Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе на тему

Халевина Оксана Михайловна

Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает творческий потенциал ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralno_-_igravaya_deyatelnost.odt27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Театрально — игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

                                                                                         

                                                                                           Халевина Оксана Михайловна

                                                                                           воспитатель

                                                                                           МБДОУ ЦРР «д\с Рябинушка»

Игры наиболее доступный ребенку, наиболее интересный способ переработки информации, выражение эмоций, впечатлений. Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых. Каждый ребенок играет по своему, но все они копируют в играх взрослых людей, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Особое значение в детском саду можно и нужно уделять театральной деятельности, всем видам детского театра, т. к. они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мир;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям;
  • познакомить с детской литературой, обрядами, традициями, музыкой;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенны переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Как писал Сухомлинский « Театральная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки.

Театрально — игровая деятельность помогает совершенствовать творческие способности детей.

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Творчество детей в театрально — игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

  • как творчество продуктивное( сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
  • исполнительская или актерские способности( речевое исполнение и двигательное исполнение);
  • оформительское( декорации, костюмы и т. д )

Театрально — игровая деятельность дает большой простор для творческих проявлений ребенка. Она развивает творческую самостоятельность детей, побуждает к импровизации небольших рассказов и сказок, поддерживает стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты.

Творческие способности проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, которые произвели на них впечатления, т. е создают игровую ситуацию. В театрально — игровой деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение нужно воссоздать с помощью выразительных средств и эти средства ребенок выбирает сам, перенимая их от старших.

Для развития творческих способностей детей через театрально — игровую деятельность необходимо решить следующие задачи:

  • развивать устойчивый интерес к театрально — игровой деятельности;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театральные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
  • обогащать и активизировать словарь детей;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать гуманные чувства у детей.

Систему работы по развитию творческих способностей можно разделить на 3 этапа:

1 этап- На этом этапе необходимо изучить специальную литературу. За основу можно взять программу « Театр — творчество — дети» ( ав. Сорокина, Милонович), в которой авторы впервые систематизировали средства и методы театрально — игровой деятельности, а так же научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности. Авторы данной программы выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театрально — игровая деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной, т. е важнейшим в детском творчестве есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие творческих способностей и личности ребенка.

На 2 этапе необходимо создать системное планирование по развитию у детей театрально — игровой деятельности. Для этого можно использовать « Модель развития творческих способностей дошкольников», куда вошли такие виды деятельности,как « Знакомство с основами драматизации», «Знакомство с основами актерского мастерства», «Знакомство с основами кукольного театра», « Самостоятельная театральная деятельность», «Праздники и развлечения».

На 3 этапе необходимо вовлечь в работу всех детей, для этого нужно использовать в работе различные приемы, например: творческие задания, выбор детьми роли по желанию, назначение на главные роли наиболее робких и застенчивых детей, распределение ролей по карточкам, проигрывание ролей в парах. На этом этапе работу по развитию театрально — игровой деятельности у дошкольников необходимо вести в тесном контакте с родителями, через такие формы работы, как выступления на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовление атрибутов, театральных костюмов и декораций; участие в написании сценариев; тематические выставки, папки — передвижки; участие в праздниках, развлечениях,театральных представлениях.

Очень важно, чтобы в мире насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял возможность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу. Следует отметить, что воспитание творческих способностей будет эффективно в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Развитие творческих способностей в контексте театрально — игровой деятельности способствует общему психологическому развитию. Театрально — игровая деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, развивать творческую активность детей.

Правильно организованная работа с детьми будет способствовать тому, что театрализованная игра станет и средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, а жизнь в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально — игровой деятельности.

                                                                                                   

                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное ток-шоу «Театрально игровая деятельность ,как средство развитие творческих способностей детей»

В дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробуя себя в разных ролях...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....