Проект для подготовительной группы "По страницам наших сказок"
проект по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Вид проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный проект, 2 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель.
Возраст детей: 6-7 лет.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как только малыш научится читать сам, облегченно вздыхают. Ни для кого не секрет, что многие дети вырастают, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. Большую часть своего свободного времени дети, и их родители проводят у телевизора или компьютера, в связи с этим, замедляется процесс чтения, теряется интерес к книге. Чтение же художественной литературы имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. От того как дети понимают содержание прочитанного, умеют бегло и выразительно читать, анализировать поступки героев, делать выводы, зависят их успехи в обучении.
Начав интересоваться книгой, ребенок попадет в совершенно другой мир – увлекательный, красочный, интересный, который подарит ему множество открытий и находок. Любовь к чтению и книге – это любовь на всю жизнь, поэтому очень важно поощрять первые успехи дошкольника в чтении, рассказе, стимулировать его интерес к слову и хорошим произведениям.
Книжка – малышка, сделанная дошкольниками, позволит поднять интерес к художественной литературе, даст понимание важности книги в жизни человека и повысить самооценку детей за свой труд.
Книжка-малышка- это и развлечение, и времяпрепровождение с ребёнком, а также обучение.
Самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чём не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая им необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы позволяют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.
Гипотеза: Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.
Проблема:
Трудности формирования у детей связной речи, последовательности рассказа о событиях своей жизни, способности пересказа литературных произведений, составления рассказов по картине и серии картинок, составления описательных рассказов. Слабо развиты творческие способности детей.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к книгам, а также любовь к русским народным сказкам; развивать у детей устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи:
1.Повысить у детей интерес к самостоятельной читательской деятельности.
2.Формировать умение планировать процесс изготовления книжки – малышки.
3.Расширить представление детей о сказках.
4.Развивать у детей умение самостоятельно отбирать интересующую литературу.
5.Развитие мелкой моторики рук.
6.Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности.
7.Воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
8.Воспитывать культуру речи.
9.Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
10.Воспитание эстетического вкуса.
Планируемые результаты:
1. Повышение эффективности работы по развитию связной речи детей.
2. Обогащение словарного запаса детей.
3. Использование детьми в своей речи элементов русского фольклора, сравнений, метафор, эпитетов и других средств образной выразительности.
4. Умение играть в дидактические и настольно-печатные игры, разгадывать и составлять свои загадки, разгадывать кроссворды и ребусы по русским народным сказкам.
5. Применение полученных знаний, умений и навыков в творческой деятельности (создание книжки-малышки).
Продукт проекта: Книжка-малышка по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди».
Ожидаемые результаты по проекту:
- развитие интереса детей к русским народным сказкам;
-закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
-воспитание чувства дружбы и коллективизма;
- получить эмоциональный отклик от своей работы;
- пополнение книжного уголка книжками-малышками, сделанными своими руками.
1 этап Подготовительный
-вызвать интерес детей к выбранной теме проекта;
-предложить детям принести в группу из дома книги слюбимыми русскими народными сказками;
-рассматривание иллюстраций к русским народным сказам «Колобок», «Заюшкина избушка», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», «Гуси-лебеди»;
-оформление книжного центра в группе;
-подбор наглядно-дидактического материала.
2 этап Основной
-реализация плана проекта с детьми;
-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;
-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанным сказкам;
-беседа с детьми «Что такое сказка?»;
-проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
-отгадывание загадок по сказкам;
-создание картотеки русских народных сказок;
-создание книжки-малышки;
-драматизация сказок.
3 этап Заключительный
-подведение итогов проектной деятельности;
-рассказывание сказок по своим книжкам детям во второй младшей группе;
-театрализация сказок.
Результат:
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а также способствовала возникновению интереса и желания у детей принять участие в проекте «По страницам наших сказок»; сблизила детей и педагогов нашей группы.
Список используемой литературы:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005. -№4.
3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012г.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
5. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». -М.: АРКТИ, 2004.
Приложение №1
Конспект занятия
«По страницам наших сказок»
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие»: владение речью как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной диалогической и монологической речи, развитие понимания на слух текстов различных жанров литературы.
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»: Усвоение норм, принятых в обществе (при встрече необходимо здороваться), развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости.
«Художественно - эстетическое развитие»: Восприятие художественнойлитературы, фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
«Физическое развитие»: Развитие двигательной активности; сохранение и укрепление физического здоровья.
«Познавательное развитие»: Формирование познавательных действий, развитие познавательной мотивации, воображения.
Предпосылки учебной деятельности:
- умение слышать и слушать.
Предварительная работа:
1. Чтение русских народных сказок.
2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
3. Обыгрывание сказки «Волк и семеро козлят» с помощью настольного театра.
4. Разгадывание загадок.
5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».
Оборудование:
1. Волшебный клубочек.
2. Чудо - дерево
3. Настольный театр по сказке «Колобок»; «Репка»; «Теремок»
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)
Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.
Основная часть.
Воспитатель:
В гости сказочка идет
Она встречи с вами ждет
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:
В круг скорее становитесь
Крепко за руки держитесь
Раз, два, три, четыре, пять
Сказку будем начинать.
Сюрпризный момент:
Открывается дверь, появляется волшебный клубок.
Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.
(Воспитатель бросает волшебный клубок, клубок катится к героям сказки «Колобок»)
Воспитатель: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.
Загадка:
В сказочке живет
Он не ёжик и не кот,
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Воспитатель:
Вижу, сказку вам читали,
И героя все узнали.
Воспитатель показывает детям героя сказки, колобка
Непоседе-Колобку
Стыть бы на окошке,
Но решил он: «Убегу,
Разомнусь немножко».
Воспитатель: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с воспитателем поют песенку и выкладывают на панно героев сказки).
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, вы вспомнили сказку и правильно всех расставили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.
Пальчиковая гимнастика
1. Жили-были дед да баба
На поляне у реки.
(Стучим кулачком о кулачок.)
2. И любили очень-очень
На сметане колобки.
(Сжимаем, разжимаем кулачки.)
3. Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
(Встряхиваем кисти рук.)
4. Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
(Трем ладошки.)
5. Вышел ровный, вышел гладкий,
Не соленый и не сладкий.
(Гладим поочередно руки.)
6. Очень круглый, очень вкусный,
Даже есть его мне грустно.
(Хлопаем в ладоши.)
(Воспитатель или ребёнок бросает волшебный клубок, клубок катится к столу, на котором оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь»)
Игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)
Цель: развитие зрительного внимания.
Воспитатель: а сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.
Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали? (Репка)
Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д.» (рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра). Молодцы!
Игра: «Узнай сказку» (по отрывку)
Цель: развитие слухового внимания
Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки (воспитатель читает отрывок по сказке «Маша и медведь», дети отгадывают.)
Воспитатель:
Все минуточку вниманья!
Сказку я хочу начать…
Этой сказочки названье
Поспешите отгадать.
Воспитатель:
Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! (Маша и медведь)
Воспитатель: Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат
Физ.минутка«Медвежата в чаще жили»
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)
Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.
(Воспитатель бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, подходят к дереву, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).
Воспитатель:
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
А мешочки на нём,
А мешочки на нём,
Словно яблоки!
Воспитатель: Посмотрите-ка, ребята, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло.
Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку, загадывает видео-загадки, дети отгадывают и достают из мешочков героев сказки «Теремок»
Загадки:
1. Живёт в норке,
Грызёт корки,
Маленькие ножки,
Боится кошки. (мышка)
2. Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка,
Кто это? (лягушка).
3. Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык (заяц)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный (волк)
5. Рыжая плутовка,
Хитрая, да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала (лиса)
6. Зимой спит,
Летом улья ворошит (медведь)
Воспитатель: Каждый зверь хорош по-своему. Ребята, а в какой сказке живут эти звери?
Дети. «Теремок».
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель:
Вот под кустиком зверек.
Длинноухий: скок да скок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (воспитатель показывает зайчика)
Дети. Зайчик.
Воспитатель: Ребята, а наш зайчик сидит и плачет, покажите, как зайчик плачет? (дети изображают плачущего зайчика). Кто обидел зайчика, давайте узнаем.
Воспитатель:
Как настали холода,
Дом слепила изо льда.
Грело солнце день за днём
И растаял этот дом.
Выгнала она косого
Из домишка лубяного.
Но пришёл петух с косой —
Снова в домике косой.
Кто в далёкие леса
Навсегда ушла? ... (лиса)
Воспитатель. Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? Как она называется?
Дети. «Заячья избушка».
Воспитатель.
Эта сказка вам знакома?
Кто лису прогнал из дома? (Петушок)
Воспитатель.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случится,
Наша сказка впереди.
Игра «Собери сказку»
- Цель: развитие мелкой моторики; целостного восприятие.Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш клубочек, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.Мы по сказке походили,В ней все круто изменили (идут на месте)Мы ногами топали, (топают)Мы в ладоши хлопали (хлопают)Будут в сказке помнить нас.Наклонились мы на «раз», (наклонились)На «два» поднимались, (выпрямились)Всем улыбались (улыбнулись)И опять потопали (топают)И ручками похлопали (хлопают)Вот какие молодцы,Вот какие удальцы! (руки на пояс) Заключительная часть.Воспитатель: Наш клубочек отдохнул и может показать нам дорогу обратно.(Звучит русская народная мелодия, дети идут за клубочком)Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы. А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей). А сейчас вы можете нарисовать сказку, которая вам больше всего понравилась (на столах лежат листы белой бумаги, карандаши, краски - на выбор детей). На этом наше занятие закончено. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) «Герои наших сказок»
Цель: развитие умения у детей узнавать знакомые сказки; развитие внимания, мышления, креативных способностей детей....
Конспект занятия «Путешествие по страницам наших сказок»
Конспект занятия «Путешествие по страницам наших сказок» Программное содержание: 1. Продолжать формировать представление детей о героях знакомых сказок, умение называть их. Развивать память,...
Краткосрочный проект День здоровья «По страницам знакомых сказок» средняя группа
Краткосрочный проектДень здоровья «По страницам знакомых сказок»средняя группа...
Исследовательский проект в подготовительной группе «По дорогам сказок»
Проект «По дорогам сказок», в подготовительной группе Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Воспитанники г...
Беседа по развитию речи "По страницам наших сказок"
Основные задачи: - Расширить представления детей о видах сказочного жанра;- Продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок;- Развивать умение делать обобщения, простейшие умозаключен...
Проект в подготовительной группе. "По страницам наших сказок"
Актуальность: Огромное значение в жизни человека имеет книга. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. Пока ребенок маленький родители читают ему книги, а как тольк...
Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей» проект (подготовительная группа)
Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»проект (подготовительная группа)...