Проект " Маршаковские чтения"
проект по художественной литературе (средняя группа) на тему
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_proekt.docx | 58.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Маршаковские чтения»
(материалы по ознакомлению детей 4-5 лет и родителей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака)
Автор проекта:
Черевашенко Е.В.
Бугун У.С
Ессентуки – 2016
Пояснительная записка
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель - создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее страны.
Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью.
Культура - это то, что «делает людей народами». Об этом напомнил Владимир Владимирович Путин, выступая на заседании президиума Президентского совета по развитию культуры и искусств в 2014.
Очень важно приобщать детей к литературе своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, умение видеть красоту родной природы, начинается чувство Родины.
Так как направление развития нашего детского сада познавательно-речевое и в рамках Года литературы в России нами было определено направление работы. Захарова Елена Викторовна представляет свой педагогический опыт в формировании познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных технологий.
Исходя из этого, работа по формированию познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака, детей среднего дошкольного возраста включает в себя целый комплекс задач:
- знакомство детей с биографией Самуила Яковлевича Маршака;
- знакомство детей с произведениями Самуила Яковлевича Маршака;
- укрепление детско-родительских отношений;
- укрепление физического здоровья, необходимости здорового образа жизни;
- продолжение деятельности «Чтение с мамой».
Стихи и шутки Маршака широко используются в дошкольной педагогике как примеры правильного поведения ребенка, а также высмеивания невежества. Дети в своей речи начинают использовать строчки Маршака. Часто юмор поэта помогает ребенку и воспитателю выйти из сложной ситуации, посмеяться над собой, задуматься. К тому же дети знакомятся с автором поближе, запоминают и узнают несколько произведений. В этой связи успешность ознакомления детей 4-5 лет с произведениями Самуила Яковлевича Маршака станет успешным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Паспорт проекта
Вид проекта: творчески-информационный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Образовательная область: познавательно-речевое развитие дошкольников
Цель проекта:
Формирование у детей познавательного интереса к литературе Самуила Яковлевича Маршака через призму инновационных физкультурно-оздоровительных технологий.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- - «Багаж»
- - «Сказка о глупом мышонке»
- - «Сказка об умном мышонке»
- - «Где обедал воробей?»
- - «Вот какой рассеянный»
- - «Радуга-дуга»
- - «Ванька-встанька»
- - «Круглый год»
- - «Детки в клетке»
- - «Мяч»
- - «Веселый счет»
- - загадки
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
- Обогатить двигательный опыт детей, способствовать их физическому развитию.
- Учить детей при заучивании стихов наизусть, соотносить текст стихотворения с картинкой. Развивать образную память.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей. Обогащать активный словарь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Участники проекта:
- дети средней группы «Светлячки»
- библиотека
- родители воспитанников
- воспитатели: Черевашенко Е.В. , Бугун У.С.
Прогнозируемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
- Библиотека произведений С. Я. Маршака.
- Подбор фонотеки, видеотеки произведений
- Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
- Создание развивающих игр
- Театрализованные игры
2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как
источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
План реализации проекта
- Подобрать произведения Самуила Яковлевича Маршака для пополнения книжного уголка, его биографию.
- Подобрать материалы для дидактических игр.
- Довести до сведения родителей важность этой проблемы.
- Подготовка к участию в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака.
- Подготовка конспектов занятия.
- Подготовка показа театральной постановки «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке».
- Подготовка конспекта к итоговому мероприятию по произведениям С.Я. Маршака
- Разработка перспективного плана мероприятий.
Время реализации: два месяца.
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
Формы детской деятельности по проекту «Маршаковские чтения»
Познавательное развитие
- Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений
- Игровые ситуации по формированию элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
- Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака
- Игровые ситуации по формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
- Экскурсия в библиотеку
- Посещение и чтение художественной литературы по формированию интереса и потребности в чтении
- Итоговое занятие по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака
- Встреча с почтальоном
Речевое развитие
- Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч», «Рассказ о неизвестном герое».
- Театрализация по формированию грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке».
Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению – групповая работа «Где обедал воробей?» по нетрадиционной методике Светланы Викторовны. Погодиной
- Рисование – групповая работа «Радуга»
- Лепка – коллективная работа «Багаж»
- Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев»
- Постановка театрального представления «Сказка о глупом мышонке»
Физическое развитие
- Участие в физкультурном досуге по мотивам сказки «Кошкин дом»
- Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Игровые ситуации по воспитанию потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
- Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»
Социально-коммуникативное развитие
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Показ театрального представления «Сказка о глупом мышонке»
- Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»
- Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Игровые ситуации по развитию умения распределять роли в театрализованной игре «Вокзал»
- Организованная деятельность (НОД) в книжном уголке
- Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога
- Изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- Заучивание произведений С. Я. Маршака для конкурса чтецов
Презентация проекта
- мультимедийная презентация проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей среднего дошкольного возраста»;
- Вечер развлечений на тему «Маршаковские чтения»
Подведение итогов
- создание плаката «Полезные продукты» на основе произведения «Усатый–полосатый»;
- проведение викторины по произведениям С.Я. Маршака;
- выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака;
- показ сказки «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке»
План мероприятия проекта
№ | Содержание работы | Сроки | результаты |
| |||
1 | – «Методика организации детского чтения» – подбор детской художественной литературы писателя. | Подборка информации (биографии и творчества) С.Я.Маршака; создание картотеки произведений. | |
2 | Работа с детьми: – подбор детских книг С.Я.Маршака для смены в книжном уголке. |
аннотация произведений. | |
3 | Работа с родителями: | информационный стенд (список литературы по возрасту). | |
4 | Подготовка информации по полезным продуктам | Список полезных продуктов | |
5 | Подготовка конспектов занятия | Конспект, материалы | |
6 | Подготовка материала к постановке театрального представления «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке» | Заготовка шаблонов животных, подготовка нужного материала. | |
7 | Подготовка развивающих игр «Где обедал воробей?» | Картинки-схемы | |
II. Основной этап – организационно - практический | |||
8 | Работа с детьми: – чтение произведений писателя; – рассматривание иллюстраций; - рисунки детей по стихотворению «Цветные страницы»; - заучивание стихов «Где обедал воробей?», «Мяч» по мнемотаблицам; – Показ театральной постановки «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке» | оформление выставки «Любимые герои из произведений С.Я.Маршака»; мнемотаблицы по стихам «Где обедал воробей?», «Мяч»; Выполнение и отправка заданий на конкурс | |
9 | Подготовка плаката «Полезные продукты» на основе произведения С.Я. Маршака «Усатый-полосатый» | Создание фото отчета | |
III. Итоговый этап | |||
10 | Работа с детьми: – рисунки детей; | выставка «Юные художники-иллюстраторы»; | |
11 | – участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака с ребенком средней группы | Диплом об участии во Всероссийской викторины по произведениям С.Я. Маршака | |
12 | Работа с родителями: - работы любимых героев произведений С.Я. Маршака; -Показ сказки «Глупый маленький мышонок» и сказка « Детки в клетке» | Выставка работ, создание фото отчета . |
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
- воспитание интереса к занятиям спортом, здорового образа жизни
- развитие любознательности
- развитие умения рисовать, используя нетрадиционные методики
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта Самуила Яковлевича Маршака, его детскими годами, также вспомнили знакомые произведения и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили стихотворения С. Я. Маршака «Где обедал воробей» и «Мяч», «Круглый год» и «Детки в клетке».
Готовясь к оформлению плаката «Полезные продукты» дети закрепили обобщающие понятия овощи и фрукты, цвет, форму, важность правильного питания. Упражнялись в вырезывании иллюстраций фруктов и овощей, наклеивании их на плакат.
Также познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, мягкий конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Интересно прошла театрализованная игра «Сказка о глупом мышонке» и сказка «Детки в клетке». Дети узнали правила безопасного поведения с чужими людьми, прививалась любовь и уважение к маме. Учились выразительно передавать характер героев, развивали память.
Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали
новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать
множественное число названий детенышей в разных падежах.
Выполняя рисунок стихотворению «Радуга» дети познакомились со спектром радуги, закрепляли названия и последовательность цветов.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием иллюстраций к произведениям и отрывков. Дети определяли, называли произведения по иллюстрации или по отрывку произведения .
Кульминацией проекта стало участие в I Всероссийской викторине по произведениям С.Я. Маршака .
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта - "Семейные чтения"
Тип проекта: педагогический, творческий, долгосрочный.Участники:· Детский о...
проект "семейное чтение"
проект "Семейное чтение"...
Проект " Маршаковские чтения"
. Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать в...
"Маршаковские чтения"
Дорогой Самуил Яковлевич! Из далекого от Вас 21-го тысячелетия мы шлём Вам поздравления с днем рождения! Это значит, что, несмотря на прошедшие годы, мы помним и любим Вас. Мы узнаем Ваши стихи в ранн...
Проект по чтению "Все начинается с чтения"
Проект по чтению "Все начинается с чтения", по произведени А. Гайдара "Чук и Гек"...
Проект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Доброе чтение»
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художест...
Проекта Год чтения в детском саду «Волшебный мир чтения»
ull;Тип проекта: групповой, возраст детей –3-7 лет.•Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь 2022г).•Вид проекта: литературно-творческий.•Тип проекта: груп...