Статья "Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками"
статья (старшая группа)

Росицкая Галина Евгеньевна

 

    С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника  используется богатейший материал словесного творчества народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

Использование малых  фольклорных форм в работе с дошкольниками

    С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника  используется богатейший материал словесного творчества народа. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для речевого развития детей. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность. Потешки  обыгрываются  разными способами: сопровождением чтения, действием игрушки, использованием  пальчикового театра, масок различных персонажей. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки. Детям нравится, когда ласковым голосом начинают  припевать, когда укладывают  их спать: Баю, баюшки, баю, не ложится на краю! После сна их взрослый приободрит: Мы проснулись, потянулись, Вместе солнцу улыбнулись.  Во время умывания, причесывания детей можно  знакомить  с песенками «Зайка начал умываться видно в гости он собрался», «Петушок, петушок, золотой гребешок» и другими. После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают  песни и переносят их в повседневную игру. Знакомство с потешками начинается  с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе  необходимо объяснить значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. Дети начинают  использовали  народные песенки во время игры в «дочки – матери», бережно относиться к своим куклам и напевать им колыбельную.

   Загадки – форма словесного народного творчества. Детям  предлагаются такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. При работе с загадками  можно использовать фигурки животных, например, петуха, коровы и т. д. Для каждой фигурки подобрана своя загадка: «На головке красный гребешок, под носом красная бородка»; «То мычу, то жую, людям молоко даю». Такая форма работы с загадками не вызывает у ребенка больших затруднений, т.к. перед глазами находятся загадываемые предметы. Если в тексте загадки встречаются архаичные слова или диалекты, то необходимо перед предъявлением подобного текста, ознакомить детей со значением этих слов или выражений.

   Слушание сказок доставляет детям большую радость. Они внимательно их слушают, активно переживают, быстро усваивают эпитеты в разговорной речи (тянет – потянет, лягушка – квакушка, мышка - норушка и т.д.) Вначале прочитанную сказку вносят в книжный уголок. Дети рассматривают иллюстрации, могут  пересказать сказку. Затем вносится  «театр картинок». Показывая картинки, дети последовательно рассказывают сказки. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети знакомятся с элементами костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук. Дети любят и понимают сказочный юмор, он всегда радует ребят, вызывает у них веселый смех. Есть сказки, в текст, которых включаются небольшие песенки (песня козы «Волк и семеро козлят). Дети с нетерпением спрашивают: «Какую сказку мы будем слушать?»

   Так на протяжении  дошкольного возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к русской народной культуре. Уже в дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

    Одной из эффективных форм работы с детьми по приобщению детей к истокам русской народной культуры – использование различных досугов  и развлечений. В развлечении «Пряничная мастерская», «Колядки, «Святочные забавы», «Масленица», «Пасхальные игры»  дети не только знакомятся  с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к старинным предметам, к русским народным песням, потешкам.    

  Русские народные, хороводные игры  - это  не только жанр устного народного творчества, но и  огромный потенциал физического развития. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием и интересом играют в подвижные игры.

Список использованных источников

  1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000. – 400с. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2011. – 159с.
  2. Давыдова, О.И., Федоренко, В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психолого-педагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. – Барнаул: БГПУ, 2011. – С.128 - 133.
  3. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 2013. – 127с.
  4. Клименко, Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание. – 2012.- №5.- С.34-35.
  5. Мацкевич, А.Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. – М.: Просвещение, 2014. – С.46-60.
  6. Программа "Развитие" (Основные положения). Науч. рук-ль Л.А. Венгер. – М.: Новая школа, 2014. – 158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"

Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками.

Готовые плакаты с прибаутками, потешками по режимным моментам в д.с....

Использование малых фольклорных форм для развития речи дошкольников.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст-это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,...

Учебно-методическая публикация для воспитателей на тему: «Влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь дошкольника.»

В учебно-методической статье для воспитателей говориться о влияние малых фольклорных форм на повседневную жизнь ребенка в ДОУ....

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ"

Методический материал знакомит педагогов с малыми фольклорными формами , их применением на практике.Предлагает  литературу , которую можно почитать детям разных возрастов....