«РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
консультация по художественной литературе на тему

Давыдовская Светлана Ивановна

Влияние чтения художественной литературы на детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  

 

В  РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

                                                        Консультацию подготовила

                                                          Давыдовская С.И.

   

 Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература  оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского  литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных  форм эстетического  восприятия литературного произведения. Эстетическое  восприятие литературного произведения происходит в  результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

В младших группах  знакомство с художественной литературой осуществляется  с помощью литературных произведений разных жанров. В этом  возрасте  учат слушать стихи, сказки, рассказы.  Также детей учат  следить за развитием   действия в сказке, сочувствовать  положительным героям. Малышей также привлекают  произведения  стихотворного жанра, которые отличаются  ритмичностью,  четкой  рифмой, музыкальностью. Дети начинают  запоминать  текст при повторном  чтении (или многократном  повторении), утверждаются   в чувстве рифмы,  ритма,  усваивают  смысл  стихотворения.  При этом  речь  ребенка  обогащается  наиболее запоминающимися  ему  словами  и предложениями.

В среднем возрасте  детей продолжают  знакомить  с художественной  литературой. Воспитатель  обращает  внимание детей, как на само  содержание  литературного  произведения,  так и на  некоторых  особенности  языка (некоторые  эпитеты и  сравнения, образные  слова и выражения).  После  прочтения (рассказывания)  сказок необходимо  приучать  детей отвечать  на вопросы, связанные с содержанием  произведения, а также на самые простые вопросы  по художественной форме. Очень важно после  чтения  правильно  сформулировать  вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь  детям  выделить  главное -  основные события произведения,  действия  главных героев,  их поступки  и взаимоотношения.  Заставить  ребенка думать,  размышлять, приходить к правильным  выводам  может заставить только  правильно  поставленный вопрос. При  чтении стихотворений выделяют  музыкальность, ритмичность, напевность  стихотворений,  подчеркивают  образные  выражения, развивают  у детей  способность  замечать  богатство  и красоту  русского языка.

В старшей группе  при  восприятии  содержания  литературных  произведений  детей учат замечать  выразительные  средства.  Дети  5-6  лет способны более глубоко  осмысливать  содержание  литературного  произведения,  осознавать  особенности  художественной  формы. К этому  возрасту,  они  уже  могут  различать  жанры  литературных  произведений  и  некоторые специфические особенности  каждого  жанра. Чтобы  дети могли  понять  и почувствовать  художественные достоинства сказки и глубокое идейное  содержание,  необходимо чтобы им полюбились  и надолго запомнились  поэтические  образы. При ознакомлении  детей  с  произведениями  стихотворного  жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность  и  красоту  стихотворения. Глубже  осознавать его  содержание. При  знакомстве с жанром рассказа,  воспитатель  должен раскрывать  взаимоотношения  героев, общественную  значимость  описываемого  события,  обращать  внимание  детей на то,  какими  словами  автор характеризует  как  самих  героев,  так и  их поступки. Вопросы по прочитанному  произведению  должны  определять  понимание  ребенком  основного  содержания, а  также  умение оценивать  поступки  и действия героев.

В подготовительной группе  перед педагогом  стоят  задачи  воспитывать любовь у детей к художественной  литературе,  книге,  умение  чувствовать  художественные  образ;  развивать поэтический слух (способность  улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную  выразительность речи; воспитывать  способность  чувствовать  и понимать  образный  язык  сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо  проводить  такой  анализ  литературных  произведений, при котором  дети  научатся  различать  жанры,  понимать  их  специфические  особенности,  чувствовать образность языка сказок,  рассказов.  Стихотворений, басен и  произведений  малых  фольклорных  жанров.  Чтение  художественных  произведений  раскрывает  перед  детьми все богатство  русского  языка,  способствует  тому,  что они  начинают  пользоваться  этим богатством  в самостоятельном  творчестве и  повседневном  речевом  общении.  В этом возрасте  у  детей  развивается  способность  наслаждаться  художественным  словом,  закладывается  фундамент  для  формирования  любви  к родному языку.

Художественная  литература  является универсальным  средством  в познавательном  развитии ребенка, выводя его за пределы  непосредственного воспринимаемого,  погружая  его  в  возможные  мира с широким  спектром  моделей  человеческого поведения  и  ориентируя  в них. Художественные  тексты  позволяют  эмоционально, интуитивно схватывать  целостную  картину  мира  во всем  многообразии  связей  вещей, событий, отношений.

Художественная  литература в познавательном развитии  детей  выполняет  следующие  функции: расширяет  представления  о мире (явлениях, не данных  непосредственно в наблюдении  и  практически  действенном  опыте);  поможет  осваивать  такие  средства  восприятия мира,  как  временные  и  причинно-следственные связи  событий; освоение моделей  человеческого поведения  в  разных  обстоятельствах;  формирование  эмоционально-ценностных  установок  по отношению к  разным  аспектам действительности (природному  и рукотворному миру, миру человеческих отношений) в сценке с представлениями о них.

Художественная  литература открывает  и объясняет  ребенку  жизнь  общества  и природы, мир человеческих  чувств и  взаимоотношений. Она развивает  мышление  и воображение  ребенка, обогащает  его  эмоции,  дает  прекрасные  образцы русского  литературного  языка.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...