Конспект занятия по художественной литературе "Разучивание стихотворения А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало..."
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.

2. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.

2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_uzh_nebo_osenyu_dyshalo.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»

Конспект занятия по художественной литературе

в старшей группе. 

Тема: Разучивание стихотворения

А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало».

Воспитатель:

Рямова Надежда Николаевна

2016г.

Цель: Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы.

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени.

2. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Развивающие:

1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.

2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.

Воспитательные:

1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материалы и оборудование: «Сундучок с осенними листочками», кукла-осень, мнемотаблицы, иллюстрации осенних месяцев.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете ,отгадав загадку:

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Дети: (осень)

Воспитатель:

-Правильно, сегодня к нам пришла сама осень. (кукла - осень)

Воспитатель: - Какая бывает осень? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)

Осень предлагает сыграть в игру «Доскажи словечко».

1. На смену лету пришла (осень).

2. Люди осенью одеты (тепло).

3. Моросит мелкий… (дождь).

4. По небу гуляют серые (тучи).

5. Часто дует холодный… (ветер).

6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).

7. С деревьев падают… (листья).

8. Птицы улетают… (в теплые края).

9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).

10. Солнце греет слишком… (мало).

11. Школьники идут с портфелями…(в школу)

Воспитатель:

Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру.

Игра «Да и нет», если ваш ответ означает «да», то вы хлопаете в ладоши, а если «нет», то топаете ножками.

Осенью цветут цветы? -нет

Осенью растут грибы?- да

Туманы осенью плывут? - да

Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет

А букашки прилетают?- нет

Урожай все собирают?- да

Птичьи стаи улетают?- да

Солнце светит очень жарко? -нет

Можно детям загорать?- нет

Куртки, шапки надевать? - да

Часто, часто льют дожди?- да

С деревьев листья опадают? - да

Молодцы! Отвечали от души!

Осень умеет творить чудеса Раз, два, три… как листочки лети.

Физминутка. «Листики»

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер - полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Дети садятся за столы.

Воспитатель:

- А какие вы знаете осенние месяца?

Дети: (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель:

- А знаете, как осенние месяца назывались в старину? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины).

2. Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).

3. Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой). 

А сейчас послушайте стихотворение  Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила» – читает ребёнок.

Воспитатель:

- Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в своём произведении:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

- Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение Пушкина.

Помогут нам запомнить стихотворение рисунки.

«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка

-Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)

«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка

-Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.

«Короче становился день…» показ рисунка

Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…»
показ рисунка

Как это понять? Листья с деревьев в лесу  осыпаются, т.е. в лесу  листопад.

 «Ложился на поля туман…»

Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка

Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…»

Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)

Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем)

Дети читают стихотворение по цепочке.

Заключительная часть.

Осень благодарит детей. Спасибо, ребята, мне очень понравилось,  как много вы знаете об осени. Дарит листочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному - эстетическому воспитанию (аппликация) на тему : «Золотая осень»

Конспект занятия по художественному - эстетическому воспитанию (аппликация) на тему : «Золотая осень»...

конспект занятия по художественному творчеству в старшей группе на тему: "Осеннее дерево".

конспект занятия по художественному творчеству с использованием сочетания традиционных техник рисования с нетрадиционными...

Конспект занятия по "Художественно-эстетическому развитию" на тему "Звездное небо"

Конспект был разработан с целью научить детей передавать образ звездного неба посредством применения техники трафарет...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."

Непосредственно-образовательная деятельность по экологии в подготовительной группе "Уж небо осенью дышало..."...

Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»

Данный материал поможет не только опытным педагогам, но и молодым специалистам, студентам на практике провести открытое занятие по развитию связной речи детей посредством составления дидактического си...

Конспект занятия по художественно- эстетическому воспитанию в средней группе Аппликация " Осенний урожай"

Конспект занятия в средней группе по художественно - эстетическому воспитанию. Аппликация " Осенний урожай"...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование) в средней группе «Осенний лес»

Программные задачи:а) образовательные задачи: продолжать знакомить детей с кистью, красками, учить правильно, держать кисть и аккуратно пользоваться краской. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол,...