Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию Тема: литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. Старший дошкольный возраст
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Муравкина Ольга Владимировна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию

 

Тема: литературная викторине по сказкам А.С. Пушкина с использованием ИКТ Старший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_literaturnoy_viktoriny_po_skazkam_a.s.pushkina.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №16 Красногвардейского района СПб

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому развитию

Тема: литературная викторина

по сказкам А.С. Пушкина.

Старший дошкольный возраст

/с использованием ИКТ/

                                                       

                                   

 

 Составлен  воспитателем:

Муравкиной Ольгой Владимировной

Санкт-Петербург

2015 г.

Конспект

непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию с использованием ИКТ

Тема: литературная викторина

по сказкам А.С. Пушкина.

  Старший дошкольный возраст

Цель

 Приобщение, формирование интереса и положительного отношения к творчеству А.С.Пушкина.

Задачи 

Образовательные

- Актуализировать знания о сказках А.С. Пушкина.

- Формировать умение  узнавать сказку по прочитанному эпизоду, вспоминать героев сказок, их имена, характеры.

Коррекционные

- Развивать связную речь, обогащать словарь.

- Развивать внимание, мышление, память.

- Координировать  речь с движением.

- Развивать общую моторику.

Воспитательные

- Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

- Воспитывать умение слушать и выполнять инструкции.

- Воспитывать любовь к книге.

Предварительная работа

Чтение сказок А.С.Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Прослушивание аудиоверсий сказок А.С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта..

Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.

Организация выставки детского творчества на тему сказок А.С.Пушкина.

Изготовление сказочного дуба из «Лукоморья».

Демонстрационный материал

Книги со сказками А. С. Пушкина.

Иллюстрации к сказкам: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка  «О рыбаке и рыбке»,  «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Портрет А. С.Пушкина.

Интерактивная доска, ноутбук, презентация с заданиями к викторине.

Раздаточный материал

Картинки для выполнения заданий.

Золотые рыбки для проведения подвижной игры.

Золотые рыбки за правильные ответы.

Ход НОД (викторины)

- Ребята, скажите, пожалуйста, вы любите сказки?

- Конечно, сказки любят и знают все. Какие сказки вы знаете? А кто же сочиняет сказки? (Писатели и народ). Все верно. Сказки, которые сочинял народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали их своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям.

А есть сказки, которые сочиняли писатели, они записывали свои сказки и эти сказки мы можем прочитать.

- Сегодня мы с вами отправимся в мир сказок великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

- Где же изображен портрет А.С. Пушкина? (слайд №1)

- Верно, это А.С. Пушкин (слайд №2). У него была няня Арина Родионовна, которая очень часто рассказывала мальчику сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А.С. Пушкин создал свои сказки. (слайд№3).

Вы знаете эти сказки? Кто лучше всех знает сказки А.С.Пушкина? Все? Мы можем это проверить? Как?  Мы проведем викторину по этим сказкам. Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для всех. За каждый правильный ответ вы получаете «золотую рыбку». В конце викторины посчитаем, у кого больше рыбок – тот лучше знает сказки А.С.Пушкина. 

1. Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете? (слайд №4) ( ответы детей)

2. Отгадайте, из каких сказок эти строки?

Слайд №5: Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Слайд №6: Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет...

(«Сказка о царе Салтане»...)

Слайд №7: Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Слайд №8: Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!» 

(«Сказка о золотом петушке»)

Слайд №9: Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно — золотисто

Будто медом налилось!

Видно семечки насквозь.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Слайд №10. Воротись,  поклонися   рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы  жить мне в Окияне-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была б у меня на посылках.

( «Сказка о рыбаке и рыбке»).

3. Ответьте на вопросы и назовите сказку.

- В этой сказке одна сестра стала царицей, другая – ткачихой, а третья – поварихой («Сказка о царе Салтане») (слайд №11)

- Князь Гвидон в сказке три раза превращался  в насекомых, назовите каких? (В муху, комара, шмеля).(слайд №12).

- Царевна Лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Назовите эти

чудеса?(1-е: Белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки непростые все

скорлупки золотые.2-е: В чешуе, как жар горя тридцать три богатыря.3-е: Лебедь

обернулась  царевной «Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»)(слайд №13)

- В какой сказке А.С. Пушкина главная героиня жила в воде? («Сказка о рыбаке и рыбке») (слад №14)

- Сколько лет прожили вместе в ветхой землянке старик и старуха? (Тридцать лет и три года  «Сказка о рыбаке и рыбке»)(слайд №15)

- Что просила старуха у рыбки ? (Новое корыто, новую избу).(слайд№16)

-Кем хотела быть старуха (столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)(слайд №17)

- Как золотая рыбка проучила старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта).(слайд №18)

- Какая птица из золота была у одного из героев сказки А.С. Пушкина? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»).(слайд №19)

- К кому обращался  королевич Елисей в поисках  своей невесты. (К солнцу, к месяцу и к ветру)(слайд№20)

4. А теперь мы немного разомнемся.

«Ветер по морю гуляет...»

Ветер по морю гуляет

Руки поднять через стороны вверх.

И кораблик подгоняет

Помахать руками.

Он бежит себе в волнах

Сцепит пальцы в замок.

На раздутых парусах

Сцепленные руки опустить перед собой

Мимо острова крутого

Пальцы расцепить, сесть на корточки

Мимо города большого

Встать

Пушки с пристани палят

Хлопать.

Кораблю пристать велят

Топать.

5. «Подскажи словечко».

- Жил старик со своею старухой

У самого синего ... (моря).

- Родила царица в ночь не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку, а неведому ... (зверюшку).

- И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи ... (кругом).

- Белка песенки поет, да орешки все ... (грызет).

- Нужен мне работник: повар, конюх и ... (плотник).

- Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка ... (Золотого петушка).

6. Игра «Поймай золотую рыбку».

Сегодня мы поймаем золотую рыбку.

- На концах веревок палки,

Называются «Моталки»

Посреди бечовок – рыбка.

Ты мотай бечевку шибко

Тот, кто первым намотает, тот и рыбку получает,

Рыбку не простую, рыбку золотую.

Выбираются дети, которые будут «Ловить золотую рыбку». Дети берутся руками за палочки, от которых отходят веревки (на конце веревок – «Золотые рыбки». По команде ведущего дети наматывают на палку веревку, стараясь как можно быстрее добраться до рыбки.

7. Из одной ли сказки эти герои?

- Царь Дадон и Шамаханская царица. (Да)

- Царевна-Лебедь и семь богатырей. (Нет)

- Князь гвидон и злая мачеха. (Нет)

- Царь Салтан и 33 богатыря. (Да)

- Чернавка и сватья баба Бабариха. (Нет)

- Золотая рыбка и старик. (Да)

- Королевич Елисей и мертвая царевна. (Да)

8. Назовите, из какой сказки предметы и герои.

Раздать детям карточки с изображениями предметов. Дети должны сгруппировать предметы по сказкам из которых они взяты.

Предметы:

- Яблоко («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Разбитое корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Бочка («Сказка о царе Салтане»)

- Белочка («Сказка о царе Салтане»)

- Месяц («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»)

- Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Говорящее зеркало («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

- Золотой петушок  («Сказка о Золотом петушке»)

- Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

- Поп («Сказка о попе и о работнике его Балде»).

9. Подведение итогов. Вы все хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Какая у вас самая любимая?  Почему именно эта? Мне очень приятно, что вы любите сказки А.С.Пушкина, потому что А.С.Пушкин и мой самый любимый поэт.

Литература

  1. Бутенко Т.А. «Хрестоматия по литературе» - Ростов на дону, 1994.
  2. Ушаков О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», ТЦ «Сфера», Москва, 2002.
  3. Николаева С.А.,  Арзамасцева И.Н. «Детская литература» - учебное пособие – И.Ц. «Академия», Москва, 1997.
  4. http://skaz-pushkina.ru/read.html
  5. http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/biografiya.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений"Путешествие к неизведанному" для детей старшего дошкольного возраста.

Здесь представлены материалы для занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ –технологий с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в подводное царство»

Конспектнепрерывной образовательной  деятельности  по познавательно-речевому  развитию  с  использованием ИКТ –технологий  с детьми  среднего дошкольного возраста«Пу...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Железнодорожное путешествие» с использованием материала по ознакомлению с железной дорогой. (старший дошкольный возраст)

Цели: уточнение представлений детей о профессиях железнодорожников, активизация речи детей, воспитание уважения к труду взрослых, взаимосвязи профессий на железной дороге....

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя Родина – Россия» для детей старшего дошкольного возраста

Беседы о Российской символике; Российской армии; чтение и разучивание стихотворений о Родине, Москве, березке; чтение пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий и иллюстраций о Москве, ф...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...