"Знатоки детской художественной литературы"
методическая разработка по художественной литературе ( группа) на тему

Степанова Анастасия Витальевна

Мастер - класс для воспитателей, поможет повысить профессиональный уровень педагогов, активизирует применение устного народного народного творчества в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_delovaya_igra.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Пчёлка» Козловского района Чувашской Республики

Мастер-класс для воспитателей

на тему:

Деловая игра

«Знатоки детской художественной литературы».

                                                                      Подготовила: Степанова А. В,

                                                                      воспитатель  первой

                                                                      квалификационной категории

Козловка -2016


Деловая игра «Знатоки детской художественной литературы».

Цель:

• повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

• развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

 • раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Игроки делятся на 3 команды

Ход игры: Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Перед началом послушайте правила. На столах у вас лежат сигнальные флажки. Если вы знаете ответ, то прежде должны поднять флажок, а затем ответить. За невыполнение правил вы лишаетесь очков, которые автоматически переходят к соперникам. Кто окажется быстрее, тот и наберет больше очков. Данный вид ответа действенен в общем соревновании. Если ответ адресован конкретно команде, то она отвечает сразу (если готов ответ) или думает 1 минуту. Если по истечении 1 минуты команда не знает ответ, то у другой команды есть шанс заработать очко, правильно ответив на вопрос соперников. Но и та, и другая команда имеет право ответа лишь после поднятия флажка. Очки представляются в форме фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.

Разминка: Предложить командам назвать одним словом

1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

3. Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

 4. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

5. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

6. Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

7. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

8. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

9. Краткое выразительное изречение, имеющее поучительныйсмысл (пословица)

 10. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка).

11. «Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)

12. «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по- бежал» (Потешка)

13. «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

14. «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

Участники должны вспомнить название сказки.

 - О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

 - О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

 - Об общежитии для зверей. («Теремок».)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

 - О деревянном мальчике. («Буратино».)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)

Задание 1. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе: составлено на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным. (В средней группе.)

- Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок на фланелеграфе, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (В младшей группе.)

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. (В младшей группе.)

 - Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (В подготовительной к школе группе.)

- Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (В старшей группе)

Задание 2. Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К.Чуковский. «Цыпленок», С.Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

2. З.Александрова «Мой мишка», А.Барто « Девочка-ревушка», С.Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье»,Я.Тайц «По грибы»,К.Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». ( средняя)

 4. Н.Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», Х.К.Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3. Назовите автора произведения:

1. «Приключения Чипполино» (Д.Родари)

2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

3. «Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

 4. «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

 Задание 4 Кто больше назовёт детских художественных произведений, написанных К.И. Чуковским за 1 минуту 1. Айболит 2. Бармалей 3. Краденое солнце 4. Крокодил 5. Мойдодыр 6. Муха-Цокотуха 7. Одолеем Бармалея 8. Приключения Бибигона 9. Путаница 10.Собачье царство 11. Тараканище 12. Телефон 13.Топтыгин и Лиса 14.Федорино горе 15. Чудо дерево.

Задание 5. Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

1…Ну так видите ль, миряне, Православные христиане, Наш удалый молодец Затесался во дворец; При конюшне царской служит И нисколько не потужит Он о братьях и отце В государевом дворце… ( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 2… Войска идут день и ночь; Им становится невмочь. Ни побоища, ни стана, Ни надгробного кургана. Вот осьмой уж день проходит, Войско в горы царь приводит И промеж высоких гор Видит шелковый шатер… (А.С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке»)

 3…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. (Н.Носов. «Живая шляпа»)

4. Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал - ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание, потом взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… . ( В. Драгунский. «Тайное становится явным»)

Задание 6. «Составь слово из слогов и отгадай сказку» (в форме финвордов) Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1.команда Кашечрохав («Хаврошечка»).

 Боклоко («Колобок»)

Зоркомо («Морозко»)

Очвокамйюд Дюймовочка

 2. команда команда Дыродйом (Мойдодыр)

 Гукароснеч («Снегурочка»)

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

 Подведение итогов деловой игры. Таким образом, если книга займет первостепенное место в образовательном процессе детского сада, то ребенок научиться, не просто прочитывать книгу, но и соотносить ее со своими делами, мыслями и поступками. В этом и состоит основная задача воспитания чтением, воспитания книгой. На Руси книгу обычно сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровища мудрости, или с лестницей, ведущей к вершинам образованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы».Цель:повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  применение устного  народного творчеств...

Знатоки детской художественной литературы

Игра-викторина для педагогов дошкольных учреждений на закрепление знаний о детской художественной литературе...

Деловая игра для воспитателей "Знатоки детской художественной литературы"

Данный мктериал может использоваться как часть педагогического совета...

Деловая игра для воспитателей "Знатоки детской художественной литературы"

Благодаря этой деловой игре появилась возможность повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; развивать коммуникативные качес...

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Знатоки детской художественной литературы»

деловая игра для воспитателей ДОУ "Знатоки детской художественной литературы"...

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы»

laquo;Знатоки детской художественной литературы» Цель:·         повысить профессиональный уровень  педагогов, активизировать  ...

План проведения Деловой игры «Знатоки детской художественной литературы».Для педагогов дошкольных отделений.

Подготовила и провела Доронина Н.Н.Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми.Задачи:1. Развивать коммуникати...