проект: «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».
проект по художественной литературе (старшая группа) на тему

Алюшева Светлана Анатольевна

Автор: Воспитатель I категории , Алюшева Светлана Анатольевна.

 

Проблемный вопрос: зачем в книгах нужны картинки и кто их рисует?

 

Цель: формирование интереса к книге с помощью книжной графики. 

 

Задачи.

 

Для детей:

- познакомить с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Рачева, И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова;

- развивать умение видеть индивидуально-творческую манеру художника;

- формировать бережное отношение к книге.

 

Для педагогов: повысить профессиональный уровень и создавать условия для воспитания познавательного интереса к книжной графике у детей.

 

Для родителей: сформировать творческий подход к формированию у детей интереса к книге. 

 

Вид проекта:  информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kn.graf_.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».

Автор: Воспитатель I категории , Алюшева Светлана Анатольевна.

Проблемный вопрос: зачем в книгах нужны картинки и кто их рисует?

Цель: формирование интереса к книге с помощью книжной графики.  

Задачи.

Для детей:

- познакомить с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Рачева, И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова;

- развивать умение видеть индивидуально-творческую манеру художника;

- формировать бережное отношение к книге.

Для педагогов: повысить профессиональный уровень и создавать условия для воспитания познавательного интереса к книжной графике у детей.

Для родителей: сформировать творческий подход к формированию у детей интереса к книге. 

Вид проекта:  информационно-практико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

Состав участников: дети старшей  группы, воспитатели, родители.

Результат в итоге проекта:

Для детей: повысится интерес к творчеству художников – иллюстраторов, сформируется первоначальное представление о средствах выразительности, формировать бережное отношение к книге.

Для педагогов: создадут условия для воспитания познавательного интереса к книжной графике у детей.

Для родителей: научатся творчески подходить к формированию у детей интереса к книге. 

Организационные формы работы над проектом: непосредственная образовательная деятельность, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, викторина, выставка книг, экскурсия в библиотеку, анкета и консультация для родителей.

1 этап. Организационно – подготовительный.
Содержание деятельности. Обоснование актуальности темы, определение цели и задач проекта, подбор литературы, пособий, иллюстраций. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.  Составление тематического планирования.

Результат. Подобраны книги с иллюстрациями; составлен тематический план.

2 этап. Практический.

Содержание деятельности. Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

Результат. Работа в соответствии с планом

3 этап. Заключительный.
Содержание деятельности. Анализ результатов деятельности. Обобщение результатов работы. Прогноз на будущее. Создание презентации.

Результат. Демонстрация материалов проекта.

4 этап. Защита проекта.

Содержание деятельности. Демонстрация материалов проекта.

Результат. Все участники проекта результатами удовлетворены.

 

 

Перспективное планирование работы

по  ознакомлению детей с графикой иллюстраторов детской книги, её выразительными средствами.

Формы работы

Тема

Задачи

Работа с детьми

Экскурсия

НОД

 

«Как Карлсон открыл для себя новое искусство».

 

- вызвать интерес и эмоциональный отклик;

- познакомить с творчеством художников-иллюстраторов   Е. Чарушина,  В.Сутеева,

  В.М. Конашевича, Е.М.Рачева, И.Я.Билибина,Ю.А. Васнецова;

- формировать бережное отношение к книге.

Беседа

  «Биография Ю.А. Васнецова».

- познакомить детей с краткой биографией жизни

Ю.А. Васнецова;

Чтение

Русская народная сказка, иллюстрированная

Ю.А. Васнецова.    

- ввести их в созданный художником мир линий и красок;

- показать какими средствами и как художник передает характерные особенности внешности животных;

 - научить видеть красоту, обогатить творческое воображение детей.

НОД

 

«Ознакомление с книжной графикой на основе творчества В.М. Конашевича».

 

- формировать представление о книжной графике, ее особенности, средствах выразительности на основе творчества В.М. Конашевича;

- показать отличие графики от живописи, пояснить значение слов: книжная графика, художники-иллюстраторы.

Беседа

  «Биография В.М. Конашевича».

- познакомить детей с краткой биографией жизни В.М. Конашевича.

НОД

 

«Как два художника иллюстрировали «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях».                             

- продолжать знакомить с творчеством художника- иллюстратора В.М. Конашевича;

- развивать умение сравнивать образы и средства выразительности. 

НОД

 

«Художник-иллюстратор

Е.М. Рачев».

  

- вызвать интерес к творчеству художника-иллюстратора Е.М. Рачева, познакомить с его манерой, обратить внимание на средства выразительности, которые он использует;

- развивать наблюдательность в процессе рассматривания иллюстраций.

Беседа

  «Биография Е. М. Рачёва».

-познакомить детей с жизнью художника-иллюстратора детской книги Е.М. Рачёва.

Чтение и рассматривание иллюстраций    

Русские народные сказки.

- продолжать знакомить детей с творчеством Е.М. Рачева;

 -формировать соотносить изображение с текстом;  

- показать какими средствами    художник передает характерные особенности внешности животных.

НОД  

  «Иллюстрации Е.М. Рачёва к русским народным сказкам

«Заяц-хваста»,

«Колобок»,

«Царевна-лягушка».

- продолжать знакомство с творчеством художника-иллюстратора;

- учить замечать характерные особенности персонажей, как их изображает Е.М. Рачев; - закреплять умение рисовать животных и дома, передавая характерные особенности строения, и украшать их.

Беседа

  «Евгений Иванович Чарушин».

познакомить детей с краткой биографией жизни Е.И. Чарушина.

Беседа и рассматривание иллюстраций    

  «Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина», иллюстрации

- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».

- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».

- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».

- продолжать знакомить дошкольников с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина;

- формировать умения всматриваться в иллюстрации, замечать выразительные средства (движения, фактура шерстки животного, выражение глаз и др.), рассказывать о них; воспитывать доброе отношение к животным.

Чтение

  Рассказы о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е.И. Чарушиным: С. Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок», авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны», «Щур», «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Гаяр», «Большие и маленькие» и т.д.

- продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора Е.И. Чарушина;

- познакомить детей рассказами о животных, авторскими рассказами;

- учить замечать характерные особенности иллюстраций художника к собственным произведениям, замечать средства выразительности, особенности движения, шерстки животных, выражения глаз и др.;

- воспитывать доброе отношение к животным.

НОД

 

  «Что за чудо эти звери?».

- учить всматриваться в иллюстрации, замечать средства выразительности, особенности движения, шерстки животных;

- учить рисовать детенышей зверей: медвежат, зайчат и т.д. учить передавать в рисунке характерные особенности их внешнего вида: цвет и фактуру шерстки, позу, движения.

Беседа

«Биография И.Я. Билибина».

-познакомить детей с краткой биографией жизни  И.Я. Билибина.

Чтение

Русских народных сказок «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка».

-продолжать знакомить детей с творчеством известного художника-иллюстратора И.Я. Билибина;

 - познакомить детей с русскими народными сказками.

Слушание

  Грамзаписи русской народной сказки «Теремок».

- развивать у детей интерес к прослушиванию сказки;  

- учить соотносить услышанное с необходимой иллюстрацией;

- обращать внимание детей на изменяющуюся интонацию голоса читающего сказку.

Беседа

  «Биография В.Г. Сутеева».

- познакомить детей с краткой биографией жизни  

 В.Г. Сутеева.

Чтение

Чтение рассказа В.Г. Сутеева «Мешок яблок».

- познакомить с литературным произведением В.Г. Сутеева;

- показать какими средствами    художник передает характерные особенности внешности животных.

НОД  

  «Иллюстрация к русской народной сказке «Теремок».

        

- развивать у детей интерес к изобразительному искусству; учить замечать выразительные средства в рисунках.

- формировать умение выбирать эпизод, который они хотели бы передать в рисунке;

 - учить детей срисовывать понравившиеся иллюстрации из детских книг.

Драматизация

Русская народная сказка «Теремок».

- воспитывать артистические качества детей, комфортно чувствовать себя в исполняемой роли; развивать мимику, жесты, речь детей.

Викторина

  «Угадай сказку».

- учить детей различать работы художников-иллюстраторов, выделяя характерные особенности их работ;

 - учить детей различать сказки и угадывать их по иллюстрациям различных художников-иллюстраторов.

Работа с родителями

Родительское собрание

  «Роль иллюстрации в воспитании ребенка»

Подготовка к родительскому собранию:

- Подбор родителями детской художественной литературы с анатациями и рекомендациями к ее использованию

- Выучить пестушки, потешки (по желанию детей) из книг, иллюстрированных Ю.А. Васнецовым.

- Нарисовать свою иллюстрацию к небылице или поговорке, сказке.

- «Вечер семейного чтения» (чтение произведений устного народного творчества).

- Оформление групповых стендов.

- познакомить родителей с репродукциями художников–иллюстраторов, расширить воспитательный кругозор родителей.

Используемая литература:

  1. Курочкина С.Н. Детям о книжной графике. СПб., 2000.
  2. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. ТЦ Сфера. 2012.
  3. Любимые детские иллюстраторы / доступ к электронному ресурсу http: //krupaspb/ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...

Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...

Презентация проекта «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».

Презинтация проекта, который  познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Рачева, И.Я. Билибина, Ю.А. Васнецова....

Проект «Воспитание познавательного интереса к книжной графике у детей старшего дошкольного возраста».

Данный проект позволит сформировать у детей интерес к книге с помощью книжной графики, познакомит с творчеством художников-иллюстраторов Е.B. Чарушина, В.Г Сутеева, В.М. Конашевича, Е.М. Ра...

Протокол «Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»

Протокол родительского собрания«Формирование познавательных интересов и мотивов обучения у детей старшего дошкольного возраста»Повестка родительского собрания:1. Формирование познавательны...

Мастер-класс на тему: «Технология «Pop-up booking» как средство развития познавательного интереса и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Мастер-класс показывает педагогам  возможности технологии "pop - up" в организации совместной деятельности взрослых и детей в ДОУ и семье, поможет практически освоить несложные конструк...