КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКЕ В. КАТАЕВА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) на тему

Подгорная Лариса Святославовна

Развивать мелкую моторику, логического мышление, закрепить знания

детей о временах года, развивать образное мышление. Подвести детей к

пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера

главной героини.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetik_-_semitsvetik.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД № 71»

КОНСПЕКТ РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ  ПО СКАЗКЕ

В. КАТАЕВА «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»

ПОДГОТОВИЛИ  ВОСПИТАТЕЛИ:

Подгорная Лариса Святославовна

                                     

Г. ВОРОНЕЖ 2013г.

Цель: развивать мелкую моторику, логического мышление, закрепить знания

детей о временах года, развивать образное мышление. Подвести детей к

пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера

главной героини.

Задачи:

  • Развивать логическое мышление, способность анализировать и

способность обобщать, посредством дидактической игры «Что сначала, что потом».

  • Развивать у детей способность анализировать и сопоставлять, посредством собирания целого изображения из частей
  • Развивать глазомер ,умение ориентироваться на листе бумаги  
  • Формировать представления о порядковом и количественном счете до

10  и сопоставлении двух множеств

  • Развивать у детей четкую дикцию посредством заучивания

«волшебных» слов. Обогащать словарный запас детей словами: «папанинцы», «запад», «восток», «северный полюс» , « вязанка», учить

понимать идею сказки передавать ее содержание через беседу, давать      полный ответ на поставленный вопрос, формировать умение в речи  передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки, эмоционально окрашивать речь. Воспитывать у детей способность

выслушать друг друга , не перебивая собеседника

  • Развивать творческие способности посредством изображения

«Цветика – Семицветика» в технике барельеф. Развивать образное

восприятие, эстетические чувства

  • Вызвать положительные эмоции при прослушивании музыкальных

произведений . («Музыка»);

  • Познакомить детей со сказкой В .Катаева «Цветик - Семицветик»,

воспитывать любовь к художественной литературе \

  • Формировать представления о верности и взаимопомощи членов

одной команды («Социализация»);

  • Развивать двигательную активность и мелкую моторику посредством

динамической паузы – самомассаж Су-Джок. Развивать быстроту, ловкость, воспитывать справедливость с помощью дидактической игры

«Собери вазу»

  • Формировать представления о безопасном поведении на улице.
  • Воспитывать у детей желание путешествовать, преодолевать препятствия, вести активный образ жизни.  Способствовать снятию физического и умственного напряжения при помощи динамической паузы и смены деятельности на занятии, отрабатывать правильное   речевое дыхание, используя  звуко - терапию и навыки самомассажа методом Су - Джок
  • Закрепить умение детей выполнять простые трудовые поручения,

наводить порядок на своем рабочем месте

Предварительная работа:

  • чтение русских народных сказок,
  • беседы по содержанию, пересказ сказок;
  •  рассматривание иллюстраций к произведениям.

 Оборудование:

 • мультимедийный проектор

 • компьютер

  • подушечки  для пола по количеству детей
  • магнитная доска на стойках с магнитами
  • жёлтые и простые карандаши по количеству детей
  • столы для детей 5 шт
  • стулья по количеству детей
  • карточки со схемами по количеству детей
  • сюжетные картинки «Времена года»
  • два обруча
  • плоскостные изображения ваз
  • белый картон с контуром цветка по количеству детей
  • массажер Су - Джок по количеству детей
  • салфетки
  • разноцветная коробка «посылка для феи»
  • цветной пластилин — 6 коробок
  • разноцветные  бумажные  лепестки  
  • три корзины.

Участники проведения: дети 6-7 лет, воспитатель, родители.

Ход образовательной деятельности:

Минута эмоционального настроя:

 Собрались все дети в круг,

 Я – твой друг, и ты – мой друг!

 Вместе за руки возьмемся

 И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Нам почтальон принес необычное

письмо. Показывает детям конверт. Давайте его откроем и прочитаем. Вскрываем конверт.

«Дорогие дети, пишет вам волшебница, у меня есть волшебная книга в

которой живут сказки, но сегодня одна из сказок исчезла…  Какая же? Я

не знаю! Помогите, пожалуйста, мне её вернуть!»

Воспитатель с детьми включаются в поиск исчезнувшей сказки, в разных

местах находят разноцветные лепестки, считают их и приходят к выводу, что

потерялась сказка Валентина Катаева «Цветик – Семицветик». Воспитатель

рассматривает лепестки и сообщает, что каждый лепесток хранит в себе

занимательные задачки. И мы с вами обязательно разгадаем тайну

волшебных лепестков.

Что бы выполнить задания необходимо внимательно смотреть и слушать

сказку.

Воспитатель: « Присаживайтесь поудобнее на волшебные подушечки,

мы будем читать сказку «Цветик-семицветик», в которой девочка Женя с

помощью волшебного цветка выполнила семь своих желаний.

Просмотр слайдов с иллюстрациями к сказки 1,2,3,4.

Воспитатель берет первый желтый лепесток и читает задание:

Дидактическое упражнение "Что сначала, а что потом?"

1.Ребята, послушайте предложение: К  Жене пристала незнакомая собака

после того, как она купила баранок. Подумайте и скажите, что было

раньше: Женя купила семь баранок или к ней пристала собака?

Дети: Сначала Женя купила баранки, потом к ней пристала незнакомая

собака.

2. Сколько всего и каких баранок должна купить Женя?

Дети: Женя должна купить 7 баранок. (Семь:  две – с тмином, две – с маком,

две – с сахаром, одну – маленькую розовую)

Воспитатель. Правильно. Раскрасьте связку баранок с нужным количеством

желтым карандашом.

3. Кто виноват в том, что Женя заблудилась?

Дети: Сама Женя.

 5. Сколько и каких лепестков было у цветика- семицветика?

Дети:  Семь разноцветных лепестков (желтый, красный, зеленый, синий,

 оранжевый, фиолетовый и голубой  ).

Воспитатель: продолжаем смотреть сказку .  Слайд 5. 

Воспитатель: Возьмем другой лепесток (красный).

Какого он цвета? Прочитаем новое задание.

Дидактическое упражнение "Собери вазу"

Воспитатель: Помните, как Женя разбила вазу?  

Дети: Женя захотела узнать ,сколько ворон полетело за окном.

У меня тоже есть разбитая ваза. Соберите все кусочки, чтобы ваза стала

целой. Для этого нам надо разделиться на две команды – одна команда будет собирать желтую вазу , а другая красную . Вот видите, чтобы

сделать что-то хорошее, надо просто постараться!

Мы с вами собрали красивые вазы для чудесных цветов. А вы хотите

превратиться в прекрасные цветы?

Релаксационное упражнение "Растение"

Воспитатель: (дети сидят на коленях на ковре). Представьте себе, что вы

маленькие семена самых прекрасных растений. Теплый луч солнца упал на

землю. Солнечный луч согрел семечко. Из семечка проклюнулся росток

(дети медленно поднимают вверх руки, соединенные стрелочкой). Из ростка

выросло прекрасное растение (дети встают на ноги, руками изображают

волну).  Каждый его листик нежится на солнышке, подставляя теплу и свету

каждую половинку, поворачиваясь вслед за солнышком.                  

Сообщение детям о том, если бы у них был волшебный «Цветик –

Семицветик»,  то какие бы желания они загадали? (ответы детей)

Просмотр слайдов 6,7.

Воспитатель: Возьмем синий лепесток. В нем очень интересное задание:

Летом Женя с друзьями играла в песочнице.

Но ей вдруг очень захотелось оказаться на Северном Полюсе. Вы помните

какие слова она говорила? Давайте вспомним:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг,

Как коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

И Женя оказалась на Северном Полюсе. А кого она там встретила? Давайте

представим что мы оказались на Северном Полюсе. Покажите каких

медведей она встретила – имитация поведения медведей.

Скажите, какое время года пропустила Женя? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, Женя пропустила Осень!

Воспитатель предлагает детям подойти к магнитной доске и найти картинку с изображением осени из серии «Времена года», объяснить свой выбор.

 Молодцы. А теперь продолжим слушать сказку.

Просмотр слайдов 8,9.

Воспитатель: Возьмем зеленый лепесток и выполним следующее задание.

- Ребята, скажите, что дети больше всего любят на свете?

Дети: Больше всего на свете дети любят игрушки.

Воспитатель: Послушайте загадки

Кто не ест душистый мед

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это — плюшевый... (медведь)

 Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть... (кубики)

 Рвутся вверх они, играют,

С тонкой нитки улетают.

Это радость детворы —

Разноцветные... (шары)

 По асфальту я скачу,

Через двор в траву лечу.

От друзей меня не прячь,

Поиграй-ка с ними в... (мяч)

  Эта мягкая игрушка —

Длинноухая зверюшка.

Ей морковку в лапку дай-ка,

Ведь игрушка эта — ... (зайка)

 Ядра в ствол ей заряжают

И в солдатиков стреляют.

Вот военная игрушка.

Догадались? Это... (пушка)

Просмотр слайдов 10,11.

На оранжевом лепестке следующее задание.

(Работа за столами).

У каждого из вас схема. Вы должны по этой схеме определить дорогу к

Цветику - семицветику.

Воспитатель: Все справились с заданием? Дорожка привела вас к цветку?

Фиолетовый лепесток предлагает нам игру: «Цветик – Многоцветик»

Скажите, если бы у цветка было 8 лепестков, как бы вы его назвали?

Дети: «Цветик – Восьмицветик».

Воспитатель: Если 9 лепестков? 10 лепестков?

Ответы детей.

Закрепить прямой и обратный счет до 10 и обратно.

Физическая минутка.

Воспитатель : Как вы считаете, пришло время зарядиться энергией для

выполнения остальных заданий? У меня есть магические кристаллы, которые

нам  в этом помогут.

Массаж Су – Джок шарами. (дети повторяют слова и выполняют действия с

шариком в соответствии с текстом)

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Остался последний голубой лепесток в нем творческое задание.

Творческое задание. «Изготовление «Цветика – семицветика» в технике

Барельеф».

Давайте мы смастерим цветик - семицветик. Будем раскрашивать его по

одному лепестку и вспоминать, как Женя использовала каждый из лепестков

(по очереди дети рассказывают).Раскрашивать мы будем не красками и

карандашами, а пластилином.

Нам потребуется: лист белого картона, цветной пластилин.

Пусть под рукой будет также влажная тканевая салфетка, чтобы можно было

вытереть руки ею в любое время.

Приступим!

Шаг 1. Возьмем белый плотный картон, на котором нарисован силуэт

Цветика-семицветика .

Шаг 2. Просим ребенка взять пластилин нужного цвета, оторвать от него

кусочек, скатать маленькую колбаску и прилепить на лепесток. Выполнять

нужно так, чтобы  не заходить за границы его контура.

Шаг 3. Из зеленого пластилина катаем колбаску и делаем из нее стебель.

Заключительная часть

Подведение итога

Воспитатель.

Ой, ребята, мы совсем забыли. Фея просила прислать потерянную сказку

 ей. А как можно это сделать? Давайте положим в почтовый ящик нашу

 отгадку, нужно обязательно написать адрес. А кто мне подскажет правильный

 адрес феи? (ответы детей).

     Посмотрите на Цветик - семицветик, который вы сами

разукрасили.  Заберите его домой.  Как только вам захочется помочь кому-

нибудь очень сильно, захочется совершить какой-нибудь добрый полезный

поступок, прикоснитесь к одному лепесточку и произносите волшебные

слова и у вас обязательно все получится! Не прикасайтесь к  лепесткам

просто так! Многое из того, что вы желаете, может случиться и без помощи

волшебства! Надо только постараться, потрудиться, заработать своими

добрыми, хорошими поступками!

Воспитатель загадывает первое свое желание, а дети вместе с ней произносят

волшебные слова.  Я хочу, чтобы дети были самыми добрыми, самыми

дружными, самыми умными, самыми честными, самыми заботливыми,

самыми любящими и самыми любимыми!

- Дети, кому понравилось сегодня  играть  с волшебным цветком возьмите себе на память красный лепесток, кто хотел бы ещё сюда придти – жёлтый лепесток, кому не понравилось здесь – синий цветок.

Используемая литература:

  • "Программа воспитания и обучения в детском саду". Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. издание 6 (2009 год)
  • Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации (сост. Соломенникова О.А.)
  • Методические рекомендации к "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.) Изд. 3-е, испр., доп.
  • "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", издание 2010 год
  • Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет (под ред. док.пед.наук, проф. Комаровой Т.С.) Издат-во: Мозаика-Синтез
  • Игры и игровые упражнения по развитию речи: Пособие для практических работников ДОУ. Серия: Дошкольное воспитание и развитие. Швайко Галина Издательство: Айрис Пресс (2008).
  • Детское художественное творчество. Методическое пособие для работы с детьми 2-7 лет Комарова Т. С.
  • Занятия по развитию речи в детском саду Автор: О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Ф.И. Максаков и др. Издательство: Совершенство (1998)
  • Помораева И.А., Позина В.А.Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Помораева И.А., Позина В.А. Издат-во: Мозаика-Синтез
  • Дыбина О.В. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Издат-во: Мозаика-Синтез
  • Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ АРКТИ,2006
  • Т.Н.Яковлева Пластилиновая живопись. Методическое пособие. Москва 2010
  • Т.Е.Иванова Занятия по лепке в детском саду. Методическое пособие
  • Москва 2010
  • О.Ю.Тихомирова Пластилиновая картинка Москва Мозаика – Синтез 2010
  • Умственное воспитание детей дошкольного возраста \ Под ред.Н.Н.Поддьякова, Ф.А.Сохина – М. Просвещение, 1984.
  • Сенсорное воспитание в детском саду .Под ред. Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой – М.Просвещение, 1981


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста тема "Путешествие по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик".

На развивающем занятии дети повторили сказки которые проходили в младшем и среднем возрасте. Познакомились с новой сказкой. Узнали что сказки бывают народные и авторские. Дети охотно пересказывалиизве...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Ребята и зверята».

Цели: развитие способностей к эмпатии, эмоциональной рефлексии,  развитие навыков конструктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности....

конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по полоролевому воспитанию

На занятии с детьми педагог-психолог предлагает практические ситуации для самостоятельного разрешения, возможно коллективное обсуждение вопросов, связанных с личным опытом детей. В процессе выполнения...

конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проекта по полоролевому воспитанию "Самые лучшие друзья человека"

Разговор с детьми педагог-психолог ведет из информативной в морально-нравственную плоскость. Обращаясь к коммуникативному опыту детей, педагог-психолог обсуждает различные ситуации нравственного харак...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Волшебный песок"

Цель: развитие эмоционально-волевой сферы воспитанников старшего дошкольного возраста через использование песочной терапии.Задачи:Снизить эмоциональное напряжение; создать положительное эмоционал...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста по комплексному методу эйдетика «Образы и ассоциации»

Конспект развивающего занятия с детьмистаршего дошкольного возрастапо комплексному методу эйдетика «Образы и ассоциации»...

Конспект развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Семейный бюджет и расходы семьи» Воспитатели МБДОУ «Детский сад №16 г.Красноармейска Саратовской обл.» Бушмакина Е.Н.; Юдина А.Г.

Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратков...