Конспект занятия по развитию речи "Волшебное слово" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Баранова Ольга Георгиевна

Занятие рассказывает детям о силе волшебных слов, их необходимости в жизни человека; учит быть вежливыми и воспитанными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnoe_slovo.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Волшебное слово»

Цель: закрепить знания детей о «волшебных словах» (пожалуйста), продолжать включать в активный словарь детей слово – обращение – пожалуйста. Определить с детьми степень решаемости вопросов и просьб, по средствам сравнения высказываний.

Ход занятия

  1. Организация начала занятия
  2. Мотивация обучающей деятельности

 - Ребята, у каждого из вас бывают такие моменты, когда вы нуждаетесь в чьей-то помощи. Хорошо, если взрослые или сверстники откликаются на вашу просьбу, но ведь бывают и такие ситуации, когда вас не слышат. Скажите, с чем это может быть связано? Может ли это быть связано с тем, как вы просите о помощи? Какое вы знаете слово, которое может помочь? Я дам вам подсказку: «Это вежливое слово. А еще его называют волшебным словом». Догадались? Ну конечно, это слово – пожалуйста.

III.   Игра « Невоспитанный Мих»

Ведущий показывает персонаж (Медведь) и начинает описывать его негативные стороны и поступки. Описываются проблемные ситуации. А дети, в свою очередь, должны найти в поступках Миха ошибки и найти способы их исправить.

  1. Работа со сказкой В. Осеева «Волшебное слово»
  1. Чтение сказки

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

    - Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.

    Старичок подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

- С тобой что-то случилось?

- Ну и ладно! А вам-то что? – покосился на него Павлик.

- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

- Еще бы! – сердито буркнул мальчик. – Я скоро совсем убегу из дому.

- Убежишь?

- Убегу! Из-за одной Ленки убегу. – Павлик сжал кулаки. – Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!

- Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.

- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

    Павлик засопел от обиды.

- Пустяки! – сказал старик. – Один поругает, другой пожалеет.

- Никто меня не жалеет! – крикнул Павлик. – Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!».

    Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

- Что же, не берет тебя брат?

- А почему вы все спрашиваете?

    Старик разгладил длинную бороду:

- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

    Павлик раскрыл рот.

- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни – тихим голосом, глядя прямо в глаза…

- А какое слово?

    Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

- Попробую, - усмехнулся Павлик, - я сейчас же попробую. – Он вскочил и побежал домой.

    Лена сидела за столом и рисовала. Краски – зеленые, синие, красные – лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

    «Обманул старик! – с досадой подумал мальчик. – Разве такая поймет волшебное слово!...»

Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

- Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

   Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:

- Какую тебе?

- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

  «Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

- Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

    Бабушка выпрямилась

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.

- Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» - повторял он про себя, вспоминая старика.

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

- Возьми меня, пожалуйста. – За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

- Возьми его, - вдруг сказал сестра. – Что тебе стоит!

- Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.

- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

- Эх ты, путешественник! Ну ладо, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

  1. Полилог

-  Какими словами можно описать Павлика?

- Каким  должен быть воспитанный человек?

- Обязательно ли быть волшебником, чтобы знать эти слова?

-Почему слово « пожалуйста» называют волшебным?

V. Определение человеческих качеств

Проблема: Какие качества делают человека воспитанным? ( можно оказать ребенку помощь в виде напечатанных или нарисованных на листах бумаги проблемных ситуаций)

Группа детей может продемонстрировать сюжет ситуации с помощью театрализации. Остальные- наблюдают и анализируют.

VI. Рисунок «вежливого человека»

- Ребята, я предлагаю нарисовать вам два лица и определить, как будет выглядеть лицо вежливого человека, а как лицо грубияна.  Какое лицо вам больше нравиться? Почему грубиян получился такой злой и хмурый? А какое вам хотелось бы иметь лицо?

VII. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятие по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста

Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных....

Конспекты занятий по развитию познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр и упражнений.

Примерные  конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста  на развитие познавательных психических процессов ( восприятия, внимания, мышления) , а так же произвольной сферы с...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста « Путешествие в сказочную страну» (песочная терапия)

Цель: ·        Создание атмосферы единства, сплочение группы;·        Повышение позитивного настроя;Задачи:·...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...