Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Знакомство с рассказом В. Осеевой «Три товарища» (подготовительный дошкольный возраст)
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

данный конспект разработан с использованием кейс-технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.doc871.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Методическая разработка конспекта

образовательной деятельности

по ОО «Речевое развитие»

Тема «Знакомство с рассказом В. Осеевой «Три товарища»

(подготовительный дошкольный возраст)

Программное содержание:

ОО «Речевое развитие»

-  закреплять практический навык составления сложноподчиненных предложений;

- закреплять умение слушать небольшие рассказы;

- формировать умение составлять предложения по схеме;

 - совершенствовать умение в процессе игры ставить слова по порядку так, чтобы предложение было понятно по смыслу;  

- расширять и уточнять представления детей о понятии «дружба».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

- формирование навыков общения, позволяющих принимать коллективное решение;

- совершенствование умения осуществлять демонстрацию различных позиций и точек зрения;

- развитие навыков анализа и практического мышления;

- развитие презентационных умений;  

- формирование нравственных качеств;

Используемые технологии: технология-иллюстраций

«Содержание занятия»:

Воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру: «Скажи ласково». Дети по кругу  передают  лист бумаги с изображенным на нем лицом человека. Каждый должен назвать ласковое слово и разгладить «смятое лицо». В конце игры появляется бумажный лист с улыбающимся человечком.

Задаёт вопрос: "Ребята, вам легко было говорить ласковые слова друг другу"?

Ответы детей: нет, это трудно.

Воспитатель предлагает детям взяться за руки и зачитывает стихотворение:

Друг задушевный на веки с тобой,

С тобою он связан одною судьбой.

В ладони твоей неизменно крепка надёжного, верного друга рука.

Спрашивает детей, о ком это стихотворение?

Ответы детей: о друге

Воспитатель задаёт вопросы детям:

Что такое дружба?

Какие поступки нужно совершать, чтобы было больше друзей?

Каким может быть друг?

Зачем нужны друзья?

Может ли быть другом мама, папа?

Ответы детей.

Воспитатель приглашает детей на физкультминутку, дети встают в круг.

Мы не будем торопиться

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

КЕЙС: рассказ В. Осеевой «Три товарища»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

Проблема: неумение совершить дружеский поступок (оказать необходимую помощь)

Нравственный урок: друг познается в беде

Технологическая карта  Кейс-технологии кейс-иллюстраций

Этап

Деятельность     взрослого

Деятельность    детей

     

I этап

Мотивационный

Воспитатель задает вопросы:

Есть ли у вас друзья?

Как понять настоящий ли друг?

Отвечают на вопросы. Проявляют интерес к предстоящей деятельности (да, много)

Подбирают определения к понятию «настоящий друг» (он добрый; всегда пожалеет, когда плохо; помогает, выручает, когда нужно, )

II этап

Ознакомительно - аналитический

Просит помочь разобраться в ситуации, которая произошла в рассказе.

Зачитывает 1-ю часть  рассказа В. Осеевой «Три товарища» (до фразы: А Володя ничего не спросил.) Показывает 1-ю иллюстрацию.

Задает вопросы:

-Кого мы видим на иллюстрации?

-В каком настроении мальчики?

-Что произошло с одним из друзей?

- Как помогали ему друзья?

- Можно ли назвать их поступки  помощью друзей? От их помощи Вите стало легче?

Знакомятся с ситуацией. Рассматривают иллюстрацию.

Отвечают на вопросы воспитателя (Мы видим мальчиков. Один из них грустный. Мальчик Витя потерял завтрак. Они его спрашивали и давали советы, а сами продолжали есть свои завтраки. Нет, не стало, Витя ведь остался голодным. )

.

III этап

Организационно - поисковый

Предлагает детям поделиться на группы и решить, как можно помочь другу в этой ситуации: «Ребята, нам нужно подумать, как могли бы помочь мальчики своему другу, чтобы он не остался голодным.»

Организует детей в группы: «для обсуждения вам нужно поделиться на группы по 3-4 человека»

Фиксирует внимание детей на правилах сотрудничества: «Ребята, вам нужно терпеливо слушать предложения друг друга. Не забудьте договориться, кто будет от вашей команды отвечать».

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска вариантов решения ситуации.

Объединяются в группы.

Договариваются о  правилах сотрудничества.

Участвуют в обсуждении, рассуждают, анализируют.

IV этап

Презентационный

Организует презентацию решения: давайте выслушаем каждую группу, что вы решили. Чья команда будет первой?

Знакомит детей со 2-ой частью рассказа и показывает 2-ю иллюстрацию.

Задает вопрос:

- Как помог Володя Вите?

- Можно ли назвать его поступок дружеским, оказал ли он ему необходимую помощь?

Помогает проанализировать принятое решение: «Ребята, так что же ждут от друзей, что важно?»

Презентуют свои решения и обосновывают их: «Мы думаем, что они все должны были отправиться искать Витин завтрак», «Нам кажется, что ребята могли бы угостить Витю своими завтраками. Так он понял бы, что ребята ему сочувствуют и готовы выручить его в беде»

Знакомятся со 2-ой частью, рассматривают 2-ю иллюстрацию

Отвечают на вопросы, анализируют:  «важно, чтобы друг увидел, что ты в беде и пришел на помощь», «нужно не только играть вместе, не ссориться, но и выручать друг друга ».

V этап

         Итоговый

Побуждает детей к обсуждению правильного решения: «Ребята, так какое же из всех решений, которые вы предлагали, правильное ?»

Просит дошкольников найти аналогию в собственном опыте: «Ребята, скажите, а как вы можете выручить своих друзей, друзей в детском саду?»

Обсуждают окончательный вариант решения: «правильно, когда помогаешь другу в трудную минуту»

Приводят примеры аналогичных ситуаций из собственного опыта: «Ну вот, можно младшим деткам нашего сада помочь одеться на прогулку летом, они всегда переживают, что у них что-то не получается», «А я, когда у нас был бассейн в саду выручил Сережу, я ему шапочку дал. Его шапочка порвалась, а у меня запасная была»  

Воспитатель сообщает о том, что дети прекрасно справились с заданием и предлагает вспомнить какие пословицы и поговорки о дружбе они знают.

Дети называют:  

«Один за всех и все за одного».

«Один в поле не воин».

«Крепкую дружбу топором не разрубишь».

«Дерево крепко корнями, а человек — друзьями».

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».

«Друг познаётся в беде».

Воспитатель хвалит детей и предлагает из перечисленных пословиц и поговорок выбрать подходящую к рассказу В. Осеевой «Три товарища» (Д\и «Живые слова»). Детям раздает карточки со словами, просит выстроить их в предложение. Получается: Друг познается в беде.

В заключении воспитатель подводит итог и просит беречь своих друзей, помогать им, ценить тех, кто рядом.

http://kazahskaya-music.ru/uploads/images/v_oseeva_tri_tovarisha.jpg

http://aria-art.ru/0/O/Oseeva%20V.%20Sinie%20list'ja%20(E.%20Karpovich)/22.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный в...

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст

Презентация к конспекту непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный в...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Знакомство с художественной литературой В. Осеева «Синие листья» (старший дошкольный возраст)

Итоговая работапо реализации ОО «Речевое развитие»на тему: Знакомство с художественной литературой  В. Осеева «Синие листья»(с использо...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» Тема «Долгожданная весна» (старший дошкольный возраст)

Конспект образовательной деятельности по ОО "Речевое развите" с использованием интерактивных технологий "Карусель", "Хоровод", "Работа в парах"...

Методическая разработка: Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Будем печь пироги»

Дать детям представление о том, какие продукты необходимы для приготовления теста и научить печь пироги....

Методическая разработка: Конспект образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в старшей логопедической группе. «Хлеб всему голова»

Обобщение представлений о труде хлеборобов и работников хлебозавода. Важность  бережного отношения к хлебу....

Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»

Содержание занятия заинтерисует тех педагогов, которые увлекаются тризовскими играми. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, с помощью развивающих игр, будет интересным и захваты...