Формирование интереса и любви к художественной литературе
консультация на тему

Конспект нетрадиционного родительского собрания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sob.hud_._lit.docx50.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №35».

Конспект нетрадиционного родительского собрания «Формирование интереса и любви к художественной литературе»

воспитатели: Лузик Л.Г.

 


Дошкольный возраст - это период первоначального становления личности. Многочисленные психологические и педагогические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.

Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать, любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя.

Детская книга - это один из факторов, влияющих на формирование, развитие и становление личности ребёнка. Через произведения художественной литературы разных жанров формируются положительные личностные качества человека и гражданина своей Родины.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

Большое значение в развитии ребенка играет художественная литература. Перед нами воспитателями и родителями стоят такие задачи. Развивать интерес и любовь к художественной литературе. Воспитывать интерес и способность различать выразительные средства. Учить определять и мотивировать свое отношение к героям произведения. Формировать нравственные критерии оценки. Учить выразительно читать, при пересказе текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев. Развивать умение внимательно слушать речь окружающих. Иллюстрации в книге окажут помощь в организации речевой работы с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Интонационная выразительность речи взрослых при чтении ребенку художественных произведений будет не только способствовать глубокому и правильному пониманию содержания, но и воспитывать у ребенка потребность самому передать текст выразительно, в нужном темпе, при чтении художественной

литературы, при пересказе у детей становиться чище произношение, более развернутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Художественная литература оказывает большое значение в развитии речи дошкольников.

Рекомендации родителям: «Как правильно читать детям книгу?»

Многие родители спрашивают « Что лучше читать детям? Какие покупать книги? С чего начать чтение книги?». -На-эти -вонрое-ы-я- •поетараюсь вам- ответить в определенной последовательности.

« Первая встреча» с новой книгой всегда волнующе. Что же читать? Чем руководствоваться при выборе книг? Выбор не может быть случайным, книга должна обладать художественными и воспитательными достоинствами, развивать у детей чувства прекрасного. Желательно покупать книги с яркими художественными иллюстрациями, чтобы привлечь внимание ребенка, возбудить интерес книги. Это может быть сказка с торжеством добра , любви и справедливости над злом; книга писателя - природоведа о красоте и богатстве родной природы; книги о красоте людей в труде. Ну вот, книга выбрана, перед чтением рассмотрите вместе с детьми красочные иллюстрации, рассмотрите, что изображено на картинках , не старайтесь рассказать содержание книги. Как начинать чтение? В начале сообщите, что будете читать. Старайтесь, чтобы дети запоминали имена писателей. Полезно дать краткие сведения о писателе. Но, если ваш ребенок отвлекается от слушания? Никогда не делайте резких замечаний. Подчеркните выразительной интонацией, паузой, жестом, что вы ждете от ребенка внимательного слушания, но не нарушайте хода повествования. Как заканчивать чтение? Следует ли обсуждать прочитанное? Если произведение сильно взволновало ребенка, как например ненецкая сказка

«Кукушка», то не стоит обсуждать книгу. Но если ребенок о чем- то спросит, то конечно надо ответить. Следует обращать внимание детей на художественные особенности языка произведений. Например, после чтения расеказ-а~Снегирева -ч45«ворец», -вспомните с детьми, как автор писал о зиме, какими словами рисовал-лсартину-зимнего леса. Ваша задача - помочь детям вдуматься в слова, прислушаться к ним.

Время от времени книгу надо перечитывать. Дети любят находить для себя что-то новое в уже знакомом произведении, повторное чтение углубляет и закрепляет восприятия услышанного. Чтение одного небольшого произведения может не удовлетворить ребенка, тогда можно прочитать еще что-нибудь, придерживаясь тематики или единства образов. Большие произведения лучше читать отдельными частями, например сказку «Конек-горбунок» Ершова. Часто родители прибегают к чтению во время еды, чтобы заставить ребенка есть, в транспорте по пути домой. Читают без учета возраста детей. От такого чтения хорошего ждать мало.

Какие же условия благоприятны для чтения? Лучше читать в спокойной обстановке, в свободное от других занятий время. Особенно хороши «семейные чтения», когда все члены семьи слушают чтение. Книги, насыщенные большим количеством событий читайте реже. Лучше читать книги, носящие жизнерадостный характер, с несложным сюжетом. Полезно после чтения еще раз рассмотреть иллюстрации*» Невозможно воспитать любовь к книге, не воспитывая у ребенка бережного отношения к ней. Учите ребенка самостоятельно рассматривать книгу. Покажите, что это нужно делать только за столом. Ее всегда нужно класть на место, брать чистыми руками, а перелистывая страницы не мять и не рвать, беря-их-е-верхнегсг-правого ypj4tar-He разрешайте ребенку перегибать книгу. Расскажите, что над созданием книги трудилось много людей, ее надо беречь. Желательно, чтобы у ребенка был маленький шкаф для книг или полка. Пусть лучшие произведения литературы составляют сокровища ваших библиотек.


Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей

Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.

Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.

Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

Литературная викторина для родителей.

Родители делятся на команды, каждая команда придумывает себе название. Ведущий задает вопросы, за каждый правильный ответ, команды получают жетоны. Чья команда наберет больше жетонов, считается победителем. Ей вручается диплом «Знаток детской литературы».

I. Разминка

  1. Как обычно начинаются сказки?
  2. В чем медведь нес Машу и пирожки?
  3. Этот сказочный герой ездил на печи?
  4. Во что превратилась карета золушки в полночь?
  5. В чьем облике долгое время жила на болоте сказочная царевна?
  6. В какой сказке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мышки, лягушки, зайки, лисы, волка?
  7. Кто первым позвонил К.И. Чуковскому по телефону?
  8. Место, где К.И. Чуковский не рекомендовал гулять детям?
  9. Бабуля-грязнуля из стихотворения К.И. Чуковского?
  10. Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассеянной?
  11. Как звали медведей из сказки «Три медведя»?(Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)
  12. С        какими словами герои сказок обращались к избушке на курьих ножках?
  13. Какую        посуду звери использовали как жилище? (Горшок)
  14. Путеводитель        по Тридевятому царству? (Клубок)
  1. Вспомнить и ответить из каких произведений эти отрывки?
  1. - Как выскачу,

Как выпрыгну- Пойдут клочки

По закоулочкам. ( «Заюшкина избушка»)

  1. - Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на грудь легли. ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  1. - Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петушку не дают.. .( Кот, дрозд и петух»)

  1. - Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь.( « Сказка о золотой рыбке»)

  1. - Не бойтесь, гости дорогие! Это моя лягушонка в коробчонке приехала.

(« Царевна-лягушка»)

  1. - Не садись на пенек, не ешь пирожок. ( «Маша и медведь»)
  1. Объясните, в каких случаях мы употребляем эти имена?

Незнайка        Золушка

Несмеяна        Дядя Степа

Дюймовочка        Фома

  1. Отгадай какие сказки перепутались?
  1. - Выпил Иванушка водичку из копытца и превратился в козленочка. Увидела Аленушка и заплакала, а Иванушка говорит: «Не плачь Аленушка, а помоги мне лучше: влезь ко мне в левое ухо вылезь из правого - вот и стану я снова человеком». («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка»)
  2. - Сидит вол^ проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись рыбка и большая и маленькая». Потяжелел х£ост, стал

волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал волк бабку. Бабка за внучку, внучка за Жучку...(«Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему велению», «Репка»)

  1. Назови не менее 5 сказок, в которых встречается число 7(3) ?

(«Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о спящей Царевне и семи богатырях», «Цветик-семицветик», «Семь семионов - семь работников»)

(«Три медведя», «Три поросенка», «Три толстяка», «Три богатыря», «Три орешка для Золушки»)

  1. Объясните какой герой лишний и почему? (перед каждой командой

лежат по две коробки с настольным театром, герои в них перепутаны)

Уважаемые родители, все задания выполнили, на все вопросы ответили, а сейчас подсчитаем жетоны и определим победителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности.

Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности....

Инновационный проект "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"

На современном этапе развития нашего общества проблема сохранения интереса и любви к художественной литературе сегодня актуальна как никогда. К сожалению, в наш век новых информационных технологий рол...

Педагогический опыт "Формирование интереса и любви к художественной литературе в современных условиях"

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений,  работающим  с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам дополнительного образования, заинтересованным...

БУКЛЕТ«Формирование интереса у детей к художественной литературе"

В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русско...

буклет «Формирование интереса у детей к художественной литературе»

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то насл...

Консультация для родителей "Создание в семье условий для развития у детей интереса и любви к художественной литературе".

Педагогическая помощь родителям в привитии у детей интереса и любви к художественной литературе....

Формирование интереса у детей к художественной литературе в процессе театрализованной и исполнительской деятельности

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства ...