Теоретические основы интегрированных занятий в период перехода на ФГОС ДО
проект по теме

Каткова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретические основы интегрированных занятий в период перехода на ФГОС ДО Автор: Каткова Ирина Владимировна, старший воспитатель I кв.к. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 73»

Слайд 2

Нормативная база Вступил в силу с 1 января 2014 года Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Утратили силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299); от 20 июля 2011 г. N 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 ноября 2011 г., регистрационный N 22303).

Слайд 3

Стандарт включает в себя требования к: структуре Программы и ее объему; условиям реализации Программы; результатам освоения Программы.

Слайд 4

Образовательные области Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие

Слайд 5

Виды деятельности В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год) В раннем возрасте (1 год – 3 года) Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет)

Слайд 6

Типы занятий Классическое Комплексное Комбинированное Интегрированное

Слайд 7

Структура интегрированного занятия Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения. Основная часть . Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Слайд 8

Возможности педагога Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Слайд 9

Этапы создания системы интегрированных занятий Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности. Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения. Взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в рамках всех образовательных областей. Планирование тематики и развернутых планов занятий.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

"Все должно измениться, чтобы все осталось по-старому"

Джузеппе Томази ди Лампедуза

            С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный стандарт дошкольного образования. Работа над ним шла почти полгода. После того, как проект стандарта выставили на всеобщее обсуждение, к нему поступило свыше 300 замечаний и предложений. Все они были рассмотрены на заседании Совета Минобрнауки, после чего стандарт доработали.

Стандарт состоит из трех компонентов: требований к структуре Программы и ее объему, к условиям ее реализации, к результатам освоения. Остановимся более подробно на содержательной стороне структуры Программы.

"... 2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие."

Содержание каждой образовательной области будет раскрыто в выступлениях моих коллег. Следующее положение Стандарта гласит:

"2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка."

Содержание Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях .  В практике работы дошкольных учреждений   осуществление синтеза как взаимодействия, соединения (интеграции) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному  познавательному результату, как формирование целостной естественно-научной картины мира. Это привело к появлению качественно нового типа занятий.

    Интегрированное – соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной  основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи).

    Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Наиболее эффективные методы и приемы

(интегрированное занятие)

  • Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
  • Проблемные вопросы, использование заданий типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др.
  • Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих  силах.

Требования к структуре интегрированных занятий

  • Четкость, компетентность, сжатость учебного материала.
  • Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
  • Взаимообусловленность, взаимосвязанность материла интегрируемого на занятии.
  • Систематичность и доступность изложения материла.
  • Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»)
  2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактические игры, рисование и др.) на закрепление полученной информации ранее усвоенной.

Основная особенность интегрируемого занятия

    К основной особенности интегрируемого занятия относится синтез:

  • содержание изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
  • предметов образовательного цикла между собой;
  • деятельность двух и более педагогов и др.

Преимущество интегрируемых занятий.

  • способствует повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор;
  • основываются на нахождение новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют выводы, наблюдения воспитанников;
  • эмоционально развивают детей, т.к. основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Закономерности интегрируемого занятия

  • все занятие подчинено авторскому замыслу;
  • занятие составляет единое целое, этапы занятия – фрагменты целого;
  • этапы и компоненты занятия находится в логическо-структурной зависимости;
  • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
  • цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как научно-деловое построение, в котором важны:

  • комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
  • соотношение изученного и изучаемого;
  • соединение отдельных элементов в одно целое.

Трудности проведения интегрированного занятия

  • Сложность отбора учебного материала.
  • Подробное структурированное занятие.
  • Проблем личной совместимости педагогов.
  • Общий подход к оценке знания и умений детей.
  • Согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может  быть различной, однако в любом случае необходимо  их моделирование. Самостоятельный поиск оптимальных схем-моделей – проявление творческой активности педагога.

Работа по созданию системы интегрированных занятий

    Наибольший эффект интегрированные занятия дают , тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная по особой программе система. Целесообразно разрабатывать систему интегрированных занятий параллельно с образовательной программой ДОУ.

Этапы создания системы интегрированных занятий

  • Согласование учебных программ (разделов) по направлениям деятельности.
  • Обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения.
  • Взаимные консультации педагогов  по вопросам изучения одних и тех же процессов, явлений, тем, проблем в рамках всех образовательных областей.
  • Планирование тематики и развернутых планов занятий.

P.S.: Имея в дошкольном учреждении практические наработки комплексных занятий, охватывающих различные образовательные области можно безболезненно перестроить образовательный процесс в соответствии с изменяющейся нормативно-правовой базой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Детское экспериментирование – как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимаетс...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

Статья в педагогическую газету "Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО"

В данной статья раскрыты актуальность  и достоинства метода детского экспериментирования в дошкольном возрасте,  в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в условиях реализа...

"Детское экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста в период перехода на ФГОС ДО" Консультация для воспитателей

Экспериментирование, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего....

Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ДО

Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС нового поколения. Внимательно прочитайте и  ответьте на вопро...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...