КОНСПЕКТ НОД с детьми старшего дошкольного возраста детского по теме: «Знатоки русских народных сказок»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Николаева Елена Валентиновна

Цели и задачи:                                                                                                                              

- закреплять знания детей о русских народных сказках, их своеобразие (язык, персонажи) , композиционное построение (сказочный зачин, повторы, концовка)

- прививать любовь к художественной литературе через устное народное творчество;                           

- добиваться интонационной речи, активизировать словарный запас;                          

 - развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;                                                                                                                                   

 - закреплять знания детей о художниках – иллюстраторах.                                         

- развивать умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении;                                                                                     

 - способствовать формированию потребности в двигательной активности.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_russkih_narodnyh_skazok_nod.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности                                                                    с детьми старшего дошкольного возраста  детского

Тема: «Знатоки русских народных сказок»                                                                                 Автор: воспитатель высшей категории                                                                 ГБДОУ №9 Калининского района г. Санкт-Петербурга                                      Николаева Елена Валентиновна

Цели и задачи:                                                                                                                               - закреплять знания детей о русских народных сказках, их своеобразие (язык, персонажи) , композиционное построение (сказочный зачин, повторы, концовка)

- прививать любовь к художественной литературе через устное народное творчество;                            

- добиваться интонационной речи, активизировать словарный запас;                            - развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать при разгадывании небылиц и путаниц;                                                                                                                                    - закреплять знания детей о художниках – иллюстраторах.                                          - развивать умение работать в группе, договариваться учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении;                                                                                      - способствовать формированию потребности в двигательной активности.     Оборудование и материалы:                                                                         Презентация иллюстраций к сказкам, выполненных В.М.Конашевич, Ю.А.Васнецовым, Е.М.Рачевым; диск «Все вокруг стараются спортом занимаются»; карточки для жребия по количеству детей;  жетоны для поощрения за правильные ответы.                                                                                                     Электронные ресурсы и аудио средства:                                         Магнитофон, компьютер, флеш-накопитель с презентацией викторины «Знатоки русских народных сказок»                                                                                                                                                                            Предварительная работа:                                                                                 Чтение русских народных сказок; Д/и «Путаница в сказках»; «Разгадай небылицу»; «Что это может быть?»; знакомство с творчеством художников иллюстраторов Е.М.Рачевым, В.М.Конашевич, Ю.А.Васнецовым

Ход:  

Воспитатель:

Я хочу вам загадать загадку:

Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказ,

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ, в мир волшебный унесет?

Полный света, смеха, краски, а зовется чудо – (СКАЗКИ)

– Ребята, давайте вспомним названия русских народных сказок, которые мы с вами читали.

Дети:  

– «Сивка-Бурка», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят, «Заяц-хваста», «Крошечка-Хаврошечка», «Заюшкина-избушка», «Снегурочка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «По щучьему веленью», и т.д.

Воспитатель:

– Вы теперь знаете особенности сказок, написанных русским народом, сможете отличить их от сказок других авторов. Одним словом, вы стали знатоками. А кто самый лучший знаток сказок мы сегодня узнаем. Сейчас мы разделимся  на команды при помощи жребия, каждый вытаскивает из корзинки карточку с изображением одного из трех волшебных предметов (волшебная палочках, шапка невидимка, клубок). Выберем капитана команды, который будет следить за порядком в своей команде. Послушайте правила нашей игры-викторины:

- вопросы надо слушать внимательно;

- ответить на задание может любой из вас, кто знает ответ и хочет ответить, для этого надо поднять руку.

- за правильный ответ будет вручаться жетон;

- чья команда наберёт больше жетонов, будет считаться победителем.

- игрок, набравший больше все жетонов, станет знатоком сказок.

– Итак, начинаем нашу игру-викторину.

ЗАДАНИЕ № 1: « Узнай персонажей русских народных сказок»

– 1. Назови, из какой сказки персонаж.

– 2. Как его зовут?

– 3. Расскажи, какой он?

(Показываются иллюстрации к сказкам «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Маша и медведь»).

Дети:  

– На этой картинке герои из сказки «Заяц-хваста». Заяц в этой сказке хвастливый, врун и трусливый, а потом стал храбрым.

– Это иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Волк в сказке доверчивый, глупый, бесхитростный. Лиса – хитрая, коварная, смекалистая.

– На картине Медведь с коробом из сказки «Маша и медведь». Маша-рукодельница, трудолюбивая, хитрая, догадливая, умная. Медведь - доверчивый, простой, добрый.

ЗАДАНИЕ № 2: «Вспомни и спой песенку персонажа из русской народной сказки».

– Вспомни песенку Колобка, Козы из сказки «Волк и семеро козлят», Лисы из сказки «Кот,  Петух и Лиса», Петушка из этой же сказки, Блина из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый», как Лиса, забравшись в Заячью избушку, пугала зверей, как Иванушка звал Сивку-Бурку.

Дети:

«Я колобок, колобок!

По амбару метён,

По сусекам скребён…»

«Козлятушки, ребятушки,

Отворитеся, отопритеся….»

«Петушок, петушок.

Золотой гребешок,

Маслена головушка…»

«Несёт меня лиса

За тёмные леса,

За быстрые реки..»

«Прыг-скок, прыг-скок,

Я –масленый бок…»

«Сивка – бурка - вещая каурка…»

ЗАДАНИЕ № 3: «Какие сказки перепутались?»

Воспитатель читает придуманные сказки, где действуют персонажи из разных русских народных сказок.

– Какие сказки перепутались? Отгадайте:

… Шёл дед мимо грядки с капустой, мимо грядки со свёклой, мимо грядки с морковкой и видит, вдруг выскочил топор из-под лавки и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут. Позвал дед на помощь бабку… (здесь перепутались сказки «Пых», «По щучьему велению» и «Репка»)

….Сидит волк у проруби и приговаривает: «По щучьему веленью, ловись рыбка большая и маленькая». Потянул хвост, стал его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка-внучку, внучка-Жучку…. (Здесь перепутались сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению» и «Репка»).

….. Съела девочка ржаной пирожок и спасибо печке сказала, а Иванушка выпил водички из копытца и превратился  в козлёночка. Увидела Алёнушка и заплакала. А Иванушка и говорит: «Не  плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше: влезь в левое ухо, вылези в правое, и я снова стану братцем»….(Это перепутались сказки: «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и «Крошечка-Хаврошечка»).

ЗАДАНИЕ № 4 «Угадай из какой это сказки?»

Воспитатель  читает отрывок из сказки, дети угадывают название сказки:

…Взял Иванушка лукошко и пошел, будто по грибы. Вышел в чисто поле, лукошко под куст бросил, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком …(«Сивка-бурка»).

…Проголодалась лиса, бежит по дороге и смотрит, нельзя ли где поживится. Видит  о на- везёт мужик на санях мёрзлую рыбу. Забежала лиса вперёд, легла на дорогу, хвост откинула – ну дохлая … («Лисичка-сестричка и серый волк»)

…Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила…(Маша и Медведь»).

ЗАДАНИЕ № 5. Музыкальная физкультминутка «Звериная зарядка» (см. приложение).

Воспитатель:

– Ребята, в русских народных сказках очень часто главный персонаж это лесной  зверь: лиса, волк, заяц и т.д., вот сейчас и мы превратимся в лесных зверей и выполним  «Звериную зарядку».

ЗАДАНИЕ № 6: «Продолжи сказку».

Воспитатель начинает рассказывать сказку, а дети её продолжают:

Воспитатель:

 – Жил-был заяц в лесу, летом ему было хорошо, а зимою плохо: приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он однажды на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал хвастаться….

Дети:

– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи -  я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тётке-вороне про хвастуна.… («Заяц-хваста»).

Воспитатель:

– Есть на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые родного брата стыдятся. К таким и попала Крошечка - Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли её эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткёт, и прядёт, она и прибирает….

Дети:                                                                                                                                             – А были у хозяйки три дочери. Старшую звали Одноглазкой, среднюю Двуглазкой, а меньшую - Триглазкой. Дочери только и знали, что гулять, а Хаврошечка на них работала…. («Крошечка - Хаврошечка»)

Воспитатель:

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи
 со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Дети:

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загуляла. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях….(«Гуси-лебеди»)

ЗАДАНИЕ № 7: «Назови художника иллюстратора сказки».

На экране показываются слайды иллюстрации к сказкам «Заяц - хваста», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок»- Е.М.Рачева; «Гуси-лебеди» -               В.М.Конашевича; «Зимовье зверей» - Ю.А. Васнецова). Участник любой команды поднимает руку и называет художника, иллюстрацию  которого он узнал. Повторяться нельзя.

Рефлексия:

Воспитатель:

– Ребята, все задания выполнены, на все вопросы ответили, сейчас подсчитаем жетоны и определим, у кого больше, кто у нас знаток сказок. А ещё определим, какая команда победила в нашей игре-викторине.

Давайте, вспомним:

О каких сказки мы сегодня вспоминали?

Иллюстрации каких художников мы видели на слайдах?

К каким сказкам художник В.М.Рачев создал иллюстрации?

Как фамилия художника иллюстрировавшего русскую народную сказку «Гуси-лебеди»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Путешествие в страну русских народных сказок"

Этот конспект поможет воспитателям в интересной и увлекательной форме напомнить детям о героях их любимых сказок....

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

План самообразования по теме: «Развитие психомоторики у детей дошкольного возраста по средствам русских народных сказок»

Создания социально – эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста, учитывающих этапы онтогенеза ребенка в развитии психомоторики и психические процессы....

Сценарий викторины «Знатоки русских народных сказок»

Данная разработка направлена на развитие интереса детей к  устному народному творчеству, к чтению русских народных сказок....

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...

Методическая разработка на тему: «Роль русских народных сказок в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

ООД по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»Образовательная область: речев...

Картотека театрализованных игр для детей старшего дошкольного возраста (по мотивам русских народных сказок)

В картотеке представлены игры для детей страшего дошкольного возраста .Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, рав­номерно размещаться по площадке, строить диалог с партне...