Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста "Хоровод любимых сказок"
материал по развитию речи (старшая группа)

Ягунова Надежда Юрьевна

Сказка – удивительное явление народного творчества. Художественные образы и язык русских народных сказок прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения, ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_literaturnoy_viktoriny.docx32.72 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ  ВИКТОРИНЫ  ПО СКАЗКАМ

«Хоровод любимых сказок» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Задачи: пробудить интерес детей к театрализованной игре; развивать интонационную выразительность речи; обогащать словарный запас детей; способствовать развитию речи, воображения, мышления, закрепить и расширить знания детей о сказках; воспитывать такие качества, как дружелюбие, товарищество, взаимовыручка;

вызвать положительный эмоциональный отклик.

Предварительная работа:

чтение сказок

рассматривание иллюстраций; просмотр мультфильмов по сказкам;

рисование и лепка  героев сказок;

инсценировка сказок; настольные игры, пазлы;

подготовка эмблем для команд, разучивание девизов команд.

Дети делятся на 2 команды.

Приветственное слово команды «Знайки».
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!


Приветственное слово команды
 «Почемучки».
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…

Ход викторины:

Воспитатель:

 а что такое сказка?

Дети: необыкновенная история с людьми, животными.  С героями случаются необыкновенные  приключения, волшебство.  В сказках  говорят звери, птицы, вещи.

Воспитатель: в сказках у героев есть предметы помощники, а какие волшебные предметы вы знаете?

Дети: сапоги – скороходы, скатерть самобранка,  ковер – самолет ,меч – кладенец,  летучий корабль шапка невидимка, , клубочек, ступа, молодильные яблоки,  метла, живая вода и т.д.

Воспитатель: а как сказки заканчиваются?

Дети:  добро побеждает зло.  В сказках всегда счастливый конец  и мы радуемся вместе с героями сказок.

1 конкурс  «Блиц-опрос».

Вопросы по очереди задаются 2 командам. (1 балл за правильный ответ)
Командам предлагается быстро ответить на вопросы.


Вопросы для первой команды:
1. Как звали внучку, которая боялась солнца? ( Снегурочка)
2. Как звали трёх поросят? (Ниф–ниф, Наф–наф, Нуф-нуф.)

3. Как звали девочку, которая жила в избушке медведя? (Маша)
4. Дружил с щукой  (Емеля)
5. Какая жительница болота стала женой царевича? (Лягушка)


Вопросы для второй команды:
1. Сколько гномов было в сказке о Белоснежке? (Семь)
2. Летательный аппарат бабы Яги? (Ступа)
3.Что понесла Красная Шапочка своей бабушке? (Пирожки и горшочек масла)
4. Кто помог вытащить репку? (Мышка)
5. Как звали девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

дополнительные вопросы

1. С кем встречается колобок во время своего путешествия?

2. Кто тянул репку?

3. Какое яйцо снесла курочка?(золотое)

4. К кому шла красная шапочка?

5. Крокодил, друг ? (Чебурашки)

6. Кто потерял хрустальную туфельку?  (золушка)

Воспитатель: молодцы! вижу, вы хорошо подготовились.  Приступаем  ко 2 конкурсу.

2 конкурс « УГАДАЙ СКАЗКУ И НАЗОВИ ЕЕ ГЕРОЯ». 

Необходимо отгадать названия сказок.
(Ведущий по очереди загадывает загадки каждой команде).

Я  вопрос хочу задать.

Ваше дело - отвечать.

1. Девочка по лесу шла

и на домик набрела.

видит, что хозяев нет.

на  столе стоит обед.

из трех чашек похлебала,

в трех постелях полежала. ( Маша из «трех медведей»)

2.  Буратино и лечила, и учила.

когда ж он стал озорничать,

пришлось его ей наказать. ( Мальвина из «Золотого ключика»).

3.  Уговаривала братца

     старшая сестрица:

    «ты из лужицы не пей

     мутную водицу».

     не послушался мальчонка -

     превратился он в козленка. (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и       братец Иванушка»)

 

4.  Сидит в корзине девочка
    У мишки за спиной.
    Он сам, того не ведая,
    Несет ее домой. (Маша и Медведь)

5. Удивляется народ:
   Едет печка, дым идет,
   А Емеля на печи.
   Ест большие калачи! (По-щучьему велению)

6.  Внучка к бабушке пошла,
    Пироги ей понесла.
    Серый волк за ней следил,
    Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

7. Кто работать не хотел,
   А играл и песни пел?
   К брату третьему потом
   Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)

8. Зимним утром баба с дедом

    внучку сделали из снега,

    но не знала крошка эта,

    что беда грозит ей летом.  (Снегурочка)

9. Появилась из цветочка

     всего дюйм была росточком.

     на ней хотел жениться крот,

     но ласточка взяла в полет

     и девочку она спасла

     от старого мрачного крота. ( дюймовочка).

10. Всех на свете он добрей

      лечит он больных зверей.

      и однажды бегемота

      вытащил он из болота.

      он известен, знаменит

      добрый доктор … Айболит

11.  Любит мед, друзей встречает

     и ворчалки сочиняет.

    А  еще пыхтелки, кричалки, сопелки.

    ух, забавный медвежонок… винни – пух..

12.  У отца был мальчик странный,

       симпатичный, деревянный

       и любил папаша сына-

       шалунишку -… Буратино.

3 конкурс «Путаница».

Помогите нам, ребята, распутать названия сказок.
Слушайте внимательно.


«Суп из топора»,
«По-заячьему велению»,
«Зелёная шапочка»,
«Кот в туфлях»,
«Два поросёнка»,
«Волк и пятеро щенят»,
Царевна- индюшка (лягушка)
Мороз – красный пёс (нос)
Ковёр-вертолет (самолет)
Лисичка с прялочкой (скалочкой) 

 «Машенька и медведь»

«Гуси – вороны»

 «Плавучий корабль».

Какие вы замечательные участники! Всё знаете!

4 конкурс «Доскажи словечко»
(1 балл за правильный ответ)


Избушка…(на курьих ножках)

Курочка…(Ряба)
Ковёр…(самолёт)

Палочка…(выручалочка)
Царевна…(лягушка)

Иванушка…(дурачок)
Муха…(цокотуха)

Змей…(Горыныч)
Гуси…(лебеди)

Соловей…(разбойник)
Сестрица…(Алёнушка)

Братец…(Иванушка)
Кощей…(бессмертный)

Чудо…(юдо)
Василиса…(прекрасная)

Шапка…(невидимка)
Какие внимательные у нас дети, ни разу не ошиблись! Хвалю вас!

5 конкурс  «Заморочки из мешочка»


(1 балл за правильный ответ)
Команды по очереди тянут бочонки из мешочков с номерами вопросов.


1. Уплетая калачи, ехал парень на печи.

РеПрокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля)

2. Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.
    Перья светятся огнём и светло от них, как днём. (Жар-птица)

3. Убежали от грязнули чашки, ложки и кастрюли.
    Ищет их она, зовет и в дороге слезы льёт. (Федора)

4. В гости к бабушке пошла, пироги ей понесла.
   Серый волк за ней следил, обманул и проглотил. (Красная шапочка)

5. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
    К братцу третьему потом прибежали в новый дом.
    От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. (Три поросёнка)

6. И зайчонок, и волчица – все идут к нему лечится. (Доктор Айболит)

7. Работать умела красиво и ловко,
    В деле любом проявляла сноровку.
    Хлеб пекла, скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (Марья-искуссница)

8. Он в Италии родился, он семьёй своей гордился.
    Он не просто мальчик-лук, он надёжный верный друг. (Чиполлино)

9. Знает утка, знает птица, где Кощея смерть таится.
    Что же это за предмет? Дай, дружок, скорей ответ. (Игла)

10. Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом.
     Кто же были эти маленькие дети? ( Козлята)

11. Красна девица грустна, ей не нравится весна,
      Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт, бедняжка. (Снегурочка)

12. Появилась девочка в чашечке цветка.
      И была та девочка не больше ноготка.
      Кто читал такую книжку, знает девочку-малышку. (Дюймовочка)


6 конкурс  «Гость из сказки»
(1 балл за правильный ответ)
Командам предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платками. Капитан команды сам выбирает, какой платок ему снять.
1. Сапоги, мешок…(Кот в сапогах)
2. 3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки…(Три медведя)
3. Азбука, колпак…(Буратино)
4. Лукошко с пирожками…(Красная шапочка)
5. Тыква, туфелька…(Золушка)
6. Полотенце, мыло, мочалка…(Мойдодыр)


7 конкурс  «Узнай сказку»
(1 балл за правильный ответ)
1. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
2. По тропе шагая бодро, сами воду тащат вёдра. («По щучьему веленью»)
3. Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко,
Не послушался кота, выглянул в окошко. («Петушок – золотой гребешок»)
4. А теперь про чей-то дом разговор мы заведём.
В нём богатая хозяйка припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно – этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»)
5. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
И, сам того не ведая, несёт её домой. (Маша и медведь)
6. В этой сказке – именины, много было там гостей.
А на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил.
Но коварному злодею кто-то голову срубил. (Муха-цокотуха)
7. В моей сказке, ребятишки, лошадьми вдруг стали мышки.
Была лишь девочкой чумазой, принцессой стала я прекрасной.
Когда часы вдруг стали бить, пришлось мне срочно уходить.
Отвечайте без подсказки, из какой пришла я сказки? («Золушка»)
8. Возле леса на опушке трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати. (три подушки)
Отгадайте без подсказки, кто герои этой сказки. («Три медведя»)

И последний наш конкурс – «Отгадай сказку по обложке книг».


Воспитатель: вы, ребята, молодцы. Отгадали  все загадки, сказки, узнали героев сказок.  А теперь давайте вспомним  книжные правила, как нужно обращаться с книгами:

1. Книги брать чистыми руками.

2. Книги брать чистыми руками

3. Книги нельзя рвать.

4. Книги нельзя мять.

5. Нельзя рисовать на книгах.

6. Нельзя загибать углы.

Но есть еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Обе команды показали хорошие знания.

Без сказки людям прожить нельзя.

Пора со сказкой  прощаться нам

«До встречи» -

скажем мы всем друзьям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Формировать у детей интерес к сказкам.Задачи: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых  сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей инт...

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»

      «Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...