Проект по чтению художественной литературы для детей подготовительной группы «Доброе чтение»
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Кравченко Ирина Владимировна

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx348.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №42 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Проект по чтению художественной литературы

для детей подготовительной группы

«Доброе чтение»

Автор проекта: воспитатель Кравченко И.В.

Сыктывкар, 2021

Пояснительная записка.

Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.

В круг детского чтения входят:

произведения устного творчества русского народа и народов мира;

классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

современная литература (русская и зарубежная).

Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.

Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Одной из главных задач в формировании личности дошкольника является воспитание культурного поведения. К средствам воспитания культурного поведения следует отнести развивающую среду, игру, художественную литературу. Велика роль художественной литературы, так как она воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, ребёнку читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер.

Дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию.

Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место.

В. А.Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Цель проекта: приобщить детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми средствами художественной литературы.

Задачи:

  1. Активизировать речевое и мыслительное творчество детей.
  2. Расширять словарный запас детей.
  3. Развивать память, внимание, основные познавательные и речевые умения дошкольников.
  4. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
  5. Расширять представления об окружающем мире.
  6. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.
  7. Содействовать развитию связной речи детей.
  8. Познакомить с русскими и зарубежными писателями.
  9. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого как в сказке, так и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  10. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.
  11. Приобщить детей к истокам народной культуры.
  12. Воспитывать у детей дошкольного возраста позицию активного читателя, интерес и уважение к книге как источнику культуры и информации.
  13. Способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение уступать, помогать друг другу и т. д.

Примерный план реализации проекта:

Срок проведения

Тема

Цели и задачи

Примечания

Сентябрь

1 неделя

Выбор темы. Подбор материала.

Мониторинг уровня читательских компетенций детей. Подбор материала. Составление плана проекта.

2 неделя

Беседа «Её Величество Книга» 

Вызвать интерес к чтению художественной литературы.

Раскрыть роль книги в жизни людей, показать значение книг и чтения для формирования интеллектуальных и творческих способностей детей.

Презентация «Как появилась книга»

3 неделя

Беседа «Сказка мудростью богата».

 Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин» 

Познакомить детей с разнообразием русских народных сказок.

Обогащать читательский опыт детей за счёт произведений более сложного жанра (волшебные сказки). Обеспечить умение рассказывать сказку от лица литературного героя.

4 неделя

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Знакомство с биографией писателя.

Обратить внимание на то, как в жанре сказки писатель описывает осенний сбор и отлет разных птиц. На примере героев сказки прививать чуткое и заботливое отношение к пернатым друзьям.

Воспитывать любовь и чувство сострадания к животным.

Презентация  по биографии автора + картинки к сказке

Рисование по сказке

 

Октябрь

1 неделя

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про козявочку»

Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро.

2 неделя

Д.Н. Мамин-Сибиряк  

«Медведко»

Воспитывать бережное отношение и любовь к животным.

Презентация – картинки по рассказу

3 неделя

Дело мастера боится. Чтение рассказа Н.Носова «Мишкина каша»

Познакомить с творчеством Н.Носова.

 Воспитывать у детей уважение к труду, к человеку мастеру.

Презентация  с краткой биографией Н.Носова.

4 неделя

Тема сиротства в стихах для детей. Стихотворение А.С.Шишкова «Нищенькая»

Познакомить со стихотворением мольбой. С помощью анализа стихотворения формировать у детей понятие сиротства и эмоциональное отношение к нему.

Ноябрь

1 неделя

«Значит, к нам подкралась лень»:

«Лень до отеть»

«Три брата ленивых»

Юнна Мориц «Трудолюбивая старушка»

 О.Бундур «Запахи дня»

Формировать оценку понятия «лень», используя педагогическое воздействие художественного слова на детей.

2 неделя

«Русские былины и сказания».

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Познакомить детей с новым жанром литературы.

Выявить, в чем отличие былины от сказки. 

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;

- Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины.

Рассматривание картины

«Три богатыря»

3 неделя

Чтение былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Воспитывать уважение к историческому героическому наследию родной страны, гордость за свою Родину.

4 неделя

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Вспомнить русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой. Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.

Воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к русским воинам.

Декабрь

1 неделя

Мини-викторина по сказке «Никита Кожемяка» и былинам про богатырей.

Актуализировать знания детей о ранее прочитанном. Развитие умения работать в команде. Умение договариваться.

Презентация - игра

Работа в командах

2 неделя

Чтение басни Крылова «Зеркало и обезьяна».

 Познакомить детей с новым жанром литературы - басней, её жанровыми особенностями.

Учить детей осознавать и понимать идею басни.

Учить детей выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.

Знакомство с творчеством И. А. Крылова. Воспитывать уважительное отношение к людям, дать понять то, что нельзя смеяться над другими.

Презентация с биографией Крылова.

Книга с баснями Крылова.

3 неделя

Знакомство с творчеством

 С. Т. Аксакова.

Чтение сказки

«Аленький цветочек».

Дать понимание того, что внешность обманчива.  За внешней красотой может скрываться убогая душа, а за уродством наоборот может быть доброе, любящее сердце.

Презентация с биографией

С.Т. Аксакова

4 неделя

К.Паустовский «Тёплый хлеб»

Воспитывать доброе отношение к животным, к людям.

Портрет К.Паустовского

Картинки по рассказу

Январь

2 неделя

Л. Толстой «Прыжок»

Знакомство с писателем.

Совершенствовать умения анализировать поступки литературных персонажей. Воспитывать чувство сопереживания и сострадания, чувство ответственности за свои поступки.

Презентация

по биографии  Л.Н. Толстого

3 неделя

Л.Толстой «Лев и собачка»

Воспитывать чувство сопереживания героям были.

Воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.

Иллюстрированная книга

4 неделя

К.Ушинский

 «Слепая лошадь»

Воспитывать бережное отношение к окружающим, в т.ч. к «братьям нашим меньшим», вызывать желание приходить к ним на помощь.

Портрет писателя

Февраль

1 неделя

Е. Воробьев «Обрывок провода»

Воспитывать уважение к героям войны, вызывать восхищение силой духа, мужеством, бесстрашием защитников Отечества.

Портрет писателя

2 неделя

Ю.Коваль «Выстрел»

Воспитывать бережное отношение к птицам и всему живому на Земле.

Портрет писателя

3 неделя

Соколов-Микитов «Соль Земли»

Воспитывать бережное отношение к природе

Портрет писателя

4 неделя

Викторина по прочитанным рассказам и биографиям писателей.

Вспомнить прочитанные рассказы.

Актуализировать знания детей по ранее прочитанному.

Презентация-игра

Март

1 неделя

К.В. Драгунская «Лекарство от послушности»

Воспитывать у детей стремление познавать мир, фантазировать, выдумывать, играть, веселится. Воспитывать умение верить в чудеса.

Портрет писателя

2 неделя

А.С.Пушкин «Сказко о мертвой царевне и о семи богатырях»

Воспитывать умение видеть внутреннюю красоту человека – умение любить и сострадать. Стремится делать добрые дела, подвести к пониманию: Добро всегда побеждает зло.

3 неделя

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»

Развивать способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать своеобразие форм, образность языка. Учить называть главную мысль сказки.

Портрет писателя

Презентация с иллюстрациями по сказке

4 неделя

Топелиус Сакариас «Три ржаных колоска»

Воспитывать доброе отношения к людям и животным, умение сострадать.

Иллюстрации

Апрель

1 неделя

Шварц. «Сказка о потерянном времени».

Воспитывать умение бережно относится к своему и чужому времени, ценит время.

Портрет писателя

2 неделя

Погорельский. «Черная курица или подземные жители»

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Портрет писателя

3 неделя

В.Осеева «Хорошее»

Воспитывать доброту, вежливость, любовь и заботу к родным и близким людям, желание совершать добрые поступки.

Портрет писателя

4 неделя

М.Зощенко «Глупая история»

Учить оценивать поступки героев, предложить ребятам рассказать, как бы они поступили в различных ситуациях на месте персонажей рассказа.

Портрет писателя

Май

1 неделя

А. Куприн «Слон»

Воспитывать чувство сопереживания к больным людям.

Портрет писателя

2 неделя

Г.Скребицкий

 «Всяк по своему»

Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Портрет писателя

Презентация с иллюстрациями по сказке.

3 неделя

В. Гаршин «Лягушка-путешественница»

Воспитывать стремление детей познавать мир, стремиться к своим целям.

Воспитывать скромность.

Портрет писателя.

4 неделя

Литературное развлечение викторина.

Итоговое мероприятие.


Список используемой литературы:

1. Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

2. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.

3. Дошкольное учреждение и семья –единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко. – М.: Линка-Пресс, 2001. – 224с.

4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.

5. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2005, № 5, с. 28

6. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997. – 458с.

7. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.

8. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитани дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 С.

9. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.