Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с элементами игровых ТРИЗ технологий для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Вотякова Алена Александровна

Развитие речи с элементами ТРИЗ-технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной  деятельности по развитию речи с  элементами игровых  ТРИЗ технологий  для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель:

Вотякова А.А.

Тема: «Письмо зайцам».

Цель: Использование ТРИЗ технологий для развития логического мышления.

Программные задачи:

Образовательные: Систематизировать знания детей об осени; упражнять детей в умении рассказывать стихотворение с использованием мнемотехники; продолжать учить детей работать с пятиэкранником, отвечать полным предложением;

Развивающие: Развивать связную речь дошкольников; умение находить нестандартные подходы к решению задач; учится выделять отличительные признаки путём сравнения, развивать логическое мышление с использованием ТРИЗ технологий.

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе; интерес к художественной литературе с помощью мнемотехники.

Материал к занятию: игра «хорошо-плохо», сундучок, картинки, мнемотаблица, пятиэкранник.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята посмотрите, сколько гостей пришло к нам в гости. С вами поздоровались, давайте и мы тоже поздороваемся:

«Здравствуй солнышко дружок,

Здравствуй носик пятачок,

Здравствуйте ушки,

Здравствуйте губки,

Губками почмокаем,

Зубками поцокаем,

Ручки вверх подняли,

Ими помахали

Здравствуйте сказали!»

(Стук в дверь входит Ольга Ивановна)

Ольга Ивановна: - Здравствуйте! Мне отдали письмо, сказали вам передать.

Воспитатель: - Спасибо. Давайте посмотрим. Точно д/с №30 группа «Ромашки». Как вы думаете, от кого может быть это письмо? (Ответы детей)

Воспитатель: - Прочтем письмо и узнаем кто его прислал.

Письмо

     Здравствуйте ребята! В лесу с деревьев опадают листья, пожелтела трава. Белки делают запасы, медведи готовятся к спячке. А у нас шубка меняет цвет. Говорят, наступила осень. А что это такое, мы не знаем. Помогите пожалуйста узнать.

Зайчата

Воспитатель: - Ну что поможем зайчатам. Расскажем про осень, а Ольга Ивановна будет записывать.

 - Сначала я хочу узнать, какие три месяца осени вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 - Какие три сезона осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)

 - Какая погода бывает осенью? (хмурая, пасмурная, дождливая, ветряная и т.д.)

 - Молодцы!

 - Скажите, а вам нравиться осень? (ответы детей)

 - Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо»

 - У меня две таблицы, которые необходимо заполнить. Начнём! (игра «хорошо-плохо»)

 - А следующее задание, у нас находится в сундучке. Давайте откроем и посмотрим.

 - Ой ничего не понимаю, почему он не открывается? Может кто-нибудь знает, как его можно открыть? (ответы детей)

 - Тише ребята, кажется я что-то слышу. Оказывается, сундучок хочет, чтобы вы сказали, чем он похож с другими предметами. Выбираем картинки и отвечаем. (игра «Чем похож»).

 - Молодцы! Ну что давайте проверим может откроется. И в правду открылся, что же тут лежит? (листья)

 - Возьмите по одному листочку и превратимся в листики.

Физминутка «Листочки»

Мы листики осенние

На веточках сидим.

Дунул ветер, полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на стулья тихо сели.

 - Вы листики осенние, когда летали, что видели? (ответы детей)

 - С каких деревьев опали листья? (с дуба – дубовый, с клена – кленовый, с берёзы – берёзовый и т.д.)

 - Молодцы! А может вы еще знаете пословицы или приметы осени?

 - Хорошо, тогда листик в сундучок клади и приметы, пословицы назови.

 - Замечательно! Много пословиц и примет об осени вы знаете.

 - Листик может рассказать нам о себе много интересного. (пятиэкранник)

 - Обратите внимание, какой красивый зелёный листочек. Скажите, где можно встретить листочек? (ответы детей)

 - Какие бывают листочки? (ответы детей)

 - А откуда появился листочек? (ответы детей)

 - Что произойдёт с ним дальше? (ответы детей)

 - Молодцы!

 - Многие поэты, тоже любили осень и сочиняли стихи. Посмотрите на схему, может кто-нибудь знает какое стихотворение зашифровано? («Осенний букет»)

 - А кто его написал? (Татаринов В.)

 - Есть желающие его рассказать? (3-4 ребёнка)

  - Как много интересного вы знаете про осень.

 - Ольга Ивановна вы всё успели записать? (ответ)

 - Давайте положим письмо в конверт и подпишем.

 - Куда будем отправлять? (в лес)

 - Кому? (зайчатам)

 - От кого? (от группы «Ромашки»)

 - Вечером, когда я пойду домой, отнесу письмо на почту. Надеюсь зайчатам понравится ваш рассказ и у них будет веселое настроение.

 - А какое настроение у вас? (ответы детей)

 - Возьмите смайлик и поместите в нужный конверт. Теперь можете поделиться своими впечатлениями друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Страна вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие учит детей правилам этикета, вежливым словам. Воспитывает дружелюбие, уважение ко взрослым и друг к другу....

Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными....

Конспект занятия по развитию речи «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста (7 год жизни)

Целью занятия является овершенствование умение детей образовывать однокоренные слова;  формировать навыки связной речи, продолжать учить отвечать на вопросы полным ответом....

Конспект занятия по развитию речи "Дары осени" для детей старшего дошкольного возраста

Уточнить представления детей об овощах. Продолжать учить составлять описательные рассказы об овощах.Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительны...

Конспект занятия по развитию речи «Домашние птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формирование знаний о домашних птицахЗадачи:Образовательная:Формировать представление об одинаковых частях тела у разных птиц;Дать представление о названиях детенышей домашних птиц.Развивающая: ...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста

Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными....