Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка» Симбирцевой Дарьи Алексеевны "Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
методическая разработка по художественной литературе (средняя группа) на тему
Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie-hudozhestvennoy-literatury.ppt | 2.99 МБ |
opyt_raboty.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон» В.Г.Белинский «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» В.А.Сухомлинский Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
1 2 ЦЕЛЬ: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
Задачи: уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей; развивать связную речь, ее выразительность; через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание к друг другу, дать представление об этических нормах; учить детей правильному и бережному отношению с книгой; увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей.
МОДЕЛЬ АКТИВНОГО ЧИТАТЕЛЯ- ДОШКОЛЬНИКА Испытывает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение в процессе чтения Задает вопросы после прочтения или просмотра детской книжки. Соотносит поступки героев с поступками окружающих Умеет самостоятельно работать с книгой Улавливает ритм повествования Обращается часто к текстам литературных произведений Внимателен в моменты чтения педагога, во время ННОД или в режимные моменты
фотографический материал
Знакомство с книгой
Рассматривание иллюстраций
Рисуем обложку книжке
Оформление книжного уголка
Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»
спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МКОУ ШР «Начальная школа – детский сад №14»
Опыт работы воспитателя средней группы «Ёлочка»
Симбирцевой Дарьи Алексеевны
Чтение художественной литературы в работе с детьми среднего дошкольного возраста
«Чтение — это окошко,
через которое дети видят
и познают мир и самих себя»
В.А.Сухомлинский
Книга - могучее средство воспитания. Дети, слушая художественное произведение, верят всему, что в нём происходит, волнуются за героев, радуются их успехам, печалятся неудачам. У них вырабатывается свой взгляд на взаимоотношения людей, на явления окружающей действительности. Развивается познавательный интерес, формируются нравственные качества, дружеские взаимоотношения.
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Задачи:
- уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей;
- развивать связную речь, ее выразительность;
- через художественную литературу и их иллюстрации воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, справедливость, внимание к друг другу, дать представление об этических нормах;
- учить детей правильному и бережному отношению с книгой;
- увеличить степень участия родителей в развитии речи, формировании книжной культуры детей.
На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова - сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.
В средней группе детского сада я, прежде всего, продолжаю учить детей:
1. Слушать чтение воспитателя художественной литературы;
2. Оценивать поступки главного персонажа;
3. Пересказывать близко к тексту сказки, короткие рассказы;
4. Рассматривать иллюстрации в книге, рассказывать об их содержании;
5. Связывать события, происходящие в произведении;
6. Соотносить жизненный опыт с событиями художественного произведения;
7. Выражать свои впечатления о прочитанном;
8. Заучивать стихи, потешки;
9. Бережно относиться к книгам.
Но для детей дошкольного возраста очень сложно воспринимать литературу на слух. Они ещё не всегда могут ясно и чётко изложить свои мысли относительно прочитанного произведения. Чтобы удержать внимание, сохранить эмоциональный настрой к художественному произведению я использую различные Приёмы:
- выразительное чтение,
- пояснения,
- вопросы,
- дидактические игры,
- обыгрывание сюжетов,
- рассматривание иллюстраций,
- заучивание стихов или отрывков и т. д.
Положительное влияние на усвоение литературного произведения оказывает предварительная работа, так как она делает текст более понятным и доступным детям. Например: за несколько дней до занятия, посвящённого чтению стихотворной сказки Чуковского "Мойдодыр ", предлагаю детям рассмотреть иллюстрации с изображением умывальника, мыла, полотенца, таза, умывающихся котят, паучков, Тотоши и Кокоши, грязнули. Беседуем о предметах гигиены, об их назначении. Во время чтения произведения на занятии дети радуются встрече со знакомыми персонажами, внимательно слушают текст, охотно беседуют по его содержанию, отвечают на вопросы. В заключении можно предложить детям запись с песней Мойдодыра.
После чтения помещаю книжку в групповой книжный уголок, чтобы дети ещё раз могли рассмотреть её, обсудить или рассказать друг другу по иллюстрациям о событиях, произошедших в произведении.
Так же можно через какое-то время предложить детям инсценировать запомнившийся отрывок, провести дидактические игры "Доскажи ", "Угадай, кто это сказал ".
Так как интерес у детей к книге разный, привить любовь к художественному слову помогает индивидуальная работа. В таком случае применяю различные игровые приёмы. Например: предлагаю ребёнку рассмотреть игрушку. Спрашиваю, в какой книжке, которую мы недавно читали, живёт такая же, прошу принести её из книжного уголка, рассматриваем в ней иллюстрации, вспоминаем события или заново читаем.
Программные произведения имеют большое воспитательное значение для детей. Они способствуют развитию у них мышления, фантазии, вызывают стремление быть добрыми, справедливыми, честными и храбрыми, учат дружить и любить Родину. И здесь многое зависит от нас, воспитателей, от нашего умения преподнести содержание текста детям ярко и образно, чтобы дети прочувствовали смысл произведения, сопереживали, восхищались или осуждали поступки персонажей.
Положительный герой требует тёплого, доброжелательного отношения читающего, ласковых, одобрительных интонаций. Отрицательному герою сопутствуют сухие, неприязненные интонации, передающие осуждение и возмущение. А, умело переданный при чтении юмор, радует детей, вызывает смех.
Большое внимание уделяю литературным развлечениям. Это и показы кукольных и настольных театров, и чтение стихов, и викторины, и обыгрывание каких-либо сюжетов.
Привить любовь к книге - это значит, не только с интересом слушать её содержание, но и бережно обращаться с ней. Положительное влияние на детей в этом оказывает так называемый "Книжный день ". В книжном уголке вместе с детьми мы "лечим " пострадавших, то есть подклеиваем надорванные страницы и корешки книг, стираем загрязнения. Время от времени меняю и пополняю книжный репертуар.
Родители тоже не остаются без внимания. Регулярно помещаю в папку "Советы родителям " рекомендации по чтению детской художественной литературы. Советую выбирать книжки с яркой обложкой и интересными иллюстрациями.
Подобную работу с учётом возрастных особенностей буду продолжать и дальше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
опыт работы на тему:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Из опыта работы воспитателя подготовительной группы Гуть Натальи Викторовны по теме: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через художественно - конструктивную деятельность"
Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой м...
Презентация опыта работы на педсовете ДОУ "Художественная литература в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"
https://yadi.sk/i/vG0_z42pqa8ue (ссылка на презентацию)...
Перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик (старший дошкольный возраст)
предлагаю вашему вниманию перспективный план работы по подбору художественной литературы и дальнейших культурных практик. Этот план поможет организовать образовательный процесс на основе со...
Консультация с сообщением опыта работы «Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста»
Ярко и образно говорится в народном творчестве о труде. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений, загадок, пословиц. Своей эмоциональностью, о...
"Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)"
Художественная литература в формировании словаря детей младшего дошкольного возраста ( из опыта работы)....
«Образовательный проект в группе старшего дошкольного возраста 5-6лет. «Мои любимые писатели. Н. Н. Носов. В. А. Осеева». Формирование интереса к художественной литературе и чтению с детьми старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст – лучший период время для знакомства и изучения стилистики написания детской литературы.Удивление, впечатления, неприятия поступков некоторых героев, восхищение и осуж...