Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)
статья (старшая группа)

Бескова Анна Сергеевна

Изучениеие малых фольклорных  форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_malyh_folklornyh_form.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение малых фольклорных форм

 ( сказок, песен, частушек, потешек, поговорок, пословиц)

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требует сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо.  С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить.

В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка; надо почаще привлекать к предметам, животным и людям. Например, приговаривая: «Утка шла по бережку, серая по крутому» или: «Поди, птица, домой, поди, серая, домой!»

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, работая с детьми младшей группы, должен  держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.

У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время тяжелого расставания с родителями хорошо помогает переключение внимания на яркую игрушку сопровождая движения игрушки чтением потешки.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку- воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбию и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

Потешки можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать по душе. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

Пословицы и поговорки- это краткие изречения, заключающие в себе вывод из бой» наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста. Сложились поговорки и пословицы на основе огромного жизненного опыта. обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспешишь-людей насмешишь».

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Загадки- форма словесного народного творчества, образной народной речи-получили свое признание в работе с детьми. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

При работе с загадками рекомендуется следующее: на стол выставляются фанерные фигуры животных, например петуха, лошади и т.д. Для каждой фигуры животного подобрана своя загадка: «На голове красный гребешок, под носом красная бородка»; «Грива на шее волной, сзади хвост трубой». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, так как перед глазами находятся загадываемые предметы. В дальнейшем дети учатся отгадывать загадки по собственным представлениям.

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

Сказка- благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка –творение народа. Она воздействует на душу ребенка. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди м их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Сказка- это духовное богатство народной культуры,  познавая которое ребенок познает сердцем свой народ.

Для работы с детьми необходимо постоянно пополнять  библиотеку сказками. Сказки должны подбираться по возрастам. В младших группах книги должны быть яркими и красочными, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук, а дидактические игры, сделанные руками воспитателей, помогут закрепить эти знания.

В старших дошкольных х группах необходимо знакомить  детей со сказками, в которых главные герои- люди ( короли, принцессы, волшебницы, феи, богатыри). В речи детей появляются новые слова и действия. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно- этических норм поведения.

Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"

НОД "Ознакомление детей с малыми фольклорными формами: загадки,пословицы,скороговорки"...

Статья по коммуникации «Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о Родине»

Цель: воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.Задачи:§  Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы.§  Углублять знания о защитниках нашей Родины. Позна...

Малые фольклорные формы. Составление рассказа (по пословице).

Модель занятия по ознакомлению с художественной литературой рекомендована воспитателям групп компенсирующей направленности по закреплению знаний старших дошкольников о малых фольклорных формах по леки...

Статья. Изучение малых фольклорных форм.

Изучение и использование в работе таких малых фольклорных форм как сказки, песни, потешки, пословицы и поговорки, развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления ...

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И МУЗЫКАЛЬНО – ИГРОВОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ»

Форма проведения: педагогическая мастерская.Участники: музыкальные руководители, воспитатели и специалисты детского сада.Цель: Повышение уровня профессиональной компетентност...

"Пословица недаром молвится" Малые фольклорные формы. составление сказок по пословицам

На занятии мы знакомим детей с пословицами и поговорками. Учим отличать пословицу от поговорки. Прививаем любовь к малым фольклорным формам. Активизируем словарь старших дошкольников. Учимся придумыва...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»

Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...