Статья. Изучение малых фольклорных форм.
статья

Шикалова Наталья Леонидовна

Изучение и использование в работе таких малых фольклорных форм как сказки, песни, потешки, пословицы и поговорки, развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изучение малых фольклорных форм.14.98 КБ

Предварительный просмотр:

               Изучение малых фольклорных форм.

  Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

  Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание, требуют сопровождения словом, и здесь русское народное творчество незаменимо. С раннего детства ребенок откликается на потешки, приговорки, напевки. Роль этих малых фольклорных форм в воспитании детей трудно переоценить.

  В ранние годы важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка; надо почаще привлекать к предметам, животным и людям.

  Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и позволяет воспитателю с помощью потешек организовывать его поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатель, работая с детьми младшей группы, должен держать в памяти большой запас песенок, потешек и с учетом доступности для детского восприятия включать их в повседневный разговор с ребенком.

  Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т.п. Эти процессы, сопровождаемые припевками, приговорками, становятся для ребенка более интересными.

  Потешки можно обыгрывать разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог выбрать по душе. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.

  Пословицы и поговорки, заключающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, понятны детям более старшего дошкольного возраста. В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человеческие недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  Получили свое признание в работе с детьми загадки – форма словесного народного творчества, образной народной речи. Детям предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

  Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности сказка, особенно народная, вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению.

  Сказка неотделима от красоты, она способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимы благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; из них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребенок проникается чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказок. А волшебные сказки открывают детям просторы для фантазирования. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое ребенок познает сердцем свой народ. Народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей-дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой русской народной речи.

  Таким образом через использование таких малых фольклорных форм, как сказки, песни, потешки, пословицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребенка, воспитывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по коммуникации «Малые фольклорные формы: пословицы и поговорки о Родине»

Цель: воспитывать нравственно – патриотические чувства дошкольников.Задачи:§  Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы.§  Углублять знания о защитниках нашей Родины. Позна...

Статья на тему "Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возраста"

Малые фольклорные формы как средство обогащения лексики детей дошкольного возрастаВ последнее года возрастает интерес к фольклористике. Общество как  будто почувствовало  живительную си...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Изучение малых фольклорных форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)

Изучениеие малых фольклорных  форм (сказок, песен, частушек, потешек, пословиц, поговорок)...

Статья на тему " Включение малых фольклорных форм в игровую деятельность детей дошкольного возраста через дидактические пособия"

Для поддержки детской инициативы в игровой деятельности в развивающую среду группы внесены игры и пособия, созданные своими руками....

СТАТЬЯ Тема: «Развитие речевой активности у детей раннего возраста через использование малых фольклорных форм»

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонни...

Статья «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством малых фольклорных форм»

В статье описывается опыт работы по применению малых фольклорных форм для воспитании патриотизма у младших дошкольников....