Литературная викторина для старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Адмаева Елена Васильевна

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну сказок»

 

Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях. 
Задачи:
1. Обеспечить развитие кругозора детей с помощью викторины «Путешествие в страну сказок».
2. Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках. 
3. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление. 
4. Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству. 
5. Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._viktorina.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну сказок»

Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях. 
Задачи:
1. Обеспечить развитие кругозора детей с помощью викторины «Путешествие в страну сказок».
2. Способствовать закреплению знаний о прочитанных сказках. 
3. Обеспечить развитие психических процессов: речь, воображение, память, мышление. 
4. Побуждать детей к приобщению к устному народному творчеству. 
5. Вызвать желание детей проявлять доброту и отзывчивость к героям сказок. 

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка детских рисунков с изображением любимых сказочных героев, выставка книг со сказками, использование ИКТ. 


Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. 


Методические приёмы:
Наглядная: иллюстрации к сказкам, выставка детских рисунков, выставка книг с русскими народными сказками. 
Словесная: беседа, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры. 
Практическая: игровые ситуации, музыкальное сопровождение. 


Ход игры – викторины. 
В мире много сказок
Грустных и смешных. 
И прожить на свете
Нам нельзя без них. 
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло. 
Пусть добро навеки
Побеждает зло! 
Королева Сказок. Добрый день! Я королева Сказок. Я рада приветствовать вас в этом зале. Сегодня мы собрались на праздник находчивости и сообразительности, соревнования и взаимопомощи. Все вместе мы отправимся в увлекательное путешествие в страну творчества, фантазии и сказок. 
И так, за красный стол приглашается команда «Знайки». За синий стол - команда «Почемучки». Соревнование будет оценивать жюри (педагоги). За судейский столик приглашаются: … За каждый правильный ответ команда получает один флажок. В конце викторины жюри подведет итоги. 
Приветствие команд. 
«Знайки» - Девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить! »
«Почемучки» - Девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаю, 
Книгу в руки я возьму и ответ узнаю! 
Дети, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. «Волшебная книга» хочет предложить вам весёлую игру, во время которой мы вспомним героев популярных детских книжек – как их звали, где они жили и в какие приключения попадали. 
Королева Сказок. Ну, что, готовы? И так, начнем! Первое задание «Отгадайте загадки»
Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды, 
Вот и лето уж проходит, 
Дед идет смотреть труды. 
Стал тянуть он – не выходит, 
Не обойтись здесь без семьи. 
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка) 
Два мышонка всё играли, 
Песни пели, танцевали. 
Кувыркались, забавлялись, 
Петушку не помогали. 
«Только не я! », «Только не я! », 
Наперебой они кричали. 
Петушок тут рассердился, 
Топнул ножкой, нахохлился! 
Тут мышата притаились, 
Вмиг в хороших превратились. (Колосок) 
Был у деда он, у бабы, 
Стало скучно на окне
Покатил через ухабы, 
В лес дремучий вдалеке. 
Начались тут приключенья:
Серый заяц тут как тут, 
Да волк зубастый и опасный
Нашего героя ждут. 
И медведь уж на подходе, 
Все ревёт на беглеца. 
Обманул их беглец румяный, 
Тут навстречу ему лиса. 
Притаилась глуховатой, 
Стала ласкова к нему. 
Говорит: «Сядь на нос, милый. 
Что поёшь ты? Не пойму. »
Сел беглец лисице на нос, 
А лисица его «Ам».
Поделом тебе, румяный, 
Виноват во всём ты сам! (Колобок) 
В дремучем лесу затерялась избушка, 
В избушке живёт непростая старушка. 
Берёт помело, да в ступу садится, 
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга) 
Домик этот уж не мал, 
Стольких гостей он собрал. 
Каждый место здесь нашел, 
Каждый друга здесь обрёл. 
Но медведь приковылял, 
Этот домик разломал. (Теремок) 
Лисичка – сестричка
Очень хитрая была. 
Зайчика – трусишку
Из избушки прогнала. 
Петух лишь сумел
За лису постоять, 
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка) 
Королева Сказок. 2 конкурс
Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас! »
(слайды с иллюстрациями сказок) .
1. Уплетая калачи, 
Ехал парень на печи. 
Прокатился по деревне
И женился на царевне. 
(Русская народная сказка «По щучьему велению») .
2. Ждали маму с молоком, 
А пустили волка в дом, 
Кем же были эти
Маленькие дети? 
(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят») .
3. Эта девочка-малышка
В белой лилии спала. 
Её ночью злая жаба
К себе в болото унесла. 
(Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка») .
4. Скажи ты нашей тётке, 
Мы круглые сиротки, 
Изба у нас без крыши, 
А пол прогрызли мыши. 
(С. Я. Маршак «Кошкин дом») .
5. В гости к бабушке пошла, 
Пироги ей понесла. 
Серый волк за ней следил, 
Обманул и проглотил. 
(Ш. Перро «Красная Шапочка») .
6. Мы себе построим дом, 
Будем жить славно в нём! 
Не боимся волка мы
Мы втроём и мы сильны! 
(английская народная сказка «Три поросёнка») .
7. А ткачиха с поварихой, 
С сватьей бабой Бабарихой, 
Извести её хотят, 
Перенять гонца велят. 
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане») .
8. Поперёк моря-океана лежит
Чудо-юдо рыба-кит
Все бока его изрыты, 
Частоколы в рёбра врыты, 
На хвосте сыр-бор шумит, 
На спине село стоит. 
(П. П. Ершов «Конёк-Горбунок») .
9. Но однажды корнеплод
Все тянули — градом пот. 
Мышь мала, но всё ж она
Вырвать овощ помогла. 
(Русская народная сказка «Репка») .
10. «Лети, лети лепесток, через запад на восток, 
Через север, через юг, 
возвращайся, сделав круг. 
Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели».
(«Цветик –семицветик») 
Королева Сказок. 
Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском, 
В книгах бережно хранится. 
Вспомните пословицы о книге. 
Дети. Дом без книги – день без солнца. 
Кто много читает, тот много знает. 
Книга учит жить, книгой надо дорожить. 
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно. 
Будешь книги читать – будешь много знать. 
Книга для ума, что теплый дождь для всходов. 
Книга мала да ума придала. 
Книга поможет в труде и выручит в беде. 
Воспитатель. Испокон века книга растит человека. 
Хорошая книга – ярче звездочки светит. 
Королева Сказок:
- Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть! 
Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте! 
Дети встают в круг, идут хороводом и произносят слова:
- Сказки просят: «А сейчас, друзья, узнайте нас! »
Хоровод останавливается, в середину выходит специально подготовленный ребенок и загадывает загадку. Игра повторяется несколько раз. 
Во время игры воспитатель за ширмой наряжает ребенка, исполняющего роль медведя, который он загадывает свою загадку последним. 
Варианты загадок
В сказке небо синее, 
В сказке птицы страшные. 
Яблонька, укрой меня! 
Реченька, спаси меня! 
«Гуси-лебеди» На лесной опушке
Стояли две избушки. 
Одна из них растаяла, 
Одна стоит по-старому. 
«Заюшкина избушка»
Вор пшеницу воровал, 
А Иван его поймал. 
Вор волшебным оказался, 
И Иван на нем катался. 
«Сивка-бурка» Ах ты, Петя-простота, 
Сплоховал немножко:
Не послушался кота, 
Выглянул в окошко. 
«Кот, петух и лиса»
Нет ни речки, ни пруда. 
Где воды напиться? 
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. 
«Сестрица Аленушка 
и братец Иванушка» Вымолвил словечко –
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне. 
И за что, не знаю, 
Повезло лентяю? 
«По щучьему велению»
Почтальон Печкин: (постучавшись, входит) .
Здравствуйте! Я принес вам телеграммы. 
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах! 
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать! 
Задание «Собери сказку»
Дети получают по одному набору разрезных картинок к сюжету какой-либо русской народной сказки. Детям необходимо собрать иллюстрацию к сказке и определить ее название. 
Печкин. Ребята, а у меня для вас есть еще задание. 
Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут. 
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей! 
Сосчитать героев в сказке
- “Репка” (6) “Машенька и медведь” (4) 
- “Колобок” (7) “Курочка Ряба” (4) (слайды) 
Кому принадлежат слова:
- Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (колобок) 
- Не садись на пенек, не ешь пирожок… (Машенька) 
- Мы с тобой одной крови: ты и я! (Маугли) 
- Я – само совершенство! (Мэри Поппинс) 
Кто виноват? 
- кто разрушил теремок? (медведь) 
- кто разбил золотое яичко? (мышка) 
- кто украл Иванушку и Аленушки? (гуси) 
- кто съел бабушку Красной Шапочки? (волк) 
Задание «Назови сказку правильно»
«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
«Иван –царевич и зеленый волк»
«Плавучий корабль»
«Царевна – индюшка» «Волк и 7 тигрят»
«По собачьему веленью»
«Гуси – вороны»
«Пашенька и медведь»
Королева Сказок. Мы будем рассказывать и показывать сказку. А вот какую? 
Догадайтесь сами. Сядем рядком да поговорим ладком. 
Живет в норке, 
Грызет корки. 
Короткие ножки, 
Боится кошки. 
(Мышь.) 
Летом в болоте Вы ее найдете. 
Зеленая квакушка —
Кто это? 
(Лягушка.) 
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной? 
И стоит среди травы —
Уши больше головы. 
(Заяц.) 
Хвост пушистый, 
Мех золотистый, 
В лесу живет, 
В деревне кур крадет. 
(Лиса.) 
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? 
(Волк.) 
Хозяин лесной
Просыпается весной, 
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. 
(Медведь.) 
Посмотрите на наших зверей. Догадались, какую сказку мы будем показывать? Совершенно верно — «Теремок».
Драматизация сказки. 
Стоит в поле теремок-теремок, 
Он не низок, не высок, не высок. 
Как по полю-полю, Мышка бежит, 
У дверей остановилась и стучит. 
Мышка. Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет? 
Королева Сказок: Никто ей не ответил. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. 
Дети:
Стоит в поле теремок-теремок. 
Он не низок, не высок, не высок. 
Как по полю Лягушка бежит, 
У дверей остановилась, стучит. 
Лягушка. Кто-кто в теремочке живет? Кто - кто в невысоком живёт? 
Воспитатель: Стали жить они вдвоём. 
Аналогично вводятся в сценарий Зайка, Лисичка, Волк, Медведь. 
Воспитатель: Молодцы! Построили себе новый Теремок, живут наши герои в теремке дружно, весело. Вечерами пьют чай, по утрам делают зарядку. 
Королева Сказок. 
Задание называется «Доскажи стихотворение… ». Я буду называть только первую строчку стихотворения, а вы должны будете досказать его полностью. Будьте внимательны! 
- Уронили мишку на пол… 
- Идет бычок, качается… 
- Зайку бросила хозяйка … 
- Я люблю свою лошадку… 
- Нет, напрасно мы решили… 
- Наша Таня громко плачет… 
Ребята, а кто написал все эти стихи? Агния Барто. 
- Молодцы, ребята! За каждое правильно прочитанное стихотворение я вручаю вам флажок. 
Почтальон Печкин. задание «Песенки сказочных героев»
Участникам игры необходимо определить, каким персонажам принадлежат песенки или слова из сказок. 
Почтальон Печкин. Передаю вам привет от всех сказочных героев и угощаю вас сказочным сюрпризом. Сладкое любят все дети на свете. Я подарю вам всем по конфете. (Раздает конфеты.) 
Королева Сказок: Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте выслушаем наше жюри. И посчитаем флажки. 
Продолжайте, дети, любить сказку. Успехов вам! 
Дети строятся паровозиком и под песню «Голубой вагон» уезжают в группу. 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для детей дошкольного возраста «Удивительный мир сказок К.И. Чуковского»

Сказки К. Чуковского позволяют детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К....

Конспект литературной викторины для старшего дошкольного возраста

Конспект литературной викторины для старшего дошкольного возраста...

Конспект совместной с детьми и родителями литературной викторины в старшей группе "Путешествие в страну "Чукоколку"

Перед праздником  8 марта провели со своими детьми литературную викторину "Путешествие в страну Чукоколку"Это было итоговое мерроприятие по проекту "Добрый дедушка Корней".Цел...

Литературная викторина для старших дошкольников «Путешествие во времени в страну сказок».

Этот материал рассчитан для детей старшего возраста. Данное мероприятие может проводиться в совместной деятельности воспитателя с детьми, как закрепление пройденного материала....

Игра- викторина для старшего дошкольного возраста « Моя страна – Россия »

Игра- викторина для старшего дошкольного возраста  « Моя страна – Россия »обобщает и систематизирует знания детей о России,о традиционных и нетрадиционных символах нашего госуда...

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Хоровод любимых сказок"

Сказка – удивительное явление народного творчества. Художественные образы и язык русских народных сказок прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно ...