Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Данилова Людмила Мадисовна

Данный материал поможет не только опытным педагогам, но и молодым специалистам, студентам на практике провести открытое занятие по развитию связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_osen.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ № 60 «Иволга»

г. Набережные Челны РТ

Данилова Л.М., учитель-логопед,

Конспект открытого фронтального занятия в логопедической подготовительной к школе группе «Уж небо осенью дышало…» с использованием приёма «синквейн»

Цель: развитие связной речи детей посредством составления дидактического синквейна.

Задачи:

Коррекционно- развивающие:

- развивать зрительное и слуховое внимание, воображение и восприятие;

- развивать мимическую моторику, эмоционально - волевой сферу через использование элементов психогимнастики;

- обогащать и активизироать словарь;

- совершенствовать общую моторику;

- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;

- контроль над собственной речью.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к творческой и речевой деятельности;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Коррекционно - образовательные:

- расширить словарный запас детей по теме «Осень»;

- совершенствовать речевые навыки и умения;

- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

-упражнять детей в умении составлять рассказ-описание с использованием мнемосхем;

- подбор слов - определений, согласование существительных с прилагательным;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- подбирать слова - антонимы;

- продолжать учить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении текста синквейна;

- закреплять умения совместно составлять небольшой стих с использованием метода синквейна с опорой на алгоритм-модель.

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: мнемотаблица «Времена года», алгоритм-модель синквейна, мольберт, раскраски «Дары осени».

Словарная работа: синквейн.

Индивидуальная работа: упражнять в распространении предложений прилагательными – подгруппа детей.

Приемы: психогимнастика, игра «Подбери предмет», игра «Наоборот», игра «Клубочек», физминутка, мнемосхемы-картинки «Времена года», синквейн «Осень».

Предварительная работа: работа с алгоритм – моделью синквейна по пройденным темам.

Ход занятия:

Логопед: Ребята, давайте прогуляемся с вами в парке. Погода ясная, но солнышко чаще прячется за тучи, уже не так жарко греет. Везде на дорожках лежат желтые листочки («Ш-ш-ш»), ветер поднялся («В-в-в») и листочки закружились в танце (Дети кружатся). Вдруг пошел дождь («Д-д-д»). Нам дождь не страшен! У нас у всех есть … (Зонтики!) (Имитируют). Вот и закончился дождь! Опять пошли по дорожкам! («Хлюп-хлюп-хлюп»).

Ребята, посмотрите, на дорожке сидит маленький воробушек! (Показывают). Мокрый, взъерошенный, съежился весь, один клювик только торчит! Возьмите его на руки! Погладьте! Замерз весь! Согрейте его своим дыханием! Прижмите его к своему сердцу! Послушайте, как бьется его сердечко! Вот и согрелся наш воробушек! Отпустите его аккуратно на дорожку!

Логопед: Ребята, что вы почувствовали, когда помогли маленькому воробушку? (Ответы детей).

Логопед: Конечно, ребята, на душе стало спокойно, радостно! Молодцы! (Дети садятся на стульчики)

Логопед: Ребята, вспомните, пожалуйста, в какое время года мы гуляли в парке? (Осенью).

Логопед: По каким признакам вы догадались? (Осенью желтеют листья, идут дожди, птицы улетают на юг, начинается уборка урожая и т. д.).

Логопед: Ребята, а какое время года было до осени? После осени? Между летом и зимой?

Логопед. Перечислите осенние месяцы?

Дети. Первый месяц осени называется сентябрь, второй - октябрь, третий – ноябрь.

Логопед: Ребята, давайте поиграем с приметами осени.

Игра «Подбери предмет»

Логопед: Приходит (что?) -…  (полные ответы).

Плывут (что?) -…

Дует (что?) -…

Вянут (что?) -…

Опадают (что?) -…

Желтеют (что?) -…

Улетают (кто?) -…

Готовятся к зиме (кто?) -…

Моросит (что?) -…

Мокнет (что?) -…

Игра «Подбери признак»

Логопед: Осень, какая?

Дети: Золотая, ранняя, дождливая, поздняя, холодная, ветреная, разноцветная, капризная, щедрая…

Логопед: День осенью, какой?

Дети: Холодный, прохладный, пасмурный, ненастный, хмурый, солнечный, унылый, тёплый, дождливый…

Логопед: Небо осенью, какое?

Дети: Хмурое, пасмурное, серое, голубое, тусклое, холодное, осеннее…

Игра «Наоборот». Упражнение в подборе антонимов.

Логопед: Осень ранняя – поздняя

Птицы перелетные - зимующие

Урожай богатый - бедный

Дерево высокое – низкое

Лист широкий – узкий

Ствол толстый – тонкий

Деревья мокрые - сухие

Дорожка грязная – чистая

День осенью короткий – летом … длинный

Днем светло - ночью … темно

День солнечный – пасмурный

Время года холодное - теплое, жаркое

Облако белое - туча … черная

Погода хорошая - плохая

Игра «Клубочек». Распространение предложений прилагательными.

Логопед: Наступила осень. Наступила холодная, дождливая, поздняя осень.

Идет дождь. Идет холодный, мелкий, моросящий, дождь.

Дует ветер. Дует сильный, холодный, пронизывающий ветер.

Логопед: Ребята, как много вы знаете про осень! Вставайте! Прогуляемся в лес!

Физминутка

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

Логопед: Ребята, мы с вами повторили признаки и явления осени, а теперь давайте побудем писателями, и расскажем про осень, а помогут нам в этом схемы-картинки. (1-2 рассказа).

Логопед: Красивое время года осень! Много поэтов писало об этом золотом времени года. Мы тоже умеем сочинять стихи. Вспомните, как называются наши стихи? (Синквейн).

Логопед: Совершенно, верно! Посмотрите на нашу схему. Я предлагаю разделиться на 3 команды, и каждая команда сочинит свой стих про осень.

Логопед: Напоминаю алгоритм составления синквейна.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение (ассоциация с первым словом).

III. Итог занятия.

Логопед: Какие красивые стихи у вас получились! Молодцы, ребята! И осень вам тоже приготовила свои небольшие сюрпризы. Раскраски «Дары осени».

Логопед: Ребята, на это наше занятие закончилось. Скажите, пожалуйста, что вам запомнилось? Что показалось трудным? Чем бы вы занялись в следующий раз?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого психологического занятия-тренинга в подготовительной к школе группе.

Цель данного занятия-развитие коммуникативных умений и навыков у старших дошкольников....

Конспект открытого интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы на тему: «Незнайка в гостях у друзей».

Дать представление детям о том, что глаза являются одним из основных органов чувст человека; познакомить со строением глаза, его функциями, используя при этом метод эксперементирования....

конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы.

конспект музыкального занятия составлен с целью приобщения детей к творчеству великих русских композиторов, а так же, для закрепления понятий : темр, темп, ритм, динамика....

Конспект открытого фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: «Посуда. Продукты питания».

Конспект открытого фронтального занятия с детьми подготовительной к школе группы комбинированной направленности на тему: "Посуда. Продукты питания"....

Конспект открытого музыкального занятия для детей подготовительной к школе группы «Точка, точка, запятая»

Открытое музыкальное занятие для подготовительной группы на тему "Танцевально-игровая деятельносить как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"...