на окошке кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька).

Первый вылез из земли на проталинке,

Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник).

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (Грач)

На шесте – дворец,

Во дворце певец.

А зовут его? (Скворец)

Без рук, без топоренка,

построена избенка. (Гнездо)

Избушка нова — жильца нет,

жилец появится — изба развалится. (яйцо)

- Как вы догадались, что загадка о …? Почему так говорят? С чем сравнивают?

IV. Проговаривание чистоговорки.

- Чистоговорки, скороговорки тоже придумал народ, чтобы дети и взрослые учились правильно и отчетливо произносить все звуки родного языка.

Проговорим чистоговорку (индивидуальная работа):

Ши — ши - ши — что-то шепчут камыши.

Ше — ше — ше — это утка в камыше.

Ша — ша — ша — выходи из камыша!

V. Анализ пословиц о ранней весне.

- Короткие мудрые мысли называются в народе пословицами. Какие вы знаете пословицы о весне, перелетных птицах?

- Как вы понимаете пословицу? Почему так говорят?

Весна пришла, капель принесла.

Вода потекла, весну принесла.

Грач в воздухе - весна на улице.

VI. Речь с движением «Весеннее солнце»

Солнце, солнце, выходи

(Дети, взявшись за руки, отходят от центра круга.)

И всю землю освети!

(Идут по кругу, взявшись за руки.)

Чтоб весна скорей настала

(Останавливаются и отпускают руки вниз.)

Чтобы нам теплее стало,

(Перекрещивают руки на груди и трут плечи.)

Чтобы капли звонко пели,

(Движение кистей рук, имитирующее падение капель.)

Чтоб весной ручьи звенели,

(Волнообразно двигают руками перед грудью («ручей»).)

Чтоб цветочки распускались,

(Поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч.)

С юга птицы возвращались.

(Взмахивают руками.)

Солнце, солнце, землю грей!

Пусть весна придет быстрей!

(Хлопают в ладоши на каждое слово.)

VII. Игра «Скажи по-другому»

Холодно - …(тепло)

Короче - …(длиннее)

Медленно - …(быстро)

Грустно - …(весело)

Тихо - …(громко)

Ранняя - …(поздняя)

Пасмурный - …(ясный)

Грязный - …(чистый)

Быстрый - …(медленный)

Молчаливый - …(говорливый)

Уходит - …(приходит)

Улетают - …(прилетают)

VIII. Рассматривание репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи рилетели»

IX. Составление рассказа (по пословице).

- Как вы понимаете пословицу: «Грачи прилетели – весну на крыльях принесли»? 

Часто говорят: "Весна пришла, грачи прилетели!" И в самом деле, ещё кое-где лежит снег, а на проталинах, важно разгуливают чёрные грачи. Появление грачей после долгой зимы отмечается всеми, как начало весны. Грач - первая из перелетных птиц, которая прилетает к нам из теплых краев. Придумаем об этом рассказ (по картинному плану.

Наступила ранняя весна. Дни стали длиннее, а ночи - короче. Ярко светит и пригревает солнце. Небо синее-синее. С крыш свисают длинные сосульки. Днем слышна капель. Тает снег. Он становится рыхлым, тяжелым, грязны. По мокрым улицам журчат торопливые ручьи. На пригорках появляются первые проталины. В лесу из-под снега пробиваются нежные первые цветы подснежники. Прилетели первые вестники весны -  грачи. Они важно разгуливают и достают длинным клювом из земли червей, жуков, гусениц, куколок и личинок насекомых.

- Как можно назвать рассказ? (предполагаемые ответы детей)

Рассказывание рассказа детьми (2-3) по картинному плану.

X. Итог.

- О каких произведениях устного народного творчества мы сегодня говорили?

- О каком времени года мы составили рассказ по пословице?

- Какая птица прилетает к нам первой?

Задание «Составь иллюстрацию к рассказу»

Список используемой литературы.

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с. – (Развиваем речь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...

Статья по коммуникации «Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о Родине»

Цель: воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.Задачи:§  Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы.§  Углублять знания о защитниках нашей Родины. Позна...

Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)

Изучениеие малых фольклорных  форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)...

Занятие по ЧХЛ в старшей группе .Тема: «Малые фольклорные жанры. Составление рассказов по пословицам».

Цель:1. Учить детей осмысливать значение пословиц, составлять по ним небольшие рассказы, сказки, отражающие значение пословицы.2. Развивать связную речь детей, умение подбирать синонимы и антонимы к с...

Картотека собственных составленных игр по речевому развитию с детьми раннего возраста с использованием малых фольклорных форм.

Цель: Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклорных дидактических игр.Дидактическая игра «Отгадай, кто пришёл»Ход: Воспитатель произносит строки потешки, сопровождая показом...

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...