Театрально – игровая деятельность, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике на тему
Театрально - игровая деятельность. Коррекционная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Бажина Елена Викторовна
Воспитатель МБДОУ ЦРР д./с №11 «Васлилёк»
Театрально – игровая деятельность, как средство развития
эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ
Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы.
Этих детей отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности:
- низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы;
- в частности дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов;
- некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения);
- речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности;
интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое.
Выявлены типологические ошибки в области эмоциональной лексики:
- Обнаружено, что при определении и назывании эмоциональных состояний дошкольники с ОВЗ
- смешивали различные эмоции, доступные возрасту;
- не могут адекватно выразить эмоционально-смысловое содержание высказывания,
- испытывают трудности в передаче эмоциональных состояний средствами лицевой экспрессии;
Многочисленные исследования учёных свидетельствуют о том, что затруднения в осознании и определении своих чувств и эмоций, непонимание чувств и эмоций окружающих повышают риск возникновения психических заболеваний у детей. По данным эпидемиологических исследований эти дети составляют 50% от числа детей, испытывающих трудности в обучении.
Вместе с тем, исследователи подчеркивают, что нарушения у детей носят парциальный характер и могут поддаваться психолого-педагогической коррекции.
Исходя из этого, мною была продуманна коррекционная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности.
Для ребенка - дошкольника важнее всего развитие своей внутренней жизни, питание эмоциональной сферы, чувств. В это время эмоции - главные регуляторы деятельности ребенка. Его интеллект ещё слаб, он не готов ещё обсуждать, он может только играть.
Планируя коррекционно-развивающие работу с детьми, я опиралась на такие работы как «Психогимнастика» М. И. Чистяковой [2, с 25-75]. , «Психологическая помощь дошкольнику» Н. Г. Яковлевой, «Комплексную методику психомоторной коррекции» А. В. Семенович, Е. А. Воробьевой. [2, с. 43-80]..
«Коррекционная деятельность состоит из трех частей:
1 часть: развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы психики – психогимнастика.
Здесь используем следующие виды заданий:
1) Знакомство с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
Прежде всего, в начале выполнения заданий необходимо объяснить детям что такое мимика, жесты и т. д., раскрыть смысл этих понятий, потому что данные понятия являются для них новыми, малознакомыми.
2) Игры по обучению выразительным движениям. Например, показать жестом слова «маленький», «он», «высокий» и т. д. Показать как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот и т. д.
3) Игры по распознаванию выразительных движений. Дети отгадывают что хотел показать им другой ребенок.
4) Знакомство детей с эмоциональными состояниями (радость, грусть, гнев, удивление, страх, с их схематичными изображениями. Обращается внимание детей на детали: какие глаза, рот, брови и т. д.
5) Этюды на развитие умения выражать интерес, внимание, удивление, радость, печаль, гнев, страх, вину, стыд. Детям предлагается ситуация, которую они должны показать, обыграть.
6) Игры на распознавание эмоциональных состояний: один ребенок показывает, остальные угадывают.
7) Этюды и игры на сопоставление отдельных черт характера – отрицательных и положительных (например, «Жадный пес», «Вежливый ребенок»).
8) Игры и этюды по развитию коммуникативных навыков, коррекции взаимоотношений детей (агрессивности). Здесь также используются упражнения на сплоченность группы, а также совместные работы детей – общий рисунок, аппликация.
9) Снятие мнимых неадекватных страхов, тревоги: разыгрывание этюдов на выражение страха, рисование на тему «Мои страхи» с последующим «избавлением» или обесцениванием страхов.
10) Обучение правилам этикета: этюды на выражение правил хорошего тона в различных ситуациях.
Как видно, задания достаточно разнообразны и направлены на обучение детей:
- произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
- различать и сравнивать эмоциональные ощущения;
- произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
- улавливать, различать и понимать так называемые «приятные» эмоциональные состояния;
- сопереживать (т. е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние) ;
- отвечать адекватными чувствами (т. е. в ответ на эмоциональное состояние другого проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участниками общения) .
2 часть: развитие и коррекция эмоциональной и познавательной сферы дошкольников с ОВЗ.
Включает в себя развитие основных психических функций – восприятия, памяти, внимания, мышления, речи с использованием эмоциональной лексики и воображения средствами театрально-игровой деятельности.
Театрализованные игры необыкновенно насыщенны эмоциями, доставляют радость и удивление — истоки творчества.
Театрализованные игры позволяют:
- обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;
- знакомят ребёнка с собственным телом, учат управлять им;
- развивают умение концентрировать внимание на невербальных средствах общения и осваивают их как необходимый инструмент театрального мастерства
- развивают эмоциональную отзывчивость, сопереживания.
-развивают эмоциональную лексику.
Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.
3 часть: снятие психомышечного напряжения – обучение детей приемам релаксации. Здесь используется (музыка, формулы внушения, так и психомышечные тренировки, которые также являются элементами психогимнастики.
Главное в коррекционной работе, направленной на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрально-игровой деятельности:
- создать между педагогами и детьми отношения доброты, сердечности и любви;
- желание педагога понять психологические проблемы ребёнка, стремление помочь ему выйти победителем из трудной ситуации.
Таким образом, коррекционная помощь детям с ОВЗ позволяет не только развивать психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, позволяет решить многие актуальные проблемы современной коррекционной педагогики и коррекционной психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через театрализованную игру.
Библиографический список
- А. В. Семенович, Е. А. Воробьева. «Комплексная методика психомоторной коррекции» М.,1998
- Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-96388-1421469418.jpg)
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/05/picture-503576-1454667471.jpg)
Собственный инновационный педагогический опыт «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста" воспитателя МБДОУ "Коммунарский детский сад "Солнышко" Акишевой Екатерины Вячеславовны
Игра - самое чистое и самое духовное проявление человека!...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-332257-1383570547.jpg)
Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-970910-1510214217.jpg)
педагогический опыт воспитателя Кареньковой Ирины Николаевны "Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта2.Идеи опыта3Теоретическая база опыта4. Технология опыта5.Анализ результативности6.Адресная рекомендации7.Наглядное приложениеПрилож...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-717973-1536115361.jpg)
«Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
игре Игра как «серьезная форма обучения»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/21/picture-1023519-1521638899.jpg)
Описание педагогического опыта воспитателя Ермолаевой Е.В. «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятель...
- Мне нравится (1)