Значение художественной литературы в воспитании старших дошкольников.
консультация по художественной литературе на тему

Дихтяренко Юлия Александровна

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место.Поддержание активного интереса старших дошкольников к книге,развитие любви к ней и любознательности - важнейшая задача в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_hud.liter_.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

          Значение художественной литературы в воспитании старших дошкольников.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

     Задачи ознакомления старших дошкольников с художественной литературой можно сформулировать следующим образом:

  1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
  2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке.
  3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
  4. Расширение словаря, формирование грамматически правильной, осмысленной связной речи.
  5.     Формирование умений драматизировать и инсценировать художественные произведения, развитие словесного творчества.

Ребенок самостоятельно не пристрастится к книге. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый. Основной задачей взрослого является привитие любви к художественному слову, уважения к книге: каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить маленького слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

 Каждый литературный жанр, с которым мы знакомим детей, по своему влияет на развитие  дошкольников.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи.

В старшем дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное значение слов и словосочетаний. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам ребёнка, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека .

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста — перевертыши, небылицы.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведенийметодику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представленийна перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Основными методами работы с художественной литературой в дошкольном образовательном учреждении являются следующие:

Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Необходимо не допускать, так называемого  «механического» чтения, исключающее работу по содержанию.  

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств.

Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.Родителям некогда  любить, некогда воспи...

Значение художественной литературы в воспитании детей

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа....

Аналитическая справка по итогам тематической проверки на тему «Значение художественной литературы в воспитании дошкольников через театрализацию»

Цель контроля:·         Использование методов и приемов для  развития у детей интереса к театрализованным играм;·...

Значение художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

     Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Проце...

Консультация для родителей на тему: «Значение художественной литературы в воспитании личности ребенка».

Консультация для родителей на тему:  «Значение художественной литературы в воспитании личности ребенка»....

Статья " Значение художественной литературы в воспитание ребенка"

Рассказываетя, о значение литературы в воспитании ребенка....