Педагогический опыт "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему

Макуха Наталья Валентиновна

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,  работающим  с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_makuha_n._v.docx292.84 КБ
Файл prilozhenie.docx2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт

 по теме

«Формирование интереса и любви дошкольников к художественной литературе в современных условиях»

Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения интереса и любви к художественной литературе сегодня актуальна как никогда. К сожалению, в наш век новых информационных технологий роль художественной литературы изменилась, любовь к чтению стала падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают художественной литературе другие источники информации: телевидение, видео продукцию, компьютер, которые поглощают ребенка, завоевывают заветные уголки его сознания и души. Техника (аудио, видео, компьютерная), дающая готовые слуховые и зрительные образы и  особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к художественной литературе. Плоды этого мы начинаем пожинать уже сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и не отрицать все то, что электронный мир таит в себе. Как помочь малышу полюбить художественную литературу, чтобы он  стал ее пленником на всю жизнь?

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

И это одна из причин того, что  подтолкнула меня на работу над  этой проблемой, которая легла в основу моего педагогического опыта.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

В дошкольный период ребенок в основном еще является слушателем книги, а не читателем. Слово «читатель» по отношению к ребенку дошкольнику условно. Поэтому роль взрослых в его приобщении к художественной литературе особенно важна. От взрослых в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Одним из условий формирования педагогического опыта является системный подход, который позволяет обеспечить определенный уровень, как общего развития ребенка, так и его художественных интересов.

На занятиях, во время игр и режимных моментов создаются условия для воспитания у ребенка личных качеств, самостоятельности, активности, внимания, дети учатся анализировать и рассуждать, то есть развивается речь ребенка. Эти умения составляют основу успешного поступления в начальную школу.

Главное требование к занятиям – доступность и привлекательность.

Основная цель педагогического опыта «Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях»:

Формирование интереса и любви к художественной литературе, потребности чтения книг у дошкольников.

Задачи:

  1. Приобщение дошкольников к художественной литературе (книге);
  2. Расширение круга читательских интересов дошкольников;
  3. Воспитание разностороннего, грамотного «читателя»;
  4. Повышение эффективности работ по приобщению детей к художественной литературе (книге) во взаимодействии с семьями воспитанников.

Основные условия, при которых наиболее эффективно формируется интерес к художественной литературе:

  1. Родители и педагоги являются партнерами в формировании любви и интереса к художественной литературе;
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  3. Учет социально-культурных условий, в которых проживает ребенок;
  4. Систематичность, выразительность организации чтения.

Теоретическая база опыта.

Еще Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души..»

Ценность художественных произведений заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего,  рассказы, стихи, сказки являются для маленького ребенка, одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. Произведения художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое восприятие ребенка. В. Г. Белинский называл эстетическое чувство источником всего прекрасного, великого. А. М. Горький неоднократно говорил о большом влиянии художественной литературы на развитие языка ребенка. Проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской,  Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В. В. Шевченко и др., в современных образовательных программах.

Технология опыта.

Вводят ребенка в мир книги, прежде всего, родители, так как со своей первой книгой ребенок встречается дома, сидя на коленях у мамы. Поэтому я начала работу по данной проблеме с опроса и анкетирования родителей.

В результате выяснилось:

  1. Родители не так часто покупают детям книги (основной подарок – это игрушки, сладости, мультфильмы).
  2. Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени).
  3. Предпочтение отдают ТВ-программам, мультфильмам, компьютерным играм.

 Из опроса и анкетирования выяснилось, что необходима в первую очередь работа с родителями.

Эту работу я начала с круглого стола, тема: «Чтение начинается с колыбели», где обсуждали проблемы развития интереса и любви к книге. Провела встречи в семейном клубе «У очага» на темы: «Ребенок в информационном пространстве», консультацию «Что, как читать малышу». Оформила информационный стенд, где родители могут познакомиться с рекомендованной детской литературой для домашнего чтения. Постоянно действует рубрика «Новинки детской литературы», знакомящая родителей с новыми детскими книжными изданиями, ежедневно выпускаются информационные листы: «Что читать детям в группе», «Поучите вместе с нами» и другие; папки-передвижки: «Организация детского чтения в семейных условиях».

.        Провела конкурс мини-сочинений: размышления родителей на тему: «Телевизор, компьютер, книга и ребенок».

        Совместно с родителями оформили выставку детских рисунков «Иллюстрации к моей любимой книге».

        Выпустили книжки-самоделки, авторами которых были воспитатели, дети, родители, а также вместе с детьми посетили детскую библиотеку.

        В группе совместно с родителями создали книжный уголок. Приобрели произведения детской литературы. Постоянный книжный фонд составляют программные произведения, рекомендованная для совместного чтения литература, детская энциклопедическая литература, любимые книги детей, есть книжки-раскраски, книжки-самоделки и другие. Здесь дети с удовольствием рассматривают, исследуют, изучают книги, делают зарисовки понравившихся сюжетов.

Работу с детьми  строю  с учетом как общедидактических принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности, развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания разных областей знаний и деятельностей, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми).

В своей работе использую различные методы:

  • Информативно – рецептивный метод
  • Словесный метод 
  • Репродуктивный метод 
  • Эвристический

В рамках реализации педагогического опыта,  использую разнообразные формы работы с детьми:

-занятия

-дидактические игры, направленные на формирование интереса к художественной литературе

- выставки (групповые, индивидуальные, коллективные)

- конкурсы

-экскурсии

 - рассматривание иллюстраций, книг.

        Систему работы по ознакомлению детей с произведениями детской художественной литературы строю на основе ритмичного чередования чтения произведений разных жанров -  рассказов, сказок, стихотворений, энциклопедических статей. Продолжительность цикла одна неделя.

        Например: первая неделя – чтение детям народных и авторских сказок, таких как «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси - лебеди», драматизация небольших произведений или отрывков из сказок «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок» на новый лад и т.д.

Вторая неделя – чтение стихотворений: лирических, таких как «Тишина» Г. Новицкой, «Мама» Я. Акима, игровых «Текут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели» и других.

        Третья неделя – чтение детям рассказов и повестей. Например: С. И. Чарушина «Про зайчат», Б. Заходера «Хрюша на елке» и другие, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов таких иллюстраторов, как В.В. Лебедева, В. М. Канашевич, С. И. Чарушин, Е. М. Рачева.

        Четвертая неделя – знакомство с энциклопедической литературой.

        Основное наше правило – ежедневное чтение детям, ему в режиме дня отведено специальное время. Чтобы однажды услышанное произведение (сказка, рассказ, стихотворение и прочее) быстро не потерялось в потоке иной, не менее интересной дошкольнику информации, осуществляю повторное чтение.

        Совместные беседы о прочитанном, способствуют развитию детской мысли, умению рассуждать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; пополняют детскую копилку памяти, развивают монологическую и диалогическую речь ребенка.

        С помощью специальных занятий практически решаются все задачи по ознакомлению дошкольников с художественной литературой: обогащать, уточнять, систематизировать имеющиеся у детей представления о том или ином произведении того или иного писателя. Помогать ориентироваться в мире художественных произведений, формировать у детей интерес и любовь к литературе.

        Раз в неделю в вечернее время провожу свободное общение детей с воспитателем по поводу художественной литературы. Главная цель этого общения – предоставить каждому ребенку возможность реализовать себя в тех видах деятельности, которые их особенно привлекают. Рассматривание книг, чтение, драматизация, театрализованная деятельность по мотивам литературных произведений, активное участие в конкурсах.

        Один раз в месяц провожу игры- викторины: «Поле чудес», «Умники и умницы» и другие, игры-путешествия: «Путешествие по знакомым сказкам», «Путешествие в страну загадок» и другие, которые актуализируют читательский багаж детей и их знания в области литературы. Периодически оформляю тематические выставки, посвященные творчеству писателей. В их организации принимают участие дети и семьи воспитанников.

Анализ результативности.

        У дошкольников сформировался интерес к художественной литературе. Дети научились анализировать и рассуждать, понимать и чувствовать художественное произведение.

У детей вырос уровень речевого развития, коммуникативных навыков, изменилось отношение к книге. Дети уже по иллюстрациям или на слух могут назвать произведение и автора, просят прочитать еще.

Родители получили дополнительные знания о роли художественной литературы и ее значении в жизни ребенка.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

На первом этапе формирования педагогического опыта трудности заключались в нежелании родителей понимать важность формирования у детей  интереса и любви к художественной литературе. Родители отдавали предпочтение просмотру детьми мультфильмов и компьютерным играм, а не совместному чтению произведений детской художественной литературы.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,  работающим  с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  2. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  4. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
  5. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
  6.  Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  7. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.

C:\Users\1\Desktop\макуха\DSCN7393.JPG


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль воспитателя в воспитании интереса у дошкольников к художественной литературе

В последнее десятилетие сформировалось поколение, имеющее собственное отношение к книге и процессу чтения. Для этого поколения книга как продукт полиграфии, источник информации, явление художественной...

Инновационный проект "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"

На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения интереса и любви к художественной литературе сегодня актуальна как никогда. К сожалению, в наш век новых информационных технологий рол...

Формирование интереса и любви к художественной литературе

Конспект нетрадиционного родительского собрания...

Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".

Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....

Воспитание любви к художественной литературе

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со  сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ними на всю жизнь.Если вы приучите ребенка читать, а не смотреть телевиз...

Воспитание любви к художественной литературе посредством тематических проектов

Организация работы по воспитанию интереса к книжной культуре...