Тема: «Как я знакомлю детей с художественной литературой"
консультация по художественной литературе на тему

Швечкова Галина Николаевна

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой  как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и  интереса к книге.

Художественная литература развивает душу человека, учит его страдать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Тема: «Как я знакомлю детей с художественной литературой»

Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой  как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и  интереса к книге.

Художественная литература развивает душу человека, учит его страдать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает её правильной, чёткой, понятной, образной, красивой.

В наше время издано много книг для детей дошкольного возраста. Художественная книга для ребёнка - могучее средство коммуникативного воспитания: она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному  языку, будит детское воображение.

Об особенности языка детских книг говорил ещё Белинский: “Детские книги должны отличаться особенною легкостью, чистотою и правильностью языка… Книга должна быть написана просто, умело, без лишних потребностей, хорошим языком, события изложены  ясно, расставлены в перспективе, обличающей память, переданы с живостью и увлекательностью…”

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребёнку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить её.
Необходима систематическая целенаправленная работа по знакомству детей с художественной литературой (жанром прозы и поэзии, с содержанием сказок и рассказов, с их композиционными и языковыми особенностями). При этом использую словесные методические приемы в сочетании с наглядными : беседы после ознакомления  с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности; зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей (выборочное чтение); беседе о прочитанных ранее любимых детьми книгах; знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним; просмотр слайдов по литературным произведениям (возможен только поле знакомства с текстом книги); прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова.

Очень часто  объединяю произведения, принадлежащих к разным видам искусства

  • Чтение литературного произведения и рассматривание репродукции с картины известного художника
  • Чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой
  • Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала
  • Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки “Три медведя” сопровождается показом игрушек и действий с ними)
  • Настольный театр (картонный или фанерный)
  • Кукольный и теневой театр , фланелеграф

Выбор произведения обосновываю в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей  воспитательно – образовательной работы с детьми и времени года.

Тщательно готовлюсь к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание и эмоционально пережили прослушанное. С этой целью провожу литературный анализ текста.

Текст должен быть передан выразительно (основной тон, интонации, расстановка пауз, правильное произношение, хорошая дикция).

В предварительную работу входит и подготовка детей. С этой целью можно активизировать и личный опыт, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения.

Для чтения необходима спокойная обстановка, чёткая организация детей, соответствующая эмоциональная атмосфера. Чтению может предшествовать краткая вводная беседа (рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям). Интерес можно вызвать с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

 Во время чтения не следует отвлекать детей вопросами, дисциплинированными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам предлагаю выразить в рисунке, в театрализованной деятельности.

Значительное место в детском чтении занимает весёлая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а это связано с переживанием положительных эмоций. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевёртыши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в старшей группе. Тема « Детский звуковой журнал» Воспитатель: Е.В.Васильченко

Цель:  Закрепить понятие « журнал», познакомить детей с особенностями звукового журнала, активизировать детские творческие способности по созданию звукового журнала.Материал:различные детские жур...

Консультация на тему: «Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой

Консультация на тему:«Подходы в ознакомлении детей с художественной литературой...

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ. Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой для детей средней группы»

Сообщение из опыта работы на тему: « Организация книжного уголка в группах ДОУ.Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой»...