Консультация" Сказка как основа для занятий"
консультация по художественной литературе (средняя группа) на тему

Гончарук Надежда Николаевна

Сказка как основа для занятий

 


Многие современные родители считают развитие детей уделом специалистов. Посещение какой-нибудь школы развития хотя бы раз в неделю стало естественным и необходимым явлением современной жизни. Но дело не только в том, что мамы и папы не хотят заниматься сами с малышами. Зачастую они просто не знают, с чего начать разговор, как организовать и провести развивающее занятие. На самом деле это не такое уж и сложное дело, было бы желание пообщаться с ребенком, побыть вместе. Развитие, как и воспитание – непрерывный процесс, и час занятий даже с самым опытным педагогом делу не поможет. Необходимо постоянно разговаривать, читать, рисовать, что-то мастерить вместе с детьми. А начать можно с чтения сказки.

«Сказка – ложь, да в ней намек» или снова о пользе чтения

Детям нужно читать сказки с самого рождения – эта истина непреложна. На самом деле, чтение развивает речь, мышление, воображение, память. Ребенок представляет, воображает, додумывает, активизируются разные зоны головного мозга. В итоге расширяется кругозор, формируется мировосприятие, появляется свое отношение к тем или иным явлениям, вещам.

Замечено, что дети, которым родители читали с самого раннего детства, лучше учатся в школе, успешнее в других сферах жизни. Им присуще самостоятельное мышление и своя точка зрения на многие вещи, которую они могут отстаивать и объяснять.

Читающие дети богаче эмоционально. Ведь им довелось пережить много ярких историй, увидеть героев, разных по характеру, привычкам, поведению. Кому-то они сопереживали, кого-то осуждали и даже ненавидели. Все переживаний, связанных с книгой не перечислить.

Жизненный опыт ребенка мал. Именно в книгах он может найти ответ, как поступить в той или иной ситуации. Чтение помогает усвоить нравственные понятия. Неслучайно, первыми книгами становятся сказки, в которых есть «намек, добрым молодцам урок». Ситуация, когда малыш слушает одну и ту же сказку в сотый раз, знакома многим родителям. Как будто она программирует ребенка вновь и вновь, чтобы на всю жизнь заложить в нем правильные основы.

Интересом к сказкам можно воспользоваться для занятий с ребенком.

Поговорим о сказке или занятие по развитию речи

Прочитайте малышу сказку, рассмотрите картинки, обсудите их, задайте вопросы. Возьмите хорошо известную недлинную сказку. Поверьте, даже шестилетний ребенок с интересом послушает в очередной раз «Курочку Рябу» или «Репку». Такова магия этих русских народных сказок! Спрашивайте по картинкам, кто и что делает. Опишите наряды бабки и дедки. Пусть ребенок подберет прилагательные главным героям. Расскажет, какая собачка, кошка, мышка…
Поработайте с противоположными по смыслу словами. Так, обратите внимание, что репка большая, а мышка маленькая. Сравните рост героев «Репки», перечислите всех по очереди, правильно употребляя окончания.
По картинкам назовите одежду, обувь, овощи, которые еще выросли на огороде, другие растения. Наверняка, в книжках со сказками найдутся картинки с домами и их убранством, животными и птицами, деревьями и кустарниками. Спрашивайте, показывайте, дополняйте и при необходимости подсказывайте.
Уже все обсудили, а малыш снова приносит вам давно знакомую книжку, не беда. Поменяйтесь местами. Пусть ребенок задает вопросы, а вы отвечайте. Кстати, подобные занятия можно одновременно проводить с разновозрастными детьми. Только давать задание следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сочиняем сказку сами или развитие творческих способностей

Детям нравятся сказки, но еще больше они любят сами выдумывать. Предложите продолжить сказку, и вы услышите невероятные истории о том, куда дальше покатился колобок, которого, оказывается, не съела лиса или какое фантастическое кушанье приготовили из репки.

Сказку можно нарисовать, слепить из пластилина или вырезать из бумаги. Персонажей интересно сделать из природных материалов (шишек, желудей, орехов), а потом устроить настоящее театральное представление. Показать свое видение сюжета, выполнить поделку своими руками – задача не из легких. На первых порах потребуется помощь мамы или папы. Зато какое интересное и полезное занятие будет проведено. Все творческие виды деятельности благоприятно скажутся на развитии воображения, памяти, внимания, мышления.

«Тянем-потянем» или физическое развитие

Пришло время утренней зарядки? Вспомните вчерашнюю сказку и придумайте несложные упражнения. Изобразите героев. Покосолапьте, как медведь, попрыгайте, как зайчик и лягушка, покатайтесь по полу, как колобок. Попробуйте вытянуть воображаемую репку, потрясите яблоньку и перепрыгните через реку-кисельные берега. Наверняка, ребенку понравится такая забавная игра-зарядка, которая окончательно разбудит засоню и зарядит его на весь день.

На прогулке придумайте  конкурсы по мотивам сказки. Например, покатайте мяч (Колобка) от качелей к горке, от горки к песочнице и т.д. Тем самым потренируйте глазомер, точность движений. Постройте домики трех поросят из соломы (засохшей травы), веток, кирпичей (камушков). Просто побегайте в догонялки, вспомните, как быстро бежали поросята от волка. Фантазируйте, и вашему малышу не придется скучать.

Считаем и читаем

Детские книги сказок обычно напечатаны крупным шрифтом, который хорошо воспринимается детьми. Рассмотрите название и назовите буквы. В следующий раз повторите их, попросите показать и назвать. Вот так ненавязчиво, на фоне чтения любимой сказки произойдет первое знакомство с буквами. Учиться читать по сказкам тоже легко. Знакомый с сюжетом, малыш сможет сконцентрировать внимание только на отдельных словах. Он не разочаруется из-за того, что ничего не понял.

Посчитайте героев сказок, многие содержат названия числительных в названиях («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»). Проговорите порядковые числительные. Например, спросите, какой по счету была внучка в «Репке». Активно используйте иллюстрации: (считайте цветочки, деревья, божьих коровок и т.д.) Записывайте озвученные цифры в тетрадку. С детьми постарше придумывайте задачки. Например, Маша положила в короб Медведя вначале 2 пирожка, а потом еще 3. Сколько всего пирожков Медведь понес бабушке с дедушкой?

Вот такой полезной и нужной для проведения развивающих занятий может оказаться сказка. Лучше, если подобные занятия будут регулярными, тогда и результаты от них не заставят себя ждать.

Публикации в разделе «Развитие детей» не следует рассматривать как врачебные рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей144.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка как основа для занятий

Развитие ребенка при помощи сказок


Многие современные родители считают развитие детей уделом специалистов. Посещение какой-нибудь школы развития хотя бы раз в неделю стало естественным и необходимым явлением современной жизни. Но дело не только в том, что мамы и папы не хотят заниматься сами с малышами. Зачастую они просто не знают, с чего начать разговор, как организовать и провести развивающее занятие. На самом деле это не такое уж и сложное дело, было бы желание пообщаться с ребенком, побыть вместе. Развитие, как и воспитание – непрерывный процесс, и час занятий даже с самым опытным педагогом делу не поможет. Необходимо постоянно разговаривать, читать, рисовать, что-то мастерить вместе с детьми. А начать можно с чтения сказки.

«Сказка – ложь, да в ней намек» или снова о пользе чтения

Детям нужно читать сказки с самого рождения – эта истина непреложна. На самом деле, чтение развивает речь, мышление, воображение, память. Ребенок представляет, воображает, додумывает, активизируются разные зоны головного мозга. В итоге расширяется кругозор, формируется мировосприятие, появляется свое отношение к тем или иным явлениям, вещам.

Замечено, что дети, которым родители читали с самого раннего детства, лучше учатся в школе, успешнее в других сферах жизни. Им присуще самостоятельное мышление и своя точка зрения на многие вещи, которую они могут отстаивать и объяснять.

Читающие дети богаче эмоционально. Ведь им довелось пережить много ярких историй, увидеть героев, разных по характеру, привычкам, поведению. Кому-то они сопереживали, кого-то осуждали и даже ненавидели. Все переживаний, связанных с книгой не перечислить.

Жизненный опыт ребенка мал. Именно в книгах он может найти ответ, как поступить в той или иной ситуации. Чтение помогает усвоить нравственные понятия. Неслучайно, первыми книгами становятся сказки, в которых есть «намек, добрым молодцам урок». Ситуация, когда малыш слушает одну и ту же сказку в сотый раз, знакома многим родителям. Как будто она программирует ребенка вновь и вновь, чтобы на всю жизнь заложить в нем правильные основы.

Интересом к сказкам можно воспользоваться для занятий с ребенком.

Поговорим о сказке или занятие по развитию речи

Прочитайте малышу сказку, рассмотрите картинки, обсудите их, задайте вопросы. Возьмите хорошо известную недлинную сказку. Поверьте, даже шестилетний ребенок с интересом послушает в очередной раз «Курочку Рябу» или «Репку». Такова магия этих русских народных сказок! Спрашивайте по картинкам, кто и что делает. Опишите наряды бабки и дедки. Пусть ребенок подберет прилагательные главным героям. Расскажет, какая собачка, кошка, мышка…
Поработайте с противоположными по смыслу словами. Так, обратите внимание, что репка большая, а мышка маленькая. Сравните рост героев «Репки», перечислите всех по очереди, правильно употребляя окончания.
По картинкам назовите одежду, обувь, овощи, которые еще выросли на огороде, другие растения. Наверняка, в книжках со сказками найдутся картинки с домами и их убранством, животными и птицами, деревьями и кустарниками. Спрашивайте, показывайте, дополняйте и при необходимости подсказывайте.
Уже все обсудили, а малыш снова приносит вам давно знакомую книжку, не беда. Поменяйтесь местами. Пусть ребенок задает вопросы, а вы отвечайте. Кстати, подобные занятия можно одновременно проводить с разновозрастными детьми. Только давать задание следует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сочиняем сказку сами или развитие творческих способностей

Детям нравятся сказки, но еще больше они любят сами выдумывать. Предложите продолжить сказку, и вы услышите невероятные истории о том, куда дальше покатился колобок, которого, оказывается, не съела лиса или какое фантастическое кушанье приготовили из репки.

Сказку можно нарисовать, слепить из пластилина или вырезать из бумаги. Персонажей интересно сделать из природных материалов (шишек, желудей, орехов), а потом устроить настоящее театральное представление. Показать свое видение сюжета, выполнить поделку своими руками – задача не из легких. На первых порах потребуется помощь мамы или папы. Зато какое интересное и полезное занятие будет проведено. Все творческие виды деятельности благоприятно скажутся на развитии воображения, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики.

«Тянем-потянем» или физическое развитие

Пришло время утренней зарядки? Вспомните вчерашнюю сказку и придумайте несложные упражнения. Изобразите героев. Покосолапьте, как медведь, попрыгайте, как зайчик и лягушка, покатайтесь по полу, как колобок. Попробуйте вытянуть воображаемую репку, потрясите яблоньку и перепрыгните через реку-кисельные берега. Наверняка, ребенку понравится такая забавная игра-зарядка, которая окончательно разбудит засоню и зарядит его на весь день.

На прогулке придумайте подвижные игры и конкурсы по мотивам сказки. Например, покатайте мяч (Колобка) от качелей к горке, от горки к песочнице и т.д. Тем самым потренируйте глазомер, точность движений. Постройте домики трех поросят из соломы (засохшей травы), веток, кирпичей (камушков). Просто побегайте в догонялки, вспомните, как быстро бежали поросята от волка. Фантазируйте, и вашему малышу не придется скучать.

Считаем и читаем

Детские книги сказок обычно напечатаны крупным шрифтом, который хорошо воспринимается детьми. Рассмотрите название и назовите буквы. В следующий раз повторите их, попросите показать и назвать. Вот так ненавязчиво, на фоне чтения любимой сказки произойдет первое знакомство с буквами. Учиться читать по сказкам тоже легко. Знакомый с сюжетом, малыш сможет сконцентрировать внимание только на отдельных словах. Он не разочаруется из-за того, что ничего не понял.

Посчитайте героев сказок, многие содержат названия числительных в названиях («Три медведя», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»). Проговорите порядковые числительные. Например, спросите, какой по счету была внучка в «Репке». Активно используйте иллюстрации: (считайте цветочки, деревья, божьих коровок и т.д.) Записывайте озвученные цифры в тетрадку. С детьми постарше придумывайте задачки. Например, Маша положила в короб Медведя вначале 2 пирожка, а потом еще 3. Сколько всего пирожков Медведь понес бабушке с дедушкой?

Вот такой полезной и нужной для проведения развивающих занятий может оказаться сказка. Лучше, если подобные занятия будут регулярными, тогда и результаты от них не заставят себя ждать.

Публикации в разделе «Развитие детей» не следует рассматривать как врачебные рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ АППЛИКАЦИЕЙ

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым  у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребенку возможность, активно...

Статья из опыта работы "Система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с геометрическими понятиями на основе игровых занятий"

Рекомендации воспитателям, родителям, педагогам дополнительного образования. Статья раскрывает напрвление в деятельности, которое принесет детям желание заниматься насыщенной, творческой и в то же вре...

статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.

Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....

статья «Развитие творческих способностей у детей старшей разновозрастной группы на основе интегрированного занятия «Русская изба». - Всероссийский журнал «Молодой учёный» №4 2016г.,

Статья отражает информацию о жизни русского народа в начале 19 столетия, быт русской избы,  мастеров народных промыслов с применением музыкального фольклера....

Педагогический совет « Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. (Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности педагогов).»

Педагогический совет« Электронные образовательные ресурсы как основа развивающих занятий сдошкольниками в соответствии с ФГОС ДО.(Информационно-коммуникативные технологиив профессиональной ...

Организационные основы проведения занятий по математике.

Маленькие дети гораздо лучше воспринимают и запоминают новую информацию в ходе комбинированного занятия, включающего в себя и дидактическую игру, и занятия со строительным материалом, и выполнение дин...