Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) на тему

Ермакова Александра Сергеевна

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ Д\С № 50

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Тема:

 « Литературная викторина

по русским народным сказкам»

 

                                                                 Воспитатель: Ермакова А.С.

                                                                                          ( 1 квалификационная  категория)

Ковров, май 2011

Цели:

Воспитывать в детях  любовь к русскому народному творчеству

воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы.

       вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Закрепить знания детей о русских народных сказках.

Развивать логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.

Развивать память.

Предварительная работа:

Воспитатель читает детям сказки, по которым намечено проведение викторины, рассматривает вместе с детьми иллюстрации к ним, предлагает родителям прочитать эти книги дома, рисуют (по желанию) иллюстрации к сказкам для украшения группы. Воспитатель (в тайне от детей) готовит необходимые для викторины атрибуты.

Материалы и оборудование:

 Два мольберта с рисунками детей на тему «Моя любимая сказка»

Стулья по количеству детей

Три стола

Ноутбук

СД-диск с записью демонстрационного материала к занятию

Разрезные картинки

Игрушки резиновые ( герои сказок )

Два платка

Шапочка-маска филина или совы

Карточки с заданиями

Таблицы ( протоколы  судейства)

Методическая литература :

http://skazvikt.ucoz.ru/blog/

http://hyaenidae.narod.ru/

Дошкольная педагогика//Литературные викторины в старших группах детского сада/ № 1 январь 2008

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью ( старшая и подготовительная группы)

План.

Дети входят под музыку в группу, рассаживаются на стульчики.

Воспитатель:   Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы  

                           живем?

Дети :                Россия

Воспитатель:   Россия- великая страна ,в которой живет много талантливых людей,    

мастеров ( Русские мастера делают очень красивые изделия. Это    дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи и др.; русские люди придумывают разные игры; сочиняют интересные сказки). Вот о русских народных сказках мы сегодня с вами и поговорим. Сегодня мы узнаем, насколько вы хорошо знаете русские народные сказки. Мы посоревнуемся. Давайте разделимся на две команды.

Воспитатель помогает детям разделиться на 2 команды , стараясь их подобрать так, чтобы силы были одинаковы. Дети выбирают капитанов команд. Команды могут сидеть на стульях друг напротив друга.

Воспитатель:    Каждая игра начинается с разминки. У нас тоже будет разминка.

Каждая команда должна выбрать капитана и  придумать себе название. А называться  команда может именем героя русской народной сказки.

Если дети не смогут сами придумать, воспитатель предлагает им некоторые названия , а они выбирают из них: Иван Царевич, жар-птица, Царевна- лягушка и др.

Предложить капитанам  представить свою команду.

                            Итак, в нашей игре принимают участие две команды- команда

                            «Колобок» и «Жар- птица». Поприветствуем участников литературной        

                             викторины.

           Аплодисменты!

Ни одно соревнование не проходит без участия жюри. Сегодня        членами нашего жюри будут –Васенкова Светлана Борисовна и Манакина Екатерина Александровна. Они будут выставлять баллы за правильно выполненные задания. Чья команда наберет большее количество баллов, та команда победит! Поприветствуем наше справедливое жюри!

                                       Аплодисменты!

1 конкурс. «Словесная дуэль». Этот конкурс не очень сложный. Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. Чья команда назовет больше сказок, та команда получит 2 балла, назвавшая меньше- 1 балл.

Одно условие, выкрикивать нельзя! Это будет считаться нарушение правил. Необходимо поднимать руки!

Команды поочередно называют русские народные сказки.

Жюри выставляют оценки.

2 конкурс. Сейчас я буду читать отрывки из русских народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное правило игры- не выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите балл.

Воспитатель читает несколько отрывков из сказок.

« Принесли молока, яиц, творогу и стали лисицу потчевать. А лисица просит, чтоб ей в награду дали курицу.»  ( «Снегурушка и лиса» )

«… Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.»    («Кот и петух»)

. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл –   убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

 («Лиса и волк»)

Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран — делать нечего — приходит к быку: «Пусти, брат, погреться». — «Нет, баран, у тебя шуба тепла; ты и так перезимуешь. Не пущу!»       ( «Зимовье зверей» )

Молодцы ребята! Справились с заданием!

Жюри выставляют оценки.

3 задание « Угадай сказку по картинке».

Каждой команде поочередно я буду показывать иллюстрации к сказкам- вы должны будете угадать произведение.

Воспитатель показывает демонстрационный материал ( картинки к  русским народным сказкам) на ноутбуке.

Жюри выставляют оценки.

Воспитатель: Ребята, а теперь пора немного отдохнуть. Я предлагаю вам поиграть  в    

                         подвижную игру « День-ночь»

Дети играют в подвижную игру « День-ночь» ( 2 раза )

4 конкурс « Исправь ошибки »

В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите  их.   Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны.

* «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
* «Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

5- Конкурс капитанов « Собери картинку»

На подносах лежат разрезанные картинки к сказкам. Капитаны должны сложить пазл и назвать сказку, зашифрованную на картинке.

6- « Найди лишнего героя»

Внимательно посмотрите на столы, рассмотрите игрушке. Постарайтесь угадать , герои каких сказок стоят на столах и найдите лишнего героя.

На столах  стоят игрушки ( героев сказок- «Заюшкина избушка» : лиса, заяц, петух, собака, медведь, белка; «Колобок» : лиса, волк, медведь, заяц, колобок, лягушка )

Жюри подводит итоги, объявляет победителей.

Воспитатель:    Вот и подошла к концу наша викторина. Вы все замечательно

справились со всеми заданиями. Сегодня мы еще раз убедились, что русский народ  сочинил много интересных сказок, полных волшебства и чудес.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В гостях у сказки».

Цель: Формировать у детей интерес к сказкам.Задачи: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых  сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей инт...

План-конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста по теме«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна»

      «Если однажды мы научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись. Для многих книги так же нужны,как хлеб и соль. И так будет, сколько бы ни изобрета...

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста по сказкам: «Лиса и кувшин», обр. О.Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка»обр. А.Н. Толстого; «Заяц – хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М.

Викторина предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для обобщения, закрепления, систематизирования знаний детей о литературных произведениях - сказках , с которыми дети знакомятся по прог...