Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) на тему

Симбирцева Дарья Алексеевна

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon chtenie-hudozhestvennoy-literatury.ppt2.99 МБ
Файл opyt_raboty.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14» Презентацию подготовила: воспитатель Симбирцева Дарья Алексеевна ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2

«Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» В.Г.Белинский «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.

Слайд 3

1 2 ЦЕЛЬ: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.

Слайд 4

Задачи: уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей; развивать связную речь, ее выразительность; через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание к друг другу, дать представление об этических нормах; учить детей правильному и бережному отношению с книгой; увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей.

Слайд 5

МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ЧИТАТЕЛЯ- ДОШКОЛЬНИКА Испытывает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение в процессе чтения Задает вопросы после прочтения или просмотра детской книжки. Соотносит поступки героев с поступками окружающих Умеет самостоятельно работать с книгой Улавливает ритм повествования Обращается часто к текстам литературных произведений Внимателен в моменты чтения педагога, во время ННОД или в режимные моменты

Слайд 6

фотографический материал

Слайд 7

Знакомство с книгой

Слайд 8

Рассматривание иллюстраций

Слайд 9

Рисуем обложку книжке

Слайд 10

Оформление книжного уголка

Слайд 11

Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»

Слайд 12

спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»

Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка»

Симбирцевой Дарьи Алексеевны

Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста

«Чтение — это окошко, 

через которое дети  видят 

и познают мир и самих себя»

В.А.Сухомлинский

Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.

Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Задачи:

  • уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
  •  развивать связную речь, ее выразительность;
  •  через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание к друг другу, дать представление об этических нормах;
  •  учить детей правильному и бережному отношению с книгой;
  •  увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей.

На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова - сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.

В средней группе детского сада я, прежде всего, продолжаю учить детей:

1. Слушать чтение воспитателя художественной литературы;

2. Оценивать поступки главного персонажа;

3. Пересказывать близко к тексту сказки, короткие рассказы;

4. Рассматривать иллюстрации в книге, рассказывать об их содержании;

5. Связывать события, происходящие в произведении;

6. Соотносить жизненный опыт с событиями художественного произведения;

7. Выражать свои впечатления о прочитанном;

8. Заучивать стихи, потешки;

9. Бережно относиться к книгам.

Но для детей дошкольного возраста очень сложно воспринимать литературу на слух. Они ещё не всегда могут ясно и чётко изложить свои мысли относительно прочитанного произведения. Чтобы удержать внимание, сохранить эмоциональный настрой к художественному произведению я использую различные Приёмы:

- выразительное чтение,

- пояснения,

- вопросы,

- дидактические игры,

- обыгрывание сюжетов,

- рассматривание иллюстраций,

- заучивание стихов или отрывков и т. д.

Положительное влияние на усвоение литературного произведения оказывает предварительная работа, так как она делает текст более понятным и доступным детям. Например: за несколько дней до занятия, посвящённого чтению стихотворной сказки Чуковского "Мойдодыр ", предлагаю детям рассмотреть иллюстрации с изображением умывальника, мыла, полотенца, таза, умывающихся котят, паучков, Тотоши и Кокоши, грязнули. Беседуем о предметах гигиены, об их назначении. Во время чтения произведения на занятии дети радуются встрече со знакомыми персонажами, внимательно слушают текст, охотно беседуют по его содержанию, отвечают на вопросы. В заключении можно предложить детям запись с песней Мойдодыра.

После чтения помещаю книжку в групповой книжный уголок, чтобы дети ещё раз могли рассмотреть её, обсудить или рассказать друг другу по иллюстрациям о событиях, произошедших в произведении.

Так же можно через какое-то время предложить детям инсценировать запомнившийся отрывок, провести дидактические игры "Доскажи ", "Угадай, кто это сказал ".

Так как интерес у детей к книге разный, привить любовь к художественному слову помогает индивидуальная работа. В таком случае применяю различные игровые приёмы. Например: предлагаю ребёнку рассмотреть игрушку. Спрашиваю, в какой книжке, которую мы недавно читали, живёт такая же, прошу принести её из книжного уголка, рассматриваем в ней иллюстрации, вспоминаем события или заново читаем.

Программные произведения имеют большое воспитательное значение для детей. Они способствуют развитию у них мышления, фантазии, вызывают стремление быть добрыми, справедливыми, честными и храбрыми, учат дружить и любить Родину. И здесь многое зависит от нас, воспитателей, от нашего умения преподнести содержание текста детям ярко и образно, чтобы дети прочувствовали смысл произведения, сопереживали, восхищались или осуждали поступки персонажей.

Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою сопутствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение и возмущение. А, умело переданный при чтении юмор, радует детей, вызывает смех.

Большое внимание уделяю литературным развлечениям. Это и показы кукольных и настольных театров, и чтение стихов, и викторины, и обыгрывание каких-либо сюжетов.

Привить любовь к книге - это значит, не только с интересом слушать её содержание, но и бережно обращаться с ней. Положительное влияние на детей в этом оказывает так называемый "Книжный день ". В книжном уголке вместе с детьми мы "лечим " пострадавших, то есть подклеиваем надорванные страницы и корешки книг, стираем загрязнения. Время от времени меняю и пополняю книжный репертуар.

Родители тоже не остаются без внимания. Регулярно помещаю в папку "Советы родителям " рекомендации по чтению детской художественной литературы. Советую выбирать книжки с яркой обложкой и интересными иллюстрациями.

Подобную работу с учётом возрастных особенностей буду продолжать и дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»

«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...

Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)

предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы  и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...

Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»

Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...

"Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"

Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста ( из опыта работы)....

«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»

Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...